Доклад на тему: Дифференцированный подход в обучении математике

В  данном докладе рассказывается об опыте молодого учителя математики, т.е применение в работе дифференцированного подхода в обучении математике с 5  по 9 классы.А так же использование тестов, их преимущества и недостатки.Какие задания необходимо давать более сильным, слабым ученикам.Как проводить дифференцированный подход внутри класса,также их плюсы и минусы, какие методы и подходы использовать на уроке, как необходимо правильно создавать задания для учащихся разных групп(первая, вторая и трет...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Северная СОШ



Дифференцированный подход

в обучении математике


Из опыта работы учителя математики Пачиной В.В

















Одной из существенных особенностей обучения математике является дифференцированное обучение. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Поэтому, учитывая уровень развития, уровень знаний отдельных учащихся, их возможности, нужно стремиться, что бы знания учащихся и способы их приобретения становились более совершенными.

Работая в своих классах, я вижу учеников с крайне противоположными друг другу уровнями развития, от очень высокого до очень низкого. При таком подборе класса, передо мной стоит задача - выбрать такие формы и методы обучения, которые способствовали бы достижению обязательных результатов обучения, развивали творческое мышление, активизировали познавательную деятельность учащихся.

Практика показывает, что даже при весьма совершенной методике обучения, успех в работе достигается только при условии учета индивидуальных особенностей учащихся. Не учитывая индивидуальные особенности детей мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Что же касается слабых ребят, то задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути - механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.

Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию учащихся внутри класса. Для этого я провожу диагностирующую работу, обычно начинаю её проводить в пятом классе вначале учебного года. Провожу исследование знаний путем бесед, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся. После такого исследования моя работа строится в следующей последовательности:

1. ознакомление учащихся с учебными целями;

2. ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу;

3. обучение;

4. текущая проверка;

5.оценка результатов проверки, выявление учеников, которые полностью освоили материал;

6. коррекция знаний у тех учащихся, которые не достигли полного усвоения;

7. проведение диагностирующего теста;

8. заключительная проверка уровня.

Учитывая уровень знаний, я выделяю в классе три типологические группы учащихся, условно называя их первая, вторая, третья группы. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры.

К второй группе относятся ребята, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако - многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений.

К третьей группе относятся ребята, имеющие отрицательное отношение к учению и не владеющие приёмами учебного труда.

Итак, деятельность учащихся на уроке различна. С помощью дифференцированных форм учебной деятельности я реализую на уроках следующие цели.

С учащимися первой группы - расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися второй группы - ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

С учащимися третьей (слабой) группы - ликвидация пробелов в знаниях, умениях.. пробуждение интереса к предмету путём использования игровых элементов

Планируя урок важно продумать, как ученики разноуровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, будут ли создаваться проблемные ситуации, какие наглядные пособия нужно привлечь.

На уроках большое внимание уделяю работе с учебником

Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети прочтут фразу, абзац и не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником вести систематически, то появляются результаты - ребята, особенно сильные, внимательно читают, быстро находят ответы на вопросы. Например, изучая в 5-ом классе тему «Деление десятичных дробей», я дала задание - прочитать текст учебника ,затем, первой и второй группе - составить вопросы к прочитанному, а третьей группе - выучить наизусть определение.

Организуя коллективную работу по отработке нового материала, каждой группе я даю задание разного уровня сложности. Например, ученикам первой группы даю задания с элементами исследования. (5 кл. тема «Треугольники») « Может ли периметр треугольника равняться 217 см, если одна сторона равна 38 см, а вторая на 16 см больше?» Подумайте, существует ли такой треугольник? Ученикам второй и третьей группы даю три стержня с соответствующими длинами сторон - модели отрезков, и .предлагаю из этих отрезков построить треугольник. Как они не старались, но построить треугольник не смогли. Делаем вывод: почему мы не можем построить треугольник с такими длинами сторон. Ребята увидели., что одна сторона треугольника больше суммы двух других сторон т. е. 125>38 +54. Затем первая и вторая группы выполняют работу по индивидуальным карточкам, а третья группа работает с учебником, отвечает на вопросы.

Для развития интереса к учению я предлагаю разноуровневые домашние задания. Например, в 5 классе, изучая тему «Площадь» ребятам первой и второй группы даю задание «Измерьте площадь одой страницы учебника математики. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника?». Учащиеся третьей группы получают задание - «Найти периметр и площадь вашей кухни». При выполнении таких заданий не наблюдается списывания, каждый ученик выполняет это задание самостоятельно.

С целью формирования положительного отношения к изучению математики необходимо слабоуспевающим ученикам помочь преодолеть боязнь ошибиться, помочь преодолеть в себе неуверенность. Поэтому при изучении трудных теоретических вопросов я не вызываю слабых ребят, даю им возможность послушать сильных учащихся. Слабым учащимся предлагаю посильные задания, а если и они вызывают трудности, то предлагаю карточки-инструкции.

При подготовке и проведении зачета я часто практикую работу в парах постоянного состава, где сильный ученик сидит со слабым или средним учеником. Они вместе повторяют нужный материал. Слабые ученики консультируются у сильных по вопросам, которые у них вызывают затруднения. Во время зачета мне помогают ученики-консультанты - учащиеся первой группы. У них зачет принимаю сама., а затем они помогают принимать зачет у ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения зачета позволяет учащимся «раскрыться», сравнить и оценить свои знания, и знания одноклассников.

Немало важную роль я отвожу на своих уроках работе по тестам. Работу по тестам провожу дифференцированно.

Задавая домашнее задание для учащихся третьей группы я даю консультацию. На это уходит 2-3 мин., но зато есть результат - меньше списывания, больше самостоятельности.

При подготовке к контрольным и проверочным самостоятельным работам я предлагаю учащимся образцы работ.

При составлении самостоятельных и контрольных работ я учитывая степень сложности заданий. Обычно все варианты по трудности одинаковы, но внутри варианта задачи распределены по нарастанию трудности. Такие задания ставят ученика вначале в равные условия.

Конечно, нельзя сказать, что работа в разноуровневых группах достаточна во всех отношениях, однако, я вижу в ней смысл. Ребята более активны. Ответственнее относятся к учебе, повышается интерес к предмету. Они принимают активное участие во всероссийских олимпиадах.


© 2010-2022