Использование интерактивной доски на уроках математики

Совсем недавно главными, а порой и единственными орудиями труда учителя были мел и доска. Педагог, кабинет которого был оснащен каким – нибудь  техническим средством, был счастлив, потому что имел возможность использовать на уроке дополнительный иллюстративный материал. Сегодняшний день диктует нам новые требования. В настоящее время все школы нашего района оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, которые позволяют использовать на уроке аудио-видео информацию, цифровые р...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски на уроках математики

Совсем недавно главными, а порой и единственными орудиями труда учителя были мел и доска. Педагог, кабинет которого был оснащен каким - нибудь техническим средством, был счастлив, потому что имел возможность использовать на уроке дополнительный иллюстративный материал. Сегодняшний день диктует нам новые требования. Проведя исследования Уильям Глассер получил следующие результаты:

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ:

10% из того, что мы ЧИТАЕМ

20% из того, что мы СЛЫШИМ

30% из того, что мы ВИДИМ

50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ

70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими

80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично

95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

В настоящее время все школы нашего района оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, которые позволяют использовать на уроке аудио-видео информацию, цифровые ресурсы. Интерактивная доска - очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Рассмотрим преимущества проведения уроков с помощью интерактивных средств обучения по сравнению с классическим уроком.


Этап урока

Урок с применением ИКТ

«Классический» урок

1. Проверка домашнего задания

1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

2) Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске.
При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон

1)Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается



2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости (на уроках геометрии в 10-11 классах), не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей.

Устная работа

Например, необходимо решить 5-7 несложных геометрических задач на нахождение определённых элементов; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач

На доску выводится готовый чертеж к задаче. Учащиеся при необходимости выполняют дополнительные построения и по полученному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного их нагромождения.
Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи. Это ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы

Возможны два варианта:
1.Чертежи подготовлены заранее
Достоинство: экономия времени на уроке.
Недостатки:
А) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче;
Б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.
2. Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.
Недостаток: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты на каждый чертеж)

Объяснение нового материала

Если данная тема не очень хорошо или недостаточно полно изложена в учебнике, язык изложения слишком научен (что часто бывает), то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения, а также пояснительные примеры).
Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.
На диктовку в среднем тратится 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.
Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при решении заданий подобного типа

Первичное закрепление материала

Решение задач из учебника занимает одинаковое время как при работе с интерактивной доской, так и на классическом уроке

1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно распечатать подборку примеров, а на доску вывести заготовленные заранее условия
2) Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь

1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока
2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 .
Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается

Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При выполнении заданий по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.
Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения

Существует два способа организации этой части урока.
Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному-два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске.
Затем эти задания комментируются.
При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит данный материал остается неотработанным.
2. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.
При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени

Выдача домашнего задания и подведение итогов урока

1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток
2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание.
2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради.
Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске

Дополнительные преимущества интерактивной доски

1) Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что:
-не надо стирать с доски;
-для решения новой задачи берется чистый лист;
-в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, так как сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, которые пропустили или не вполне хорошо освоили тему.
2) На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.
3) При введении новых понятий, с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике», задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
При изучении тем, касающихся различных функций и их свойств, также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:

Не чертить для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).

Быстро воспроизводить графики сложных функций. В результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся на построение графиков функций в среднем на 5-6 минут.

Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.

Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но ее использование целесообразно даже в этом случае, так как позволяет использовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения

Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.

Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x +t), если известен график функции Y = f(x)» в 8 классе достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях. На первом уроке по данной теме работа идет в индивидуальном и фронтальном режимах. За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график. Достаточно только его передвинуть. На втором и последующем уроках можно провести по той же самой заготовке или самостоятельную работу, или диктант (как захочет сам учитель).

В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

Интерактивные упражнения

Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» использую упражнение на нахождение соответствия.

Для лучшего усвоения графического изображения, названия функций и уравнений, описывающих эти функции, тоже используется подобное упражнение.

Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.
Интерактивные фрагменты

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение:

Изменяя коэффициенты m и c, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков.

Определенные трудности возникают у детей при изучении темы «Углы». Умение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении.

Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель. Например при проверке формул сокращенного умножения.

Графическая работа со слайдом

Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. В моей копилке имеются презентации, выполненные как мной лично, так и заимствованные у коллег.

Программа «Живая математика»

Используя в работе интерактивную доску, я столкнулась с рядом проблем. Как мне кажется, самая значительная проблема, пусть и не связанная с работой доски - это нехватка времени для составления необходимой к уроку презентации. Ни для кого не секрет, что иногда на одну презентацию тратится несколько дней. Конечно, в таких случаях выручают презентации коллег, готовые ЭОРы, но они не всегда соответствуют тем целям, которые поставил учитель.

Проблема в англоязычности многих ресурсов коллекции доски. Есть интерактивные упражнения, тренажеры инструкция к которым дана на английском языке. Использовать такой ресурс достаточно сложно.
При работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.


© 2010-2022