Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Калда

МО «Барышский район» Ульяновской области


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

_________/Г.А.Батраева /

Протокол №_1__

от «__28_» ___08_________ 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________ /Абушаева Г.Х./

«__28_» ____08________ 2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ с. Калда

МО «Барышский район»

________ / Таиров И.А. /

Приказ № ____

от «__29_» ___08_________ 2014 г.


Рабочая программа


Наименование учебного предмета: Элективный курс «Избранные вопросы математики»

Классы: 10-11

Уровень общего образования: среднее общее образование

Учитель математики

Срок реализации программы 2014 - 2015 уч. г ;2015- 2016уч.г. Количество часов по учебному плану: в год - 35ч; в неделю - 1 час -в10кл;в год - 35ч.; в неделю - 1час - в 11кл.




программу составила : Чагаева Альфия Наильевна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2015 г.

Программа рассчитана на год обучения в объеме 70 часов (35 часов в 10-м классе и 35 часов в 11-м классе по 1 часу в неделю).

Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.


Цели курса

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть 2), к продолжению образования;

  • углубить и систематизировать знания учащихся по основ­ным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;


Задачи курса:

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;

  • сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (часть 2);

  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;

  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Виды деятельности на занятиях:

лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР, тестирование.


Предполагаемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.



В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • преобразовывать числовые и алгебраические выражения;

  • решать уравнения высших степеней;

  • решать текстовые задачи;

  • решать геометрические задачи;

  • решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);

  • строить графики, содержащие параметры и модули;

  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;

  • повысить уровень математического и логического мышления;

  • развить навыки исследовательской деятельности;

  • самоподготовка, самоконтроль;

  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.


Работа курса строится на принципах:

  • научности;

  • доступности;

  • опережающей сложности;

  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:


КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать/ уметь:

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;

  • приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;

  • формулы тригонометрии, степени, корней;

  • методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;

  • понятие многочлена;

  • приемы разложения многочленов на множители;

  • понятие модуля, параметра;

  • методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;

  • методы решения геометрических задач;

  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

  • понятие производной и ее применение;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;

  • уметь решать уравнения высших степеней;

  • уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





10класс


Таблица

тематического распределения количества часов


№ темы

Содержание

Количество часов

1.

Геометрические задачи

10

2.

Преобразование выражений

7

3.

Решение текстовых задач

5

4.

Функции

6

5.

Модуль и параметр

7

Всего

35

Содержание изучаемого курса

10 класс

Тема 1. Геометрические задачи ( 10ч )

Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.

Тема 2. Преобразование выражений (7 часов)

Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.

Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)

Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты», «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».

Тема 4. Функции (6 ч)

Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции Элективный курс по теме Избранные вопросы математики и Элективный курс по теме Избранные вопросы математики их свойства и графики.

Тема 5. Модуль и параметр (7ч)

Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.






























Учебно-тематический план 10класс.

№ п/п

Тема

Коли-чество часов

1

Действительные числа.

Преобразования выражений, включающих арифметические операции.

1

2

Решение задач на движение.

1

3

Решение задач на проценты.

1

4-5


Тригонометрические выражения и их преобразования.

2

6

Угол между прямыми в пространстве.

1

7

Решение задач на соотношение между натуральными числами.

1

8

Решение задач на совместную работу.

1

9


Решение треугольников.

1

10

Вычисление площадей планиметрических фигур.

1

11

График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

1

12

Решение задач на оптимизацию.

1

13

Решение задач на смеси и сплавы.

1

14

Решение тригонометрических уравнений.

1

15

Решение тригонометрических неравенств.

1

16-17

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных и др

2

18

Решение задач на нахождение расстояний в пространстве.

1

19

Угол между прямой и плоскостью.

1

20

Угол между плоскостями

1

21

Производная сложной функции.

1

22

Квадратные неравенства (метод построения параболы).

1

23

Рациональные неравенства (метод интервалов).

1

24

Касательная к графику функции.

1

25

Задачи на построение сечений.

1

26-27

Площадь боковой поверхности многогранников.

2

28

Правильные многогранники.

1

29

Исследование функции с помощью производной.

1

30

Наибольшее и наименьшее значение функции

1

31

Решение задач с помощью производной

1

32

Векторы в пространстве.

1

33-34

Зачет (по материалам варианта ЕГЭ)

2

35

Резерв

1



Вариант зачетной работы

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В1 Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 100 рублей за штуку и продает с наценкой 15%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей?

В2 На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде (Горьком) за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, сколько было месяцев с положительной среднемесячной температурой.

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В3 Решить уравнение: Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В4 В треугольнике ABC угол C Элективный курс по теме Избранные вопросы математики, Элективный курс по теме Избранные вопросы математики, Элективный курс по теме Избранные вопросы математики. Найдите AB.

В5 Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за 1 минуту разговора

1. Повременный

Нет

0,25 руб.

2. Комбинированный

100 руб. за 350 минут в месяц

Свыше 350 минут в месяц - 0,2 руб. за каждую минуту.

3. Безлимитный

200 руб.

0 руб.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составит 900 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 900 минут? Ответ дайте в рубля

В6 Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1;7), (3;7), (1;9).

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В7 Найдите значение выражения : Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В8 Прямая Элективный курс по теме Избранные вопросы математикиявляется касательной к графику функции Элективный курс по теме Избранные вопросы математики. Найдите абсциссу точки касания

В9 Прямоугольный параллелепипед описан около единичной сферы. Найдите его площадь поверхности.

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

В10 В боковой стенке высокого цилиндрического бака у самого дна закреплeн кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нeм, выраженная в метрах, меняется по закону Элективный курс по теме Избранные вопросы математики, где Элективный курс по теме Избранные вопросы математики м - начальный уровень воды, Элективный курс по теме Избранные вопросы математики м/мин2, и Элективный курс по теме Избранные вопросы математики м/мин - постоянные, t - время в минутах, прошедшее с момента открытия крана. В течение какого времени вода будет вытекать из бака? Ответ приведите в минутах.

В11 Найдите наибольшее значение функции Элективный курс по теме Избранные вопросы математикина отрезке Элективный курс по теме Избранные вопросы математики.

В12 Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 468 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 8 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 52 часа после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики

С2.

Элективный курс по теме Избранные вопросы математики











Элективный курс по теме Избранные вопросы математики






11класс


Таблица

тематического распределения количества часов


№ темы

Содержание

Количество часов

6.

Преобразование выражений

5

7.

Уравнения, неравенства и их системы (часть 2)

9

8.

Модуль и параметр

6

9.

Производная и ее применение

9

10.

Планиметрия. Стереометрия

6

Всего

35


Содержание изучаемого курса

Тема 6. Преобразование выражений (5)

Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.

Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы (часть 2) (9 ч )

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)

Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.

Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Избранные вопросы математики»

на 2015-2016 учебный год, 11 класс (1ч в неделю, всего 35ч)

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Используемые

УН и ЛО

примерная

фактическая

6.Преобразование выражений

5

1

Преобразование степенных выражений

2

сентября


Тесты, КИМ

2

Преобразование показательных выражений

1

сентября


Тесты, КИМ

3

Преобразование логарифмических выражений

1

сентября


Тесты, КИМ

4

Преобразование тригонометрических выражений

1

сентября


Тесты, КИМ

7. Уравнения, неравенства и их системы (часть 2)

9

5

Различные способы решения дробно- рациональных уравнений и неравенств

1

октября


Презентация

6

Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств

1

октября


Демонстрационный материал

7

Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств

1

октября


Презентация

8

Различные способы решения показательных уравнений и неравенств

1

октября


Демонстрационный материал

9

Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств

1

октября


Демонстрационный материал

10

Основные приемы решения систем уравнений

1

ноября


Демонстрационный материал

11

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств

1

ноября


Тесты, КИМ

12

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем

1

ноября


Тесты, КИМ

13

Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем

1

декабря


Слайды

8. Модуль и параметр

6

14

Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль

1

декабря


Слайды

15

Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль

1

декабря


Демонстрационный материал

16

Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих параметр

1

декабря


Тесты, КИМ

17

Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр

1

января


Тесты, КИМ

18

Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем

1

января


Тесты, КИМ

19

Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с параметром

1

января


Тесты, КИМ

9.Производная и ее применение

9

20

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной

1

февраля


Тесты, КИМ

21

Уравнение касательной

1

февраля


Тесты, КИМ

22

Физический и геометрический смысл производной

1

февраля


Презентация

23

Производная сложной функции

1

февраля


Индивидуальные задания

24

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

1

марта


Слайды

25

Наибольшее и наименьшее значения функции

1

марта


Тесты, КИМ

26

Экстремумы функции

1

марта


Тесты, КИМ

27

Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах

1

апреля


Индивидуальные задания

28

Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических задачах

1

апреля


Индивидуальные задания

10. Планиметрия. Стереометрия

6

29

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника

1

апреля


Презентация

30

Нахождение площадей фигур

1

апреля


Тесты, КИМ

31

Углы в пространстве. Расстояния в пространстве

1

апреля


Демонстрационный материал

32

Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения

1

мая


Слайды

33

Вычисление объемов многогранников, тел вращения

1

мая


Слайды

34

Итоговый урок

1

мая



ВСЕГО

35















Учебно - методическая литература:


  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2015 года по математике.

  1. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Методические указания.

Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко - М.: МЦНПО, 2015.

  1. Задания для подготовки к ЕГЭ - 2015 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2014.

  2. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ - 2011 по математике /

Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2011.

  1. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. - Краснодар: 2014.

  2. Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14 издательства

МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. - М.: ACT: Астрель, 2015.

  1. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2015: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2042.

  2. КИМ «Алгебра и начала анализа»-10класс. Составитель: А.Н.Рурукин. М: «ВАКО», 2015.

  3. Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2014.

  4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное

пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. - М.: Просвещение, 1989.

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. - М.: Просвещение, 1991.

  2. А.П. Карп «Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 - 11 класс» Москва: «Просвещение» 2009 год.

  3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.

  4. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.

  5. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.

  6. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2015.

  7. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2045.

  8. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.

  9. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  10. Интернет - ресурсы:

fipi.ru

mathege.ru

reshuege.ru










































Элективный курс по теме Избранные вопросы математики






© 2010-2022