Переместительное свойство сложения, 1 класс

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 1 классе

Учитель: Горбачёва Н.Ю.



Тема: Переместительное свойство сложения.

Цели:

  • узнать новое математическое свойство;

  • научиться применять правило на практике;

  • уметь слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

Ход урока:


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Сядьте ровно, повернитесь и друг другу улыбнитесь.

- Мы друг друга уважаем - никого не обижаем!

- Погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. Погладьте голову, чтобы она хорошо работала, погладьте правую руку, чтобы она хорошо писала. Я желаю вам всем успехов на уроке.

- А теперь настроимся на хорошую работу и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Ну что ж, ребята,
Скорей за работу.
Начнем, конечно,
С устного счета.

Солнышко весёлое

Землю осветило

И ребятам в классе

Лучик подарило.

Слайд 2

-Что изображено на рисунке? Из каких геометрических фигур состоит солнце, цыплята?

-Сколько кругов у цыплёнка справа?/4

-Сколько треугольников у цыплёнка слева?/5

-Сколько треугольников у солнца?(8) Кругов?

-Сколько кругов у цыплёнка слева?(4)

-Как по-другому можно сказать? (столько же или поровну)

-На сколько больше треугольников у двух цыплят, чем у солнышка?(на 2)

-Как вы узнали?( из большего вычли меньшее)

- Отгадайте загадку: (слайд 3)

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?..

- Ребята, нашему сказочному герою требуется ваша помощь. Чтобы найти заветный ключик помогите ему решить примеры (3 ученика индивидуально - распечатка примеров )

4+2= 1+1= 5-3= 4-1= 3+2= 5-1=

Остальные работают с учителем.

Задачи в стихах / работа с веерами

1) Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечай быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? 2+5 (слайд 4)

2) Семь малюсеньких котят,
Что дают им - все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? 7+1 (слайд 5)

3) Шесть косточек из кухни Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось костей? 6-2 (слайд 6)

Работа с веерами. Учащиеся показывают только ответ

  1. Проверка индивидуальной работы (светофор/согласен - не согласен)

  2. Устный счёт.

- Разность чисел 6 и 3.

- Первое слагаемое - 3, второе - 2 .

- Уменьшаемое - 4, вычитаемое - 3.

- Число, которое стоит вторым в натуральном ряду чисел / 2

- Число, которое следует за числом 5.

- Число, которое стоит между числами 7 и 9.

- Сумма чисел 4 и 2.

- Сумма чисел 2 и 4.

Слайд 7

  1. Формулирование темы урока и постановка целей, мотивация.

- Кто обратил внимание на последние 2 выражения? Что заметили?

- Попробует сделать вывод? / Получается, что если мы при сложении поменяем местами числа, то есть слагаемые, то значение суммы не изменится.
- Как бы вы назвали это свойство сложения? / ответы детей
- Верно. Как вы думаете, тогда над чем мы сегодня будем работать? Чему продолжим учиться?

- Нам нужны эти знания? А для чего?

- Какие цели мы поставим себе?

Цели:

  • узнать новое математическое свойство;

  • научиться применять правило на практике;

  • уметь слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

Слайд 8

3. Актуализация знаний. Послушайте задачу

-Кот Леопольд прочитал 3 книги, а кот Матроскин 2 книги (слайд 9)

-Сколько всего книг прочитали коты?

-Составьте выражение. / 3+2 (на доске наборное полотно)

Фиксирование затруднения.

-Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение - 2+3, а Матроскин, что - 3+2. Кто же прав? (на доске наборное полотно 2+3)

-Прочитаем оба решения по - разному. Назовите компоненты при сложении.

-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Постановка проблемы.

-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

-Тогда начнём. Исследовать - это значит понять, установить закономерность. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас - сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы - коллеги. Коллеги - это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

Открытие детьми нового знания (индивидуально - в парах) (слайд 9 книги)

Дети получают задание нарисовать слева 2 синих квадратика, справа 3 красных квадратика, обозначьте цифрой число квадратов, найдите значение, а теперь нарисуйте 3 красных квадрата слева, а 2 синих квадратика справа, обозначьте число квадратов цифрой, найдите значение. Сравните результаты.

- Обменяйтесь своей работой с соседом по парте и обсудите результаты.

- Что можете сказать? / Дети работают в парах. Один ученик отчитывается о работе.

- У нас получились примеры….

- Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….

- К какому выводу мы пришли? Какое открытие совершили?(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

- Проговорите правило друг другу в паре словами,..

(слайд 15, человечки)

- Прочитаем правило на доске.

- Совпадают ли наши правила? (да)

- Кто же из котов прав? (оба)

- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)?

Физминутка

Первичное закрепление. Карта выхода. Самостоятельная работа.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. И проверьте себя на усвоение нового материала. Отразите увиденную картинку в числах и запишите выражение в карте выхода.

1+3=4 3+1=4

- Оцените себя.

Практическая игра « Кто прав?»

- Не за горами зима. Вспомните, какие у вас любимые зимние забавы?/ ответы детей

(слайд 23)

- Саша и Миша лепили во дворе снеговика. Когда были слеплены три снежных кома, Саша побежал домой за ведёрком, чтобы сделать снеговику шляпу. Взяв старое игрушечное ведёрко, стоя около подъезда, он позвал Мишу и предложил ему принести к подъезду три снежных кома. Но Миша засмеялся и сказал: « Нет, лучше ты неси сюда ведёрко, так удобнее!»

- Как вы считаете, кто из мальчиков прав? Обсудите в паре./ Дети рассуждают кто прав Саша или Миша. Затем делают вывод.

Вывод: Легче к большему количеству предметов принести меньшее, чем наоборот. Так же и в математике легче к большему числу прибавить меньшее число.

Карта выхода (слайд 24) Задание № 3

- По какому признаку разбиты фигуры. Посоветуйся с соседом по парте. Запишите равенства в карте выхода.

1+5=5+1 2+4 =4+2 3+3=6

Проверь себя. (Слайд 25)

-А сейчас небольшая логическая задачка.

Однажды Гномик распиливал бревно, и он задумался, а сколько ему нужно сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна? (Устное решение логической задачи.)

Состав числа (Работа в паре).

- С заданием справились, отправляемся дальше. Посмотрите, какое задание я приготовила для вас.

Слайд 29 с изображением елей




- Такие же ёлочки у вас есть на парте. Сейчас с соседом по парте вы должны написать недостающие числа на веточках ели. Вы должны вспомнить состав числа 2, 3, 4, 5.

(Проверка коллективно)

- Молодцы. Справились с заданием и отправляемся дальше. После вашей усердной работы я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка для глаз. Слайды 30-37

Подведение итога урока.

- А сейчас подведём итог урока. Закончите мои фразы. Слайд 38

- Сегодня мы узнали и поняли (переместительное свойство сложения).

- Оно звучит так: (если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится).

- Чтобы найти значение суммы, удобнее (к большему числу прибавлять меньшее).

VI. Рефлексия. Слайд 39.

- Кто достиг цели?

- Кто не достиг?

- Что было легко?

- Что было трудно?

- Оцените своё настроение в конце урока: прикрепите лучик к тому смайлику, который по вашему мнению соответствует вашему настроению и пониманию происходящего на уроке. Слайд 40

- Всем спасибо за работу! Молодцы!

IX. Домашнее задание.

- Расскажите родителям о новом замечательном математическом свойстве.

© 2010-2022