• Преподавателю
  • Математика
  • Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Данный отчет отражает реализацию модуля "Обучение критическому мышлению" в серию четырех последовательных уроков. Благодаря применению различных приемов учащиеся научатся работать с большим потоком информации, оценивать свои возможности, выявляются лидеры, способные и одаренные учащиеся и проявляется творчество. Отчет также отражает практическое использование наиболее эффективных приемов по развитию у учащихся критического мышления.Приемы и методы примененные на уроках сделали обучение творчески...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Руденко Ирина Николаевна Портфолио Отчет А

группа № 7 учителя 3-го уровня

город Шымкент 2014 г.

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков

В данном отчете я хочу рассказать о модуле который был внедрен и реализован во всей серии последовательных уроков. Это модуль «Обучение критическому мышлению», которым я была заинтересована, обучаясь на курсах.

Но прежде чем приступить к практической деятельности и обучению детей критическому мышлению я решила разобраться, что такое критическое мышление?

«Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане» (Руководство для учителя. - Астана, 2012 - с. 154). «Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью целенаправленностью, такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» (Халперн Д. Психология критического мышления, 2000).

По мнению М.В. Кларина, критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). (См.: Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994).

Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).

Через применения различных приёмов критического мышления я смогу научить детей работать с информацией, информационными технологиями, научить детей правильно оценивать свои возможности, выявлять лидеров в классе и направлять их, способствовать проявлению творчества, выявлять способных и одаренных детей.

Создание коллаборативной среды в классе является немаловажным для развития критического мышления в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощенно и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создала с помощью небольших тренингов после которых в работу включаются как сильные так и слабые дети. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Учитель всегда должен поддержать каждого ученика и являться лидером для них.Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. Во время работы в группах я обнаружила, что не все дети могут вести диалог. Во время диалога у учеников я пыталась формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые им пригодятся во взрослой жизни.

На курсах ознакомившись с руководством для учителя и побробно изучив дополнительную литературу я ознакомилась со множеством приемов, применение которых могут способствовать развитию критического мышления у учеников. Более приемлемые и эффективные приёмы и стратегии я запланировала на своих уроках по среднесрочному планированию. Для развития критического мышления у учеников в серии четырех уроков я использовала такие приёмы как составление кластера, метод 515 и метод ассоциаций, чтение с пометками и работа с таблицами инсерт, ЗУХ, верные неверные утверждения, работа в группах - "Обучение сообща», «Задайте вопросы».

На своем первом уроке на стадии вызов я использовала метод ассоциаций в котором ученики пытались написать слова, связанные с темой еда. Учащиеся написали ключевое слово, затем я предложила написать слова или фразы, которые приходили им на ум в течение пяти минут. У всех групп получилось разное количество слов, в зависимости от их речевой подготовки.

Затем дети поделились своими ассоциациями сначала в паре затем по группам после чего я предложила разделить слова на группы. Получив картинки с изображением разных продуктов учащимся необходимо было также их разделить( деление на фрукты овощи, молочные продукты, по форме, по цвету, выращенные на огороде и купленные в магазине.

Такой прием очень хорош, он побуждает к размышлениям и обмену мнениями, позволяет расширить словарный запас, проявляется соревновательный дух.

Каждая команда старается написать как можно большее количество ассоциаций.

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Написание ассоциаций по теме Food (Еда)

Приём "Верные и неверные утверждения" я приспособила на этом же уроке, до прослушивания текста Food miles я попросила детей определить верны или нет утверждения, прослушав текст и ознакомившись я попросила учащихся вернуться к ним обратно и оценить их достоверность, обосновывая свой ответ. Я конечно была немного удивлена потому что даже слабые ученики пытались высказаться, не говоря уже о сильных.

На втором уроке учащиеся работали с кластером по теме вопросительные слова. После составления кластера я попросила все группы составить вопросы и задать их другим группам. При работе с кластерами я попросила учащихся записывать все, что приходит на ум, работать над ним до тех пор пока не иссякнут идеи и не закончится время. Прием "Кластеры" я использовала на стадии «Вызов», так как он может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Составление кластера по теме Question words

Сначала ученики записывали посередине чистого листа ключевое слово или словосочетание, затем записывали все что вспомнили по данной

теме и в результате раскидывали слова или словосочетания выражающие идею для данной темы. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Следующим заданием было распределение вопросов на два вида и

учащиеся без проблем сделали задание разделив их на два типа общие и специальные, но сцециальные вопросы нужно еще подразделить, до видеопрезентации они не смогли сделать подразделение, ну а после, подитожив правило образования вопросов к подлежащему и дополнению выполнили задание. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов.

Метод 515 я использовала на третьем уроке. Учащимся за пять минут нужно написать 15 идей по теме фастфуд, ученики всех групп с легкостью выполнили данное задание, показав хороший лексический запас слов по теме. При работе с текстом уроке я решила использовать прием «ЗХУ» который позволяет проконтролировать работу каждого ученика. Я попросила учеников расчертить таблицу в тетради, разделив ее на три колонки. В первой колонке «Знаю» ученики написали о том, что они уже знают о фастфуде . Во второй «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста. Кто-то написал больше, кто-то меньше, в соответствии со своими знаниями. В последней колонке «Хочу узнать» они написали о том, что бы они хотели ещё узнать. Обсудив свои заметки ребята заполнили эту таблицу в группе и поделились своими мыслями с другими группами.

Заполнение таких таблиц позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать, а также развивать монологическую речь.

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Заполнение таблицы ЗУХ

На этом уроке я также использовала прием синквейн или пятистишие, он способствует развитию творчества, умению самостоятель-

но мыслить и творить. Перед выполнением данного задания я предложила ознакомиться с инструкцией по выполнению данного задания по теме «Fast food» (еда быстрого приготовления). В данном случае я использовала его для закрепления лексики и ребятам этот вид работы понравился.

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Составление синквейна по теме Fast food (Фастфуд)

На четвертом уроке приём Инсерт был применен на стадии осмысления при работе с текстом «Traditional food and drink» (традиционная еда и напитки). При чтении текста на полях ученики делали пометки (V)-знаю,(+)-новое для меня,(-) не согласен,(?)-хочу узнать? После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок.

(V)-знаю

(+)-новое для меня

(-)-не согласен

(?)-есть вопросы


Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля Обучение критическому мышлению в серию последовательных уроков

Выполнение приема Инсерт

Чтобы заполнить таблицу ученикам пришлось возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивалось вдумчивое и внимательное чтение текста. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» делают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Затем таблица озвучивается т.е. усвоенное знание проговаривается. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Существуют вопросы, на которые мы отвечаем "да" или "нет", но встречаются вопросы, на которые нельзя

ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Приём «Толстые и тонкие вопросы» я использовала на третьем уроке по теме фастфуд. Вопросы на которые предстояло ответить группам были следующими Кто написал книгу о фастфуде, что раньше употреблял в пищу автор книги, сколько денег Американцы тратят на фастфуд, существуют ли в других странах компании фастфуда, имеющие рестораны, люди, работающие в таких компаниях много зарабатывают, что помогает улучшить вкус такой еды, почему компании фастфуда иногда дают деньги школам, почему бургеры и газированные напитки вредны для здоровья, что вы думаете по поводу такого бизнеса. Все группы с успехом ответили на поставленные вопросы. Вовлечены в работы были и слабые и средние и сильные учащиеся я заметила что присутствовал дух поддержки, не было никаких усмешек, если кто-то ошибался. Такая классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его суть.

Полагаю, что приемы и методы по развитию критического мышления, которые я применила сделали мои уроки не только интересными, но и обучение сделалось творческим, порадовало конечно и то что дети которые сидели на обычных уроках тихо, молча, ожидая когда же закончится урок вдруг активизировались и пусть не сразу, но начали действовать стали реализовывать себя, хотя с чувством волнения.

Сделав анализ четырех последовательных уроков по внедрению и применению модуля критическое мышление можно я осознала, что он требует и дальнейшего его внедрения в практическую деятельность учитель, благодаря его использованию будет развивать у учащихся навыки работы с информацией, формировать умение вырабатывать свою точку зрения, развивать монологическую и диалогическую речь. Дети будут мотивированы и они с удовольствием будут идти на урок и результат обучения станет достижимым.

В начале первых уроков я формативно оценивала ответы учащихся в устной форме поддерживая их, а также раздавая за правильные ответы монеты. У стеснительных выступающих со стороны членов группы чувствовалась поддержка. Выполняя задания ученики не только развивали навыки критического мышления, но и речь, коммуникабельность, навыки саморегуляции, самомотивированности, самостоятельности и уверенности. В связи с тем что обсуждение вопросов проходило в форме диалога прослеживалась связь модуля «Обучение критическому мышлению» с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении».

Актуальным остается в наши дни развитие навыков устной речи у детей, поскольку она не развита, поэтому и возникают трудности.

Находя необходимую информацию ученики работали в паре, при этом диспутировали и исследовали. Для того чтобы найти значения новых слов ученики делали это с помощью телефонов, планшетов, работали с интернетом, поэтому связь данного модуля с модулем «Использование ИКТ в преподавании и обучении» была очевидна.

Все задания, которые направлялись на обучение критическому мышлению соответствовали возрастным особенностям учеников. Когнитивное развитие учеников также соответствовало их возрасту. Когда шло обсуждение, выслушивалась каждая точка зрения и процесс был направлен на развитие личности, таким образом прослеживалась связь и с другим не менее важным модулем как «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Также задания, которые выполняли ученики были разноуровневыми, что означает прослеживался модуль «Обучение талантливых и одаренных учащихся».

Взвесив все плюсы и минусы в соей работе я составила рефлексию. И исходя из нее провела некоторую корректировку в планировании на мой

взгляд размышления по урокам необходимое условие отличного урока. Согласно Д. Шону ««размышление после действия» позволяет нам ответить на вопросы: почему мы действовали в определенный момент именно так, а не иначе; что происходит в группе и т. д.» (Руководство для

учителя. - Астана, 2012 - с.158). Если обучение и преподавание строится на обязательной рефлексии, то результат не заставит себя долго ждать. нужно постоянно меняться и не сидеть на одном месте, своевременно методически пополнять свою методическую копилку и применять нововведения в свою практику, не боясь никаких изменений, ведь не все сразу будет получаться, только путем проб и ошибок получится результат, ведь не зря говорят на ошибках учатся и я должна являться инициатором деятельности на уроке. В этом случае модуль «Обучение критическому мышлению» также имеет связь с модулем «Управление и лидерство в обучении».

Так как задания детей оценивались и формативно и по критериям, а затем все подитоживалось, то есть проходило суммирование считаю что модуль безусловно связан с «Обучение критическому мышлению с модулем «Оценивание обучения и оценивание для обучения».

Подводя итог хочу сделать вывод, в ходе учебного процесса все семь модулей взаимодополняют друг друга и являются симбиозом, потому что каждый вносит свою лепту, то есть определенную функцию в

образовательный процесс, и самое главное такой процесс получится как эффективным так и увлекательным для наших детей.




8


© 2010-2022