- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике на тему: Сложение и вычитание десятичных дробей
Конспект урока по математике на тему: Сложение и вычитание десятичных дробей
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова З.С. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики 5 класс
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цель: организовать деятельность учащихся по повторению разрядных единиц десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел, сравнение десятичных дробей. Содействовать формированию разработки алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, умению совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
Предметные - создать условия для
-
развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям;
-
формирования научной грамотности математической речи;
-
самопроверки и анализа своих ошибок.
Метапредметные-
-
Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового;
-
Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового;
-
Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной
деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать
общее решение, делать вывод;
Личностные-
предоставить возможности для формирования потребности в согласовании действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности.
Оборудование:
ЭОР - презентация, дидактический материал для работы в группах листы-блоки для построения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, сигнальные карточки, лист самооценки работы на уроке.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности:
На слайде карточки с числами. (Слайд 2).
- Что вы видите? (десятичные дроби).
-Какие математические действия с этими числами вы можете предложить? (дети предлагают версии, одна из них; расположить числа в порядке возрастания)
- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.
Учащиеся работают.
- Что вы получили?
Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.
- Прочитайте, что получилось. (В добрый путь.). (Слайд 3).
-Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? (вы нам желаете удачи, успешно узнать что-то новое)
- Молодцы, путь к новым знаниям - это добрый путь.
- Как вы будете продвигаться к цели? Какой вопрос вас заставляет двигаться вперёд, добывая новые знания? (Слайд 4).(ЧТО Я НЕ ЗНАЮ)
- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?
- С того, что мы уже знаем.
- Как вы обычно это делаете?
Выполняем различные задания, чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем правило или алгоритм.
2. Актуализация знаний.
На слайде числа: (Слайд 5).
50,2; 2,001; 38; 7,02; 0,4; 24
- Разбейте числа на группы. Какие группы получились? (Слайд 6).
- Десятичные дроби и натуральные числа.
- А какие математические действия можно выполнить с этими числами (учитель показывает на доску с группой десятичных чисел)
- прочитать их, сравнить.
- Верно ли, что (работа с сигнальными карточками): (Слайд 7).
-Как вы думаете, чем на этом уроке мы будем заниматься?
Сравнивать десятичные дроби? Мы уже умеем.
-Что еще с десятичными дробями можно сделать?
(варианты: сложить и вычесть)
- Уточним тему урока.
- Сложение и вычитание десятичных дробей.
На доске дописывается тема урока.
( ребята записывают тему урока в тетрадь). (Слайд 8).
- Какова же цель нашего урока? (Слайд 9).
- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби (учитель добавляет построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей).
- Начнем? Вы готовы? (да)
3. Изучение нового материала.
А какие еще математические действия можно сделать с этими десятичными дробями? (сложить и вычесть)
-Попробуем? (да)
Групповая работа.
- Сейчас вы будете работать в группах.
-Приступим к заданиям? Да. (Слайд 10).
Каждая группа получает по три листочка с текстом, для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.
Текст на листочках:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно
-
Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
-
Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
-
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
-
Поставить в ответе запятую под запятой.
По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их. Читают правило, а на экране выскакивает алгоритм сложения и вычитания. (Слайд 11).
Нам надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь хлопните в ладоши столько раз, сколько получится, если к 1,2 прибавить 1,8. (Слайд 12). (дети садятся).
4. Закрепление изученного.
-Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби? (для решения уравнений, для решения задач)
-А давайте попробуем выполнить задачу? (Слайд 13) (давайте)
-Приступим? (Слайд 13)
Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
- Как вы думаете, какая скорость больше собственная или скорость по течению?
-скорость по течению больше.
-Тогда какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи? - Найти сумму чисел: 21,6 + 4,7 = 26,3 км/ч
-Почему?
А течение помогает двигаться быстрее.
-А что больше собственная скорость или скорость против течения?
Собственная скорость больше, потому что течение затрудняет движение.
- Так чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать? Найти разность чисел: 21,6-4,7 = 16,9 (Слайд 14)
-Попробуем?
Один ученик работает у доски и комментирует свои действия. (Слайд 15)
- Как вы думаете, где возможна ошибка при выполнении таких заданий?
- При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.
- Готовы проверить, научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?
- Да.
- Выполним задания в группе. Заполним таблицу по цепочке. (На эту работу у вас 4 минуты)
(Слайд 16, 17).
- В чём была причина ваших ошибок?
- Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.
- Не приписал нули.
- Ошибся в вычислениях.
- Учтите эти ошибки и больше их не повторяйте.
5. Дифференцированное домашнее задание.
-Откроем страницу 197 в учебнике. Какие номера из учебника помогут нам помочь потренироваться дома складывать и вычитать десятичные дроби и решать задачи.
Ученики называют несколько номеров.
- Хорошо. Вот мы и составили домашнее задание:
Примерное домашнее задание: (Слайд 18, 19)
выучить правило на стр 191 №1255(а,б,в) №1256(а,б.в,) №1261
Дополнительно:
По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которую вы можете встретить в жизненной ситуации.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Составление синквейна (Слайд 20)
Ответить на вопросы. (Слайд 21)