Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию разработанную мною систему подготовки к экзамену по математике в формате ГИА для девятиклассников. Мы все знаем какие трудности испытывает учитель  и его ученики перед экзаменом. И прикладываем все усилия чтобы экзамены были сданы. В работе содержится теоретический и некоторый практический материал. Рассматриваю все модули экзамена: алгебру, геометрию и реальную математику. Использую разные технологии для подготовки к экзамену. И буду рада поделиться ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИАМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кондопоги Республики Карелия

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА


Учитель математики Терехина С.Ю.

2014 год

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников основной школы общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы общеобразовательных учреждений и учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего, при изучении ее в средней школе на профильном уровне.

С целью обеспечения эффективности проверки освоения базовых понятий курса математики, умения применять математические знания и решать практико-ориентированные задачи, а также с учетом наличия в практике основной школы как раздельного преподавания предметов математического цикла, так и преподавания интегрированного курса математики, в экзаменационной работе выделены три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. Каждое задание базового уровня характеризуется пятью параметрами: элемент содержания; проверяемое умение; категория познавательной области; уровень трудности; форма ответа. Предусмотрены следующие формы ответа: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом, на соотнесение, с записью решения.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности - от относительно более простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической подготовки.

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 - 8 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий.

Всего: 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня и 6 заданий

Основное отличие экзаменационной работы 2013 года от модели, действующей в последние годы, заключается в следующем. В ней отражены пожелания по раздельному оцениванию алгебраической и геометрической составляющих математической подготовки учащихся с целью выставления отметок по курсу алгебры и курсу геометрии. Также осуществляется соответствие требованиям стандарта в части использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации существенно отличается от традиционной. В ГИА введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

Учащиеся одного класса имеют разный уровень подготовки, зависящий и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену - это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки. Поэтому над этими проблемами необходимо усиленно работать ещё в 5 - 8 классах.

Для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов необходима мотивация. Если в 11 классе при сдаче ЕГЭ ученики по результатам экзамена получают возможность поступления в ВУЗ, то в 9 классе экзамены на поступление не всегда влияют, ученики не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, а значит, усложняет систему подготовки к ГИА.

Поэтому учеников и их родителей, необходимо заинтересовать результатом экзамена.

1.В первую очередь необходимо изучить формат и структуру контрольно-измерительных материалов, которые используются в ГИА по математике. При этом обязательно оформляю стенд «готовимся к экзаменам», где обязательно вывешиваю демоверсию, спецификацию, кодификаторы.

2. Провожу работу с родителями и учащимися. Знакомлю с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, структурой теста, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения положительной оценки необходимо решить от 8 до 15 заданий, при этом в каждом модуле необходимо выполнить минимум заданий. В алгебре - 3, геометрии - 2, в реальной математике - 2). Показываю адреса сайтов, которыми можно воспользоваться для подготовки к экзамену. Со многими родителями совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке. Особое внимание обращаю на поведение во время экзамена, на порядок проведения апелляции.

3. Создаю банк тестовых заданий, подбираю учебно-методическую литературу. В этом мне помогают различные образовательные сайты и та литература, которую издает ФИПИ. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В своей работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов. Использование тестовых технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ГИА. Использую эти технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. Помимо этого активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Например, международная математическая игра «Кенгуру» способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ГИА. В этом году попробовали участвовать и во всероссийском конкурсе «Я энциклопедиЯ», где также используются тестовые технологии.

В своей работе часто использую тематические тесты

Преимущества тематического теста:

  • в нём собраны разные задания по одной теме;

  • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

  • по такому тесту удобно проводить повторение;

  • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Тесты у меня есть по всем темам курса 5 - 9 классов. Их часто использую и при обобщении материалов при подготовки к экзамену. Например, тест из 8 класса можно использовать и в 9 классе при повторении темы: «Функции»


Тест 2. Квадратичная функцияСистема подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

Вариант 1

А1. Функция задана формулой Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА. Найдите Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) 24 2) 0 3) 8 4) -8

А2. График какой функции изображен на рисунке?

1) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 2) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 4) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

А3. Найдите нули функции Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) 2 и 3 2) -6 и -1 3) 1 и 6 4) -3 и -2

А4. На каком рисунке изображен график функции Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА?

1) 2) 3) 4)

0

1

1

х

у0

1

1

у

х

0

1

1

у

х

0

1

1

у

х

0

1

1

у

х

А5. График какой функции изображен на рисунке?

1) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 2) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 4) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

А6. Найдите координаты вершины параболы Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) (2; 22) 2) (2; 8) 3) (-2; -26) 4) (-2; -10)

А7. Найдите на оси Ох точку, через которую проходит ось симметрии параболы Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) 2 2) 1 3) -2 4) -1

А8. Определите нули функции Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 2) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 3) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 4) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

0

1

1

у

х

А9. На каком промежутке функция, изображенная на рисунке убывает?

1) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 2) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 3) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА 4) Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

А10.Найдите наименьшее значение функции

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

1) -16 2) -7 3) 3 4) -18

Есть тесты, которые были созданы по материалам открытого банка заданий ГИА

В какое из следующих выражений можно преобразовать произведение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА?

Варианты ответа

1.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

2.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

4.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

В какое из следующих выражений можно преобразовать произведение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА?

Варианты ответа

1.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

2.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

4.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

В какое из следующих выражений можно преобразовать произведение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА?

Варианты ответа

1.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

2.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

4.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

Упростите выражение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

Варианты ответа

1.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

2.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

3.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

4.

Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА

Преобразуйте в многочлен выражение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

Упростите выражение Система подготовки к экзамену по математике в формате ГИА.

Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Можно всё время громко фиксировать время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.

4. Проведение консультаций. Консультации или дополнительные занятия я провожу как для всего класса, так и для слабых учеников. Во втором полугодии отдельно занимаюсь с сильными ребятами, с которыми мы отрабатываем вторую часть экзамена. Общие консультации стараюсь проводить тематические с разбором заданий из экзамена.

5. Систематическая подготовка к экзамену на уроках. Через устную работу, разминки на 5 - 7 минут, которые могут составляться по определенной теме или совокупности нескольких тем. При этом, если какие то задания вызывают затруднения, то мы их обязательно проговариваем и прорабатываем на последующих уроках. При изучении нового материала обязательно обращаю внимание на задания, соответствующие теме урока из Кимов.

6. Еженедельное решение вариантов Кимов. Ребятам выдаются различные варианты тестов, которые они решают самостоятельно и проверив их обязательно отрабатываем допущенные ошибки. Иногда приходилось делать работу над ошибками по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно. В кабинете есть справочный материал по основным темам, к которым можно обратиться, чтобы ликвидировать какие-то пробелы.

7.Уроки провожу с использованием компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  1. Интернет-сообщество учителей

  2. Сеть творческих учителей

  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  4. Информационно-методический сайт

Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:

  • компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,

  • поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,

  • богато иллюстрировать материал,

  • трудные для понимания моменты показать в динамике,

  • повторить то, что вызвало затруднения,

  • дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,

  • быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогли при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.

1 часть работы содержит 5 геометрических заданий. Особенно трудно давались задания типа 13, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогали наглядно увидеть ответы на вопросы . По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

8. В течение года провожу тренировочные, диагностические работы внутри школы. Работы берутся с официального сайта СтатГрад. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

  • Обучение постоянному жёсткому контролю времени. На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение 1 части (18 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3- 4 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3-4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд - одна из причин низкого качеств выполнения работы. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать- от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

  • Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

  • Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №19), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз.

9. Работа по заполнению бланков. С заполнением бланков было много проблем. Обращала внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают обыкновенную или неправильную дробь и т.д.

10. Итоговое повторение.

Подытожив выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ГИА происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения. Буду очень признательна, если мой опыт кому-нибудь пригодится.


© 2010-2022