Применение производной при решении экономических задач

Цель данной разработки - помочь преподавателям образовательных учреждений экономического профиля в подборе материала профессиональной направленности при изучении производной. Цель урока - познакомить учащихся с возможностями использования математического аппарата дифференциального исчисления в экономических расчётах. Закрепить, углубить и обобщить знания в области производной с помощью решения различных задач с экономическим и практическим содержанием. В конспекте подробно рассматривается и даёт...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый педагог Луконина Светлана Александровна .

Предмет математика .

Возраст учащихся группа 12 ТЭО-19к, 1 курс на базе основного общего

образования .

Тема урока Применение производной при решении экономических задач .

Цели урока:

  1. Образовательные: Познакомить учащихся с возможностями использования математического аппарата дифференциального исчисления в экономических расчётах. Закрепить, углубить и обобщить знания в области производной с помощью решения различных задач с экономическим и практическим содержанием.

  2. Развивающие: Продолжить развивать логическое мышление учащихся. Развивать навыки самостоятельной работы. Развивать навыки самоконтроля.

  3. Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тесты, таблицы, доска.

Тип урока: комбинированный.



План

  1. Организационный момент ……………………………………………… 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания …………………………………………… 3 мин.

  3. Актуализация ранее изученного...………………..………….………….. 3 мин.

  4. Экономический смысл производной………………...………………… 25 мин.

  5. Задачи на экстремум в экономике…………………………………….. 25 мин.

  6. Эластичность функции ………………………………………………… 25 мин.

  7. Подведение итогов……………………………………………………….. 3 мин.

  8. Домашнее задание, (проектор)………...………………………………... 2 мин.

  9. Этап рефлексии……………………………………………………..……. 3 мин.



  1. Организационный момент

Цель деятельности педагога: проверить готовность к занятию, настроить на выполнение учебных задач.

Цель деятельности учащегося: настроиться на учебный процесс, проверить свою готовность к занятию.

Вступительное слово преподавателя: На предыдущих уроках мы рассмотрели понятие производной, её геометрический и физический смысл, а сегодня рассмотрим возможность использования наших знаний при решении прикладных задач.


  1. Проверка усвоения учащимися пройденного материала.

Цель деятельности педагога: актуализировать знания, необходимые для изучения темы, развивать позитивный интерес к предмету.

Цель деятельности учащегося: поверить в свои силы, оказавшись в ситуации успеха при решении известных задач.

Проверка домашнего задания через мультимедиа-проектор:

Задача: Найдите наибольшее и наименьшее значение функции Применение производной при решении экономических задач на отрезке Применение производной при решении экономических задач.

План решения

Реализация плана

Находим производную функции у /

Применение производной при решении экономических задач

Находим стационарные точки функции из уравнения у /=0

Применение производной при решении экономических задач, Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задачили Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач, Применение производной при решении экономических задач, Применение производной при решении экономических задач - стационарные

точки функции

Выбираем стационарные точки, принадлежащие отрезку Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач

Находим значения функции в стационарных точках (принадлежащих промежутку) и на концах промежутка

Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач

Из найденных значений выбираем наибольшее и наименьшее и записываем ответ.

Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач

  1. Актуализация ранее изученного.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение производной.

  2. Производные элементарных функций.

  3. Правила вычисления производных.

  4. Дифференцирование сложной функции.

  1. Экономический смысл производной

Производительность труда.

Пусть известна функция Применение производной при решении экономических задач, выражающая объём произведённой продукции и за время t. Тогда за время Применение производной при решении экономических задач величина произведённой продукции составит

Применение производной при решении экономических задач

Средняя производительность труда - это отношение количества произведённой продукции к затраченному времени, т.е.

Применение производной при решении экономических задач

Производительностью труда в момент времени t0 называется предел, к которому стремится zср при Применение производной при решении экономических задач:

Применение производной при решении экономических задач

Предельные затраты.

Пусть q - объём произведённой продукции, С - её себестоимость (или издержки), зависящая от q, т.е. Применение производной при решении экономических задач.

Средние затраты на единицу продукции (средняя себестоимость) определяются по формуле

Применение производной при решении экономических задач

Найдём Применение производной при решении экономических задач - приращение затрат на производство, связанное с увеличением объёма произведённой продукции на величину Применение производной при решении экономических задач:

Применение производной при решении экономических задач

Отношение Применение производной при решении экономических задач есть среднее приращение затрат на производство, т.е. приращение затрат на единицу произведённой продукции. Тогда, если существует

Применение производной при решении экономических задач

То Применение производной при решении экономических задач называют предельными затратами на производство (себестоимостью). В экономических исследованиях предельные издержки называют маржинальными и обозначают через МС, т.е.

Применение производной при решении экономических задач

Предельный доход.

Пусть функция Применение производной при решении экономических задач отражает зависимость дохода R от объёма продукции q. Рассуждения, аналогичные предыдущим, приведут к формуле

Применение производной при решении экономических задач

Величина Применение производной при решении экономических задач определяет предельный доход, который называют маржинальным и обозначают через МС, т.е.

Применение производной при решении экономических задач

Задача: Объём продукции и, выпускаемой рабочим в течение рабочего дня, выражается функцией Применение производной при решении экономических задач, где t - время, ч; причём Применение производной при решении экономических задач. Необходимо вычислить производительность труда и скорость её изменения через 1 ч после начала и за 1 ч до окончания рабочего дня.

Решение:

Производительность труда Применение производной при решении экономических задач выражается формулой Применение производной при решении экономических задач. Тогда

Применение производной при решении экономических задач

Производительность труда через 1 ч после начала работы

Применение производной при решении экономических задач(у.е.)

Производительность труда за 1 ч до окончания работы

Применение производной при решении экономических задач(у.е.)

Скорость изменения производительности труда Применение производной при решении экономических задач

Значит, Применение производной при решении экономических задач, Применение производной при решении экономических задач


  1. Задачи на экстремум в экономике.

Алгоритм решения задачи

на определение наибольшего или наименьшего значений:

  1. Этап построения математической модели (этап формализации).

  • выявляем оптимизируемую величину (прибыль, расходы на производство и т.п.). и обозначаем её у;

  • одну из неизвестных величин (цену товара, величину спроса, объём производства и т.п.) считаем независимой переменной и обозначаем х. Устанавливаем реальные границы изменения х в соответствии с условием задачи;

  • исходя из конкретных условий задачи, выражаем у через х и известные величины.

  1. Этап исследования математической модели.

  • для полученной функции находим максимум или минимум (в зависимости от требований задачи) на промежутке реального изменения х.

  1. Этап интерпретации результатов.

  • интерпретируем полученные результаты для данных задачи.

Данный алгоритм подходит и для функции с двумя переменными.

Задача: Затраты на производство продукции объёма х задаются функцией Применение производной при решении экономических задач. Производитель реализует продукцию по цене 25 ден.ед. Найдите максимальную прибыль П и соответствующий объём продукции х.

Решение:

План решения

Реализация плана

Записываем исходную формулу для вычисления величины, экстремальное значение которой надо найти

Прибыль равна разности между выручкой U и затратами С.

П= U - С

Находим соответствующую функцию, зависящую от х

Реализовав продукцию объёма х по цене 25 ден.ед., предприниматель имеет выручку, Применение производной при решении экономических задач. При этом затраты составят Применение производной при решении экономических задач. Значит,

Применение производной при решении экономических задач

Определяем (по смыслу задачи) область определения функции

По смыслу задачи объём продукции х может принимать любое положительное значение, т.е.

Применение производной при решении экономических задач

Формулируем математическую задачу

Найти наибольшее значение функции

Применение производной при решении экономических задачпри Применение производной при решении экономических задач

Функцию аргумента х исследуем на экстремум на найденном промежутке

Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач, следовательно

стационарная точка функции Применение производной при решении экономических задач

Производная меняет свой знак при переходе через эту точку с «+» на «-», значит Применение производной при решении экономических задач - точка максимума.

Применение производной при решении экономических задач

Интерпретируем результаты и записываем ответ

Максимальная прибыль, равная 96 ден.ед., достигается при объёме производства 10 у.е.


  1. Понятие эластичности в микроэкономике.

Для исследования экономических процессов и решения прикладных задач используется понятие эластичности функции.

Эластичностью функции (с точки зрения математики) Применение производной при решении экономических задач называется предел отношения относительного приращения функции к относительному приращению аргумента при Применение производной при решении экономических задач.

Применение производной при решении экономических задачПрименение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач


Экономический смысл эластичности функции в том, что она выражает приближённый процентный прирост значения функции при приращении аргумента на 1%.

Свойства эластичности:

  1. Эластичность - безразмерная величина, т.е. её значение не зависит от единиц измерения величин х и у.

  2. Эластичность произведения двух функций равна сумме эластичностей этих функций.

Применение производной при решении экономических задач

  1. Эластичность частного двух функций равна разности эластичностей этих функций.

Применение производной при решении экономических задач

Эластичность спроса q относительно цены p.

Пусть спрос зависит от цены по закону Применение производной при решении экономических задач. Функция Применение производной при решении экономических задач показывает, как изменится спрос на данный товар, если цена изменится на 1%. Так как обычно Применение производной при решении экономических задач, т.е. с увеличением цены спрос падает, то Применение производной при решении экономических задач берут со знаком «-», т.е. Применение производной при решении экономических задач.

Если Применение производной при решении экономических задач то говорят, что спрос эластичен; если Применение производной при решении экономических задач то не эластичен; если жеПрименение производной при решении экономических задачто спрос нейтрален.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение величины спроса на один товар или услуги при изменении цены на другие (замещающие или дополняющие) на один процент.

Применение производной при решении экономических задач

Положительный знак в (10) свидетельствует о замещаемости, а отрицательный - о дополняемости.

Эластичность спроса q относительно дохода r.

Пусть Применение производной при решении экономических задач - закон зависимости спроса от дохода. Тогда Применение производной при решении экономических задач есть эластичность спроса относительно дохода, она показывает как изменится спрос на данный товар, если доход изменится на 1%.

Аналогично можно определить эластичность предложения s относительно цены р или дохода r:

Применение производной при решении экономических задачи Применение производной при решении экономических задач

Ценовая эластичность ресурсов.

Применение производной при решении экономических задач

Характеризует относительное изменение величины спроса на какой-либо ресурс (например, труд) при изменении цены этого ресурса (зарплаты) на один процент.

Эластичность замещения одного ресурса другим

Применение производной при решении экономических задач

Характеризует необходимое изменение величины одного ресурса (капитала) при изменении количества другого ресурса (труда) на один процент с тем, чтобы выпуск при этом не сократился.

Пример 1: Функция спроса: Применение производной при решении экономических задач Функция предложения: S = p + 0,5. Здесь р(руб) - цена товара, q(шт.) - количество покупаемого товара; S(шт.) - количество предлагаемого на продажу товара в единицах времени.

Найти: а) равновесную цену: q= S; б) эластичность спроса и предложения для этой цены.

Решение: а) Применение производной при решении экономических задач p = 2 руб.

б) Применение производной при решении экономических задач

Применение производной при решении экономических задач; Применение производной при решении экономических задач неэластична

Применение производной при решении экономических задачПрименение производной при решении экономических задач; Применение производной при решении экономических задач неэластична.

Следовательно изменение цены не приведет к резкому изменению спроса и предложения. При увеличении цены р на 1% спрос уменьшится на 0,3%, а предложение увеличится на 0,8%.

Пример 2: Функция спроса y от цены х продукта имеет вид Применение производной при решении экономических задач. Найти коэффициент эластичности спроса при цене товара Применение производной при решении экономических задач единицы.

Решение. Коэффициент эластичности спроса равен

Применение производной при решении экономических задач.

При Применение производной при решении экономических задач получаем Применение производной при решении экономических задач, т.е. при повышении цены на 1% спрос на товар уменьшится на 0,25%. Так как Применение производной при решении экономических задачПрименение производной при решении экономических задач, то спрос при цене Применение производной при решении экономических задач единицы не эластичен.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание, слайд № 15.

Тематические тесты. Раздел 2.5. А3; А6 ; А15; В30; В38; В43.

Записи в тетрадях.

IX. Рефлексия урока.

Цель деятельности педагога: создание условий для саморазвития, самопознания школьника.

Цель деятельности учащегося: воспроизведение полученных в ходе занятия знаний; осознание собственной деятельности.

Слово преподавателя:

  1. Какими навыками, умениями вы овладели на сегодняшнем уроке?

  2. Что было непонятно?

  3. Решение каких задач показалось вам сложным?

  4. Какие задания вам понравились?

  5. Что удивило вас?

9


© 2010-2022