Статья «Приемы сохранения здоровья школьников на уроках математики»

В соответствии Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования. Это тем  более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. что На здоровье человека оказывают влияние факторы, которые можно разделить на две группы: а) внешние факторы: экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни. б) внутренние факторы: организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание условий психологического комфорта;  организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ужурская СОШ №1имени ГСС А. К. Харченко»

Учитель математики Королева Алла Дмитриевна

Сохранение здоровья школьников на уроках математики

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся на уроке математики применяю:

  • физкультминутки,

  • групповую и парную работу,

  • эмоциональная передача содержания учебного материала,

  • чередование видов деятельности учащихся, которых должно быть в течение урока от 4 до 5,

  • отслеживаю динамику работоспособности учащихся на уроке:

Статья «Приемы сохранения здоровья школьников на уроках математики»

2.Для решения проблемы гиподинамии и снижения умственной активности школьников в течение урока применяю методы обучения, способствующие активизации школьников: свободная беседа, исследовательская работу, выбор способа действия ученика.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся:

  • применяю на уроках видеоматериалы для стимулирования познавательного интереса учащихся;

  • применяю индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;

  • домашние задания разного уровня,

  • применяю комплекты карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями,

  • учитываю интенсивность и длительность самостоятельной работы,

4.Для укрепления психологического здоровья школьников:

  • создаю благоприятное психологическое настроение в классе с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,

  • обеспечиваю корректность и объективность оценки деятельности учеников на уроке, на основе уважения школьников;

  • не допускаю отрицательных эмоций для себя и для учащихся;

  • разрешаю на уроке слабоуспевающим школьникам при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;

  • использую средства наглядности неизвестных ученикам понятий, формул.

5. Для решения проблемы ценностного отношения учащихся к собственному здоровью необходимо:

  • соблюдаю санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета);

  • обращаю особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживаю учеников на уроках с учетом состояния их зрения;

  • корректировать освещение в кабинете.

Уровни гигиенической рациональности урока


Факторы урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60%

Не более 70-80%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-5

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-12 мин

Более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже 7-10 минут

Смена через 10-15 мин

Смена через 15-20

5

Количество видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем

через 10-15 минут

через 15 - 20 минут

Не чередуются

7

Наличие и количество эмоциональных разрядок

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование посадки учащихся на рабочем месте

Чередование в соответствии с видом работы. Учитель ведет контроль

Имеется несоответствие позы виду работы. Учитель ведет контроль иногда

Имеется частое несоответствие позы виду работы. Учитель не ведет контроль

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток

На 20-35 минуте урока по 1 мин. Из 3 легких упражнений, повтор 3-4 раза

Одна физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью

Нет

11

Психологический климат

Положительные эмоции преобладают

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомляемости учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин


© 2010-2022