- Преподавателю
- Математика
- Образовательный модуль на повторение курса планиметрии по теме «Касательная к окружности»
Образовательный модуль на повторение курса планиметрии по теме «Касательная к окружности»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Куликова Л.В. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образовательный модуль
на повторение курса планиметрии по теме
«Касательная к окружности»
Введение
Модульная технология возникла как альтернатива традиционным подходам к обучению и первоначально была осуществлена в сфере профессионального образования для устранения недостатков существующей профессиональной подготовки. Она приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 40-х годов XX века. Ее идеи берут начало в трудах Б. Ф. Скиннера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах Б. М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса, Дж. Расселла. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались И. Б. Сенновским, П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой, П. А. Юцявичене и др.
Модульное обучение интегрирует в себе все то, что накоплено в педагогической теории и практике, и базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление их на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
Пояснительная записка
-
Актуальность.
Личностно-ориентированное обучение, главная цель которого - развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, обогатило модульное обучение субъективной активностью и самостоятельностью учащегося.
При модульной технологии обучения содержание состоит из системы модулей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания предметной культуры. Содержание разбивается на обособленные законченные части.
-
Принципы.
Устные задачи для повторения теории; ключевые задачи; практикум по решению задач на уроке; задания для самостоятельной работы; задания для домашней работы.
-
Цель составления методической разработки.
Оказание учителям математики методической помощи при подготовке выпускников основной школы к итоговой аттестации по математике.
-
Задачи, решаемые внедрением разработки.
Выделение базового уровня по теме модуля, выделение основных затруднений учащихся; выделение повышенного уровня сложности по теме.
-
Практическая направленность материала.
Поурочно - тематическое планирование по данному модулю, рекомендации по форме уроков, по учебно - методическим ресурсам.
-
Предполагаемые результаты от применения методической разработки.
Обеспечение эффективности и результативности проведения итогового повторения, создание условий повышения познавательной активности учащихся.
-
Критерии оценки результатов внедрения разработки.
Входная диагностика(устная работа), результаты самостоятельной и домашней работ, мониторинг результатов ГИА по математике в 9 классе.
-
Технология осуществления разработки и ограничения в использовании.
Предлагаемая система работы предназначена для учителей математики 9 класса при повторении курса планиметрии при условии выделения 2 -3 часов. (Приложение 1)
-
Образовательный модуль на повторение курса планиметрии по теме «Касательная к окружности».
-
Устная работа.
Теория.
-
Определения: - окружность,
- центр окружности,
- радиус,
- касательная,
- точка касания,
- секущая,
- хорда,
- диаметр,
- перпендикуляр,
- описанная окружность.
- равносторонний треугольник,
- биссектриса.
2. Теоремы:
2.1- Свойство касательной. Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания.
2.2- Признак касательной. Отрезки касательных к окружности, проведенных из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.
2.3- Если из точки, лежащей вне окружности, проведены касательная и секущая, то квадрат длины касательной равнее произведению секущей на её внешнюю часть.
2.4- Угол между касательной и хордой. Угол, образованный касательной к окружности и секущей, проведенной через точку касания, равен половине дуги, заключенной между его сторонами.
2.5- Теорема о центре вписанной окружности в треугольник. Центром окружности, вписанной в треугольник, является точка пересечения его биссектрис.
-
Ключевые задачи.
-
Свойство углов равностороннего треугольника.
-
Свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30 °.
-
Свойство острых углов прямоугольного треугольника.
-
Теорема Пифагора
-
Подходы к решению задач (исходя из условий)
-
Проведение перпендикуляра из центра окружности в точку касания.
-
Обозначение длины отрезка за х, составление уравнения.
-
Общий ход рассуждений: дано - найти- решение; дано - доказать - доказательство.
-
Практикум по решению задач на уроке
№
Задача ( текст, рисунок, решение, ответ)
Определения (№ из списка)
Теоремы
(№ из списка)
На что обратить особое внимание
1.
DC - касательная к окружности с центром в точке О. В - точка касания. Треугольник ВОА равносторонний. Определите угол АВ D.
Решение:
Треугольник ВОА равносторонний, следовательно, все углы равны по 60º.
Угол ОВD= 90 º.
< АВD= <ОВD - <ОВА= 90º- 60º = 30º
Ответ: 30º
Свойство углов равностороннего треугольника
2.1
Аксиома измерения углов.
2.
Из точки С к окружности с центром в точке О проведены касательная СМ. (А - точка касания) и секущая СN. Угол CNM = 28º. Определите величины других углов треугольника ОАС.
Решение: Проведем отрезок ОА. ОА - радиус окружности. ОА перпендикулярен касательной АС.
Рассмотрим треугольник ОАС
<ОАС = 90º.
< АОС= 90º - <ОАС= 90º- 28º = 62º
Ответ: 90º, 62º.
2.1
Ключевая задача №3
3.
Треугольник АВС описан около окружности с центром в точке О. угол САО = 27º. Чему равен угол ВОА?
Решение:
<ВАО = <САО = 27º
Ответ: 27º
2.2
4.
Задача по готовому чертежу.
АО = 17. АВ - ?
Решение:
Рассмотрим треугольник АОВ. Он прямоугольный, <АВО = 90º.
ОВ = ОК = 15.
АО² = АВ²+ ВО²,
17²= АВ² + 15², АВ² =289 - 225=64. АВ = 8.
Ответ: 8.
2.1
Ключевая задача №5(Теорема Пифагора)
5.
Задача по готовому чертежу.
R = 8.
Решение:
Проведем радиусы ОВ и ОС. ОВ перпендикулярен АВ. ОС перпендикулярен АС.
ОА биссектриса угла ВАС.
<ВАО = <САО = 30º.
Рассмотрим треугольник АВО, он прямоугольный.
ВО = 8, <ВАО = 30º.
АВ = ВО •ctg 30º = 8 √3.
Ответ:8√3.
2.1.
2.2
2.1
Опреде
ление котан
генса острого
угла прямоугольного треугол
ьника
6.
Точка касания вписанной окружности делит боковую сторону равнобедренного треугольника на отрезки 3 см и 5 см, считая от основания. Найдите периметр треугольника.
Решение:
Треугольник АВС - равнобедренный. АВ= ВС = 3 +5 = 8см.
<ВАС = <ВСА
Следовательно, <КАО = <ОАМ = <ЕСО = <ОСМ.
Рассмотрим треугольники ОЕС и ОМС. Они прямоугольные.
И треугольник ОЕС = треугольнику ОМС (<ЕСО = <ОСМ, ОЕ = ОМ = R).
Из равенства данных треугольников следует, что ЕС = МС = 3 см.
Аналогично, треугольник ОКА = треугольнику ОМА, АК = АМ = 3см.
АС = 6 см.
Периметр треугольника АВС = АВ + ВС + АС = 8 + 8 + 6 = 22 см.
Ответ: 22 см.
2.2
2.1
По определению равно
бедренного треугольника
По свойству равнобед. тр..
Признак равенства прямоугольных треугольников: по катету и острому углу)
По аксиоме измерения отрезков.
7.
Хорда проведена параллельно касательной к окружности. Докажите, что концы хорды и точка касания образуют равнобедренный треугольник.
Решение: АС׀׀ DE, 1.<DВА=<ВАС.
<DВА= 1/2<ВОА.
2.<ЕВС = <ВСА
<ЕВС= 1/2<ВОС.
По доказанному выше 1:
<DВА=<ВАС= 1/2<ВОА.
Но <ВАС= 1/2<ВОС.
Учитывая доказанное в пункте 2: <ВСА= 1/2<ВОС.
Следует, что:
<ВСА =<ВАС.
Значит , треугольник АВС - равнобедренный.
2.4
2.4
Свойство параллельных прямых
Теорема о вписанном угле
Признак равнобедренного треугольника
Окружность, касающаяся гипотенузы прямоугольного треугольника, а также продолжений его обоих катетов имеет радиус q. Найдите периметр треугольника.
Решение:
СN =CD , BM=BD , следовательно:
AN = AC+CD, AM = AB = BD
Значит, Р = AN+AM
Угол MAN = углу АМО = углу ANO=90°.
Следовательно, AMNO- квадрат.
Р = 2ОМ = 2q.
По определению
2.2
2.1
По аксиоме измерения отрезков.
-
Задания для самостоятельной работы.
№
Задача
Ответ
1
МР касательная к окружности. Угол КМР равен 30º.вычислите градусную меру угла МОК.
60º
2
Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К - точка касания. Найдите длину ОЕ, если КЕ = 8 см, а радиус окружности равен 6 см.
10 см
3
В треугольнике АВС отрезки АВ = 4 см, ВС = 3 см, АС = 5 см. Докажите, что АВ - отрезок касательной, проведенной из точки А к окружности с центром в точке С радиуса 3 см.
-
4
ЕК и ЕF - отрезки касательных, проведенных к окружности с центром О радиуса 6 см, Угол КОF = 120°, А - точка пересечения КF и ОЕ. Найдите длины ОА и АЕ.
ОА =3 см,
АЕ = 9 см
-
Задания для домашней работы.
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. УУД познавательные, регулятивные, коммуникативные
Используя конспект сегодняшнего урока, решите задачи.
№
Задача
Ответ
1
АВ и АС касательные. Угол А = 60º. Найдите угол ВОС.
120º
2
Угол ВОА = 110º, угол САВ = 55º. Докажите, что прямая АС является касательной к данной окружности.
-
3
Через точку А проведены две касательные к окружности с центром О, причем В и С- точки касания. 1) Докажите, что АО является биссектрисой угла ВАС.2) Сравните длины отрезков АВ и АС.
-
4
МА и МВ - касательные, МО = 2см, угол АМО равен 45º. Найдите расстояние между точками А и В.
2 см
5
Центр О окружности лежит на стороне АВ треугольника АМВ, причем окружность касается сторон АМ и МВ. Известно, что АО = 6, ОВ = 4, ОМ = 12. Найдите радиус окружности.
6√3/√7
-
Форма учета знаний учащихся.
В качестве мониторинга знаний можно предложить тестовую работу по данной теме. Работа представлена в виде двух равноценных вариантов с некоторым превышением степени трудности. Вопросы и задания тестовой работы разделены на три уровня сложности: А - базовый; В - более сложный и содержит задачи на умение использовать и ранее изученный материал; С - две задачи повышенного уровня. На выполнение теста отводится от 10 до 20 минут в зависимости от уровня подготовки учащихся. За каждое выполненной задание части А учащийся получает 0,5 балла. В части В - 1 балл, в части С - 2 балла. Максимальное количество баллов за тест - 8.
-
Оценка
Количество баллов.
2
Менее 1,5
3
1,5 - 2,5
4
3 - 4
5
4,5 - 8
Тест по теме «Касательная к окружности».
Вариант 1.
А1. АВ и ВС - отрезки касательных, проведенных из точки В к окружности с центром О. ОА = 16 см, а радиусы, проведенные к точкам касания, образуют угол, равный 120º. Чему равен отрезок ОВ?
-
8 см 2) 16 см 3) 32 см 4) 24 см
А2. Прямая АВ касается окружности с центром О и радиуса 4 см в точке А так. Что ОВ = 4 √2 . Чему равен отрезок АВ?
-
2√ 2см 2) 2см 3) 4√ 2 см 4) 4 см
А3. АВ и ВС отрезки касательных, проведенных из точки В к окружности с центром О. ОВ = 10. АО = 5.Чему равен угол АОС?
-
120º 2) 60º 3) 45º 4) 90º
А4. Прямая АВ касается окружности с центром О радиуса 6 см. Известно, что АВ = 16 см, АО = ОВ. Чему равна длина АО?
-
9см 2) 6см 3) 8см 4) 10см
В1. Стороны АВ, ВС и АС треугольника АВС касаются окружности с центром О в точках М, К и Р соответственно так, что ВМ=4 см, КС =6 см, АР = 8 см. Найдите периметр треугольника АВС.
В2. АВ и ВС - отрезки касательных, проведенных к окружности с центром О радиуса 10 см. Найдите периметр четырехугольника АВСО, если угол АОС равен 120º.
С1. Угол между диаметром АВ и хордой Ас равен 30º. Через точку С проведена касательная, пересекающая прямую АВ в точке К. Найдите радиус окружности, если СК = 4 см.
Вариант 2.
А1. Отрезки касательных АВ и ВС. Проведенных из точки В к окружности с центром О, образуют угол, равный 60º, ОВ = 28 см. Чему равен отрезок АО?
1)28см 2) 42см 3)56см 4)14см.
А2. Прямая АВ касается окружности с центром О радиуса 2 см в точке А так. ОА = ОВ. Чему равен отрезок ОВ?
1)2 √2 см 2) 2см 3)3√ 2 см 4) 4см.
А3. АВ и ВС - отрезки касательных, проведенных из точки В к окружности с центром О. АВ = 6, ВО = 12. Чему равен угол АВС?
1)30º 2)120º 3)60º 4)90º
А4. Прямая АВ касается окружности с центром О радиуса 5см. Известно, что ОА = ОВ = 13 см. Чему равна длина АВ?
1)24см 2)12см 3)26см 4)10см
В1. Стороны АВ, ВС и АС треугольника АВС касаются окружности с центром О в точках М, К и Р соответственно так, что ВМ = 5 см, РС = 7 см, а периметр треугольника АВС равен 32 см. Найдите длину стороны АС.
В2. АВ и ВС - отрезки касательных, проведенных к окружности с центром О радиуса 6 см. Найдите периметр четырехугольника АВСО, если угол АВС равен 60º.
С1. Угол между диаметром АВ и хордой АС равен 30º. Через точку С проведена касательная, пересекающая прямую АВ в точке Е. Найдите СЕ, если радиус окружности равен 6 см.
Ключ к тесту.
-
Вариант
А1
А2
А3
А4
В1
В2
С
1
3
4
1
4
36 см
20 + 20 √ 3 см
4 √3/3 см
2
4
1
2
1
11 см
12+ 12 √3 см
6√ 3
-
Список литературы.
-
«Геометрия 7-9», А.В. Погорелов, «Просвещение», 2010г..
-
«Рабочая тетрадь. Геометрия 7», Ю.П. Дудницын, «Просвещение», 2011г..
-
«Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы», А.П. Ершова, «Илекса», 2006г..
-
«Я иду на урок. Геометрия 7», И.Л. Соловейчик, «Первое сентября», 2002г..
-
«Геометрия. Задачи на готовых чертежах», М.Р. Рыбникова, «Учебная книга», 2004г..
-
«Решение экзаменационных задач повышенной сложности по геометрии (планиметрия)», И.Л. Бродский, «АРКТИ», 2003г..
-
«Контрольно - измерительные материалы», Н.Ф. Гаврилова, М.: ВАКО, 2013.
Приложение 1.
Тематическое повторение по геометрии в 9 классе.
№ урока
Содержание материала
Количество часов
Тип учебного занятия
Итоговое повторение курса планиметрии (8часов)
61 62
Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.
2
Комбинированные уроки
63 64
Треугольники
2
Комбинированные уроки
65
67
Четырехугольники
2
Комбинированные уроки
67
68
Многоугольники. Окружность. Круг. (Касательная)
2
Комбинированные уроки