- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по теме Избранные вопросы математики
Элективный курс по теме Избранные вопросы математики
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чагаева А.Н. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Калда
МО «Барышский район» Ульяновской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
_________/Г.А.Батраева /
Протокол №_1__
от «__28_» ___08_________ 2014 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________ /Абушаева Г.Х./
«__28_» ____08________ 2014 г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ с. Калда
МО «Барышский район»
________ / Таиров И.А. /
Приказ № ____
от «__29_» ___08_________ 2014 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Элективный курс «Избранные вопросы математики»
Классы: 10-11
Уровень общего образования: среднее общее образование
Учитель математики
Срок реализации программы 2014 - 2015 уч. г ;2015- 2016уч.г. Количество часов по учебному плану: в год - 35ч; в неделю - 1 час -в10кл;в год - 35ч.; в неделю - 1час - в 11кл.
программу составила : Чагаева Альфия Наильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2015 г.
Программа рассчитана на год обучения в объеме 70 часов (35 часов в 10-м классе и 35 часов в 11-м классе по 1 часу в неделю).
Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Цели курса
-
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
-
успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть 2), к продолжению образования;
-
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
Задачи курса:
-
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
-
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (часть 2);
-
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
-
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР, тестирование.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
-
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
-
освоить основные приемы решения задач;
-
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
-
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
-
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
-
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
-
преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
-
решать уравнения высших степеней;
-
решать текстовые задачи;
-
решать геометрические задачи;
-
решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);
-
строить графики, содержащие параметры и модули;
-
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
-
повысить уровень математического и логического мышления;
-
развить навыки исследовательской деятельности;
-
самоподготовка, самоконтроль;
-
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Работа курса строится на принципах:
-
научности;
-
доступности;
-
опережающей сложности;
-
вариативности.
Средства, применяемые в преподавании:
КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать/ уметь:
-
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
-
приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
-
формулы тригонометрии, степени, корней;
-
методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
-
понятие многочлена;
-
приемы разложения многочленов на множители;
-
понятие модуля, параметра;
-
методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
-
методы решения геометрических задач;
-
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
-
понятие производной и ее применение;
-
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
-
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
-
уметь решать уравнения высших степеней;
-
уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
-
уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
-
уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
-
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
10класс
Таблица
тематического распределения количества часов
№ темы
Содержание
Количество часов
1.
Геометрические задачи
10
2.
Преобразование выражений
7
3.
Решение текстовых задач
5
4.
Функции
6
5.
Модуль и параметр
7
Всего
35
Содержание изучаемого курса
10 класс
Тема 1. Геометрические задачи ( 10ч )
Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.
Тема 2. Преобразование выражений (7 часов)
Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.
Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)
Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты», «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».
Тема 4. Функции (6 ч)
Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции и их свойства и графики.
Тема 5. Модуль и параметр (7ч)
Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.
Учебно-тематический план 10класс.
№ п/п
Тема
Коли-чество часов
1
Действительные числа.
Преобразования выражений, включающих арифметические операции.
1
2
Решение задач на движение.
1
3
Решение задач на проценты.
1
4-5
Тригонометрические выражения и их преобразования.
2
6
Угол между прямыми в пространстве.
1
7
Решение задач на соотношение между натуральными числами.
1
8
Решение задач на совместную работу.
1
9
Решение треугольников.
1
10
Вычисление площадей планиметрических фигур.
1
11
График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
1
12
Решение задач на оптимизацию.
1
13
Решение задач на смеси и сплавы.
1
14
Решение тригонометрических уравнений.
1
15
Решение тригонометрических неравенств.
1
16-17
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных и др
2
18
Решение задач на нахождение расстояний в пространстве.
1
19
Угол между прямой и плоскостью.
1
20
Угол между плоскостями
1
21
Производная сложной функции.
1
22
Квадратные неравенства (метод построения параболы).
1
23
Рациональные неравенства (метод интервалов).
1
24
Касательная к графику функции.
1
25
Задачи на построение сечений.
1
26-27
Площадь боковой поверхности многогранников.
2
28
Правильные многогранники.
1
29
Исследование функции с помощью производной.
1
30
Наибольшее и наименьшее значение функции
1
31
Решение задач с помощью производной
1
32
Векторы в пространстве.
1
33-34
Зачет (по материалам варианта ЕГЭ)
2
35
Резерв
1
Вариант зачетной работы
В1 Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 100 рублей за штуку и продает с наценкой 15%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей?
В2 На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде (Горьком) за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, сколько было месяцев с положительной среднемесячной температурой.
В3 Решить уравнение:
В4 В треугольнике ABC угол C , , . Найдите AB.
В5 Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.
Тарифный план
Абонентская плата
Плата за 1 минуту разговора
1. Повременный
Нет
0,25 руб.
2. Комбинированный
100 руб. за 350 минут в месяц
Свыше 350 минут в месяц - 0,2 руб. за каждую минуту.
3. Безлимитный
200 руб.
0 руб.
Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составит 900 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 900 минут? Ответ дайте в рубля
В6 Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1;7), (3;7), (1;9).
В7 Найдите значение выражения :
В8 Прямая является касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания
В9 Прямоугольный параллелепипед описан около единичной сферы. Найдите его площадь поверхности.
В10 В боковой стенке высокого цилиндрического бака у самого дна закреплeн кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нeм, выраженная в метрах, меняется по закону , где м - начальный уровень воды, м/мин2, и м/мин - постоянные, t - время в минутах, прошедшее с момента открытия крана. В течение какого времени вода будет вытекать из бака? Ответ приведите в минутах.
В11 Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
В12 Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 468 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 8 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 52 часа после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.
С2.
11класс
Таблица
тематического распределения количества часов
№ темы
Содержание
Количество часов
6.
Преобразование выражений
5
7.
Уравнения, неравенства и их системы (часть 2)
9
8.
Модуль и параметр
6
9.
Производная и ее применение
9
10.
Планиметрия. Стереометрия
6
Всего
35
Содержание изучаемого курса
Тема 6. Преобразование выражений (5)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы (часть 2) (9 ч )
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Избранные вопросы математики»
на 2015-2016 учебный год, 11 класс (1ч в неделю, всего 35ч)
Номер урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения
Используемые
УН и ЛО
примерная
фактическая
6.Преобразование выражений
5
1
Преобразование степенных выражений
2
сентября
Тесты, КИМ
2
Преобразование показательных выражений
1
сентября
Тесты, КИМ
3
Преобразование логарифмических выражений
1
сентября
Тесты, КИМ
4
Преобразование тригонометрических выражений
1
сентября
Тесты, КИМ
7. Уравнения, неравенства и их системы (часть 2)
9
5
Различные способы решения дробно- рациональных уравнений и неравенств
1
октября
Презентация
6
Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств
1
октября
Демонстрационный материал
7
Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств
1
октября
Презентация
8
Различные способы решения показательных уравнений и неравенств
1
октября
Демонстрационный материал
9
Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств
1
октября
Демонстрационный материал
10
Основные приемы решения систем уравнений
1
ноября
Демонстрационный материал
11
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств
1
ноября
Тесты, КИМ
12
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем
1
ноября
Тесты, КИМ
13
Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем
1
декабря
Слайды
8. Модуль и параметр
6
14
Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль
1
декабря
Слайды
15
Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль
1
декабря
Демонстрационный материал
16
Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих параметр
1
декабря
Тесты, КИМ
17
Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр
1
января
Тесты, КИМ
18
Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем
1
января
Тесты, КИМ
19
Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с параметром
1
января
Тесты, КИМ
9.Производная и ее применение
9
20
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной
1
февраля
Тесты, КИМ
21
Уравнение касательной
1
февраля
Тесты, КИМ
22
Физический и геометрический смысл производной
1
февраля
Презентация
23
Производная сложной функции
1
февраля
Индивидуальные задания
24
Применение производной к исследованию функций и построению графиков
1
марта
Слайды
25
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
марта
Тесты, КИМ
26
Экстремумы функции
1
марта
Тесты, КИМ
27
Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах
1
апреля
Индивидуальные задания
28
Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических задачах
1
апреля
Индивидуальные задания
10. Планиметрия. Стереометрия
6
29
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника
1
апреля
Презентация
30
Нахождение площадей фигур
1
апреля
Тесты, КИМ
31
Углы в пространстве. Расстояния в пространстве
1
апреля
Демонстрационный материал
32
Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения
1
мая
Слайды
33
Вычисление объемов многогранников, тел вращения
1
мая
Слайды
34
Итоговый урок
1
мая
ВСЕГО
35
Учебно - методическая литература:
-
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена 2015 года по математике.
-
Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Методические указания.
Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко - М.: МЦНПО, 2015.
-
Задания для подготовки к ЕГЭ - 2015 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2014.
-
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ - 2011 по математике /
Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2011.
-
Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. - Краснодар: 2014.
-
Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14 издательства
МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. - М.: ACT: Астрель, 2015.
-
Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2015: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2042.
-
КИМ «Алгебра и начала анализа»-10класс. Составитель: А.Н.Рурукин. М: «ВАКО», 2015.
-
Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2014.
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное
пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. - М.: Просвещение, 1989.
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. - М.: Просвещение, 1991.
-
А.П. Карп «Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 - 11 класс» Москва: «Просвещение» 2009 год.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2015.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2045.
-
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.:МЦНМО, 2013.
-
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
-
Интернет - ресурсы:
fipi.ru
mathege.ru
reshuege.ru