Программа кружка Процентные вычисления на каждый день

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Практика показывает, что многие выпускники школы не имеют прочных навыков обращения с процента­ми в повседневной жизни. Понимание процентов и умение произ­водить процентные расчеты в настоящее время необходимы каж­дому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Данная программа предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выде­лить группы задач, которые и составили основу программы кружка. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и тео­ретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практи­ческим содержанием, связанные с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской си­туации.

Программа «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата в решении повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию ус­тойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельно­сти, а также познавательной и социальной активности, развитию интеллектуальных качеств личности учащихся.

В результате изучения программы кружка учащиеся должны:

- понимать содержательный смысл термина «процент», как специального способа выражения доли величины;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 %-1/2; 20 % - 1/5, 25%-1/4 и т. д.);

- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, при­менять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вы­числения.

Цель - формирование основ экономической грамотности

Задачи программы:

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • уметь производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности

  • оценивать свой потенциал с точки зрения обра­зовательной перспективы.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнитель­ные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математи­ки в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми исто­рическими сведениями по данной теме.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1.

Проценты. Основные задачи на проценты.

6

1

4

1

2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

12

3

8

1

3.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

8

2

5

1

4.

Решение разнообразных задач на проценты.

8


8


5.

Итого:

34

6

25

3

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (6 часов).

История появления процентов; устранение пробе­лов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахож­дение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуа­лизация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Учебный проект «Ремонт квартиры».

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (12 часов).

Применение процентных расчетов. Вве­дение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изме­нение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами; вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение трениро­вочных упражнений. Учебный проект «Малый бизнес».

Тема 3. Задачи па смеси, сплавы, концентрацию. (8 часов).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, про­центного раствора. Формирование умения работать с законом со­хранения массы. Обобщение полученных знаний при решении за­дач на проценты. Учебный проект «Наш огород».

Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу. (8 часов).

Практическая работа. Творческие задания. Учебный проект «Открытие своего кафе».

Тематическое планирование:


Тема занятия

Количество часов


Проценты. Основные задачи на проценты.


6

1.

Вводное занятие. История появления процентов.

1

2.

Нахождение процента от числа (величины).

1

3.

Нахождение числа по его проценту.

1

4.

Нахождение процента одного числа от другого.

1

5.

Обобщающее занятие по теме «Основные задачи на проценты».(семинар)

1

6.

Защита проекта «Ремонт квартиры».

1


Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

12

7.

Применение в жизни процентных расчётов.

1

8.

Решение задач, связанных с заработной платой.

1

9.

Задачи на нахождение стоимости товара.

1

10.

Бюджетный дефицит и профицит.

1

11.

Изменение тарифов.

1

12.

Вычисление процентных ставок в банках.

2

13.

Процентный прирост.

2

14.

Определение начальных вкладов.

1

15.

16.

Обобщающее занятие по теме «Процентные расчеты в жизненных ситуациях».(семинар)

1

17.

Защита учебного проекта «Малый бизнес»

1


Задачи па смеси, сплавы, концентрацию.

8

18.

Задачи на смеси.

2

19.

Задачи на сплавы.

2

20.

Задачи на концентрацию вещества.

2

21.

Обобщающее занятие по теме «Задачи на смеси, сплавы, концентрацию». (семинар)

1

22.

Защита учебного проекта «Наш огород».

1


Решение разнообразных задач по всему курсу.

8

23.

Сложные проценты.

3

24.

Старинные способы решения задач на смеси и сплавы.

2

25.

Задачи на банковские расчёты.

2

26.

Защита проекта «Открытие своего кафе».

1


Итого:

34

Литература для учителя:

  1. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы слово­употребления// Математика в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-59.

  2. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. - М., 1997.

  3. Башарин, Г.-П. Элементы финансовой математики. - М.: Ма­тематика (приложение к газете «Первое сентября»). - № 27. - 1995.

  4. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение за­дач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе.-2001.-№4.

  5. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): посо­бие для учителей. -М.: Просвещение, 1981.

  6. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычислении. Н) 11 классы; учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

  7. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математи­ка в школе. - № 5. -1995. - С. 24.

  8. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.

  9. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математи­ка в школе. - № 1. - 1992. - С. 18

  10. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Матема­тика в школе. - 1998. - № 4.

11.Симонов, А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних, плате­жей // Математика в школе. - 1998. - № 6.

12.Симонов, А. С. Сложные проценты /Математика в шко­ле.-1998.-№ 5.

13.Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - №1. - С.12-13.

14.Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.

Литература для учащихся:


  1. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. - М., 1997.

  2. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычислении. Н) 11 классы; учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

  3. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.

  4. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математи­ка в школе. - № 1. - 1992. - С. 18.

  5. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Изд. отд. УНЦ МГУ, 1997.-60 с,


© 2010-2022