Статья по математике Нетрадиционные формы уроков

Воспитание  творческой  активности  учащихся  в  процессе  изучения  ими  математики  является  одной  из  актуальных  задач,  стоящих  перед  учителем  математики  в  современной  школе.  Любой  ученик  способен  в  той  или  иной  степени  к  творческой  деятельности,  поэтому  учителю  необходимо  уметь  организовать  такую  деятельность,  которая  побуждала  бы  каждого  ученика  к  раскрытию  своей  личности.  
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционные формы уроков, как средство развития познавательного интереса учащихся.

Матвеева Светлана Васильевна,

заместитель директора,

учитель математики

МКОУ СОШ с УИОП

им. А. Некрасова г. Кирово-Чепецка

24 октября 2014 года исполнилось 90лет народному учителю СССР Субботиной Зинаиде Алексеевне.

С народным учителем СССР Субботиной Зинаидой Алексеевной я встретилась 30 лет назад, впервые переступив порог школы молодым специалистом. С большим интересом мы посещали уроки мастера. Нет такого аспекта в деле учителя, в котором З.А. Субботина не достигла бы высоких результатов. Ее мастерство не только в умелом использовании методических приемов на уроке. Во всех направлениях своего труда учитель решает педагогическую проблему- воспитание общественно активной личности школьника. При подготовке и проведении урока учитель выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, обращается к опыту школьников. Учитель организует обмен опыта между учениками, через взаимопроверку, выслушивание, поддерживает наиболее правильнее версии учеников по обсуждаемой проблеме, выстраивает на их основе новый материал. Применение на уроке разнообразного дидактического материала, использование различных источников информации, побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий различного типа, вида и формы - все это создает условия, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. Характер педагогического общения на уроке: уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости, обращение к ученикам по имени, поддержка беседы улыбкой, поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.

Мы считаем Зинаиду Алексеевну учителем-мастером, сыгравшим немаловажную роль в приобщении нас к педагогическому творчеству.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить математику?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Уроки в школе - это основная часть жизни школьников, которая требует не только усвоения учебных программ по всем предметам, но и благоприятного общения с одноклассниками и учителями, комфортных условий обучения.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем математики в современной школе. Любой ученик способен в той или иной степени к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого ученика к раскрытию своей личности.

Используя опыт Субботиной Зинаиды Алексеевны по проведению разнообразных нестандартных форм обучения, мы постоянно ищем способы оживления урока, разнообразим формы объяснения и обратной связи, что позволяет вернуть утраченный интерес к изучению предмета.

В своей работе я использую нетрадиционные формы проведения уроков, которые развивают интерес учащихся к математике, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение нетрадиционных форм уроков обеспечивает эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей и содержит возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Такие уроки реализуются, как правило, после изучения темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля.

Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий: взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом; направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу; формирование у учащихся нравственных качеств.

Что представляют собой эти уроки? Необычность формы не является самоцелью, она подчинена главному - обучать, воспитывать, развивать. Урок удовлетворяет всем основным требованиям: является концептуальным, чётким по структуре, не выпадает из системы уроков по теме. Новым становится введение проблемного обучения, познавательных вопросов, викторин, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения. Они могут быть представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвящённый реализации одного из методов.

Эти уроки позволяют максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Существуют различные виды нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи.

Мы выделяем следующие группы нестандартных уроков: уроки соревнования и игры, уроки, напоминающие публичные формы общения, трансформация традиционных способов организации уроков, уроки, опирающиеся на фантазию.

Все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Они повышают эффективность обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность, это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Эти уроки требуют особого настроения класса, а эту «настроенность» трудно создать и легко разрушить. Но если урок удаётся, он может дать ученикам эмоциональный заряд надолго, определить верный душевный настрой, необходимый для развития интереса к урокам математики, развеять сомнения в пользе математики для дальнейшей жизни.

Мы считаем, что возникновение таких уроков совпало с возникновением новых детских потребностей: стремление к гласности выразилось в уроках типа «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция», чёткое осознание важности делового партнёрства, творческого содружества - в уроках с использованием групповых форм работы; потребность в расширении и укреплении человеческих контактов в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки «скорой помощи», деятельность учеников-консультантов).

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, самые значимые и часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а также для контроля за их усвоением широко использую на уроках дидактические игры: «Математическое домино», «Карточки обратной связи».

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Во-первых, реализуются принципы педагогики сотрудничества не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Совместное творчество - от отбора до интерпретации материала - не оставляет равнодушным, и это повышает интерес к предмету. Во-вторых, подготовка к таким урокам приучает учеников к углубленной самостоятельной работе.

Литература:

В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

Н.Н. Порожнета. Еще одна технология закрепления и повторения. - журнал «Математика в школе», №1, 1997.

Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА: Составитель Гончарова Л.В., 2002.

© 2010-2022