Рабочая программа по элективному курсу для уч-ся 10 класса «Математика для экономистов»

Элективный курс «Математика в экономике» соответствует: -современным целям общего образования; -основным положениям концепции профильной школы; -перспективным целям математического образования в школе. Программа данного курса рассматривает основные понятия, элементы финансовой экономики, условия ведения успешного бизнеса и эффективности производства, что актуально в современных условиях жизни. Курс рассчитан на 34 часа. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интере­сов и уровня п...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа


по элективному курсу

для уч-ся 10 класса

«Математика для экономистов»

Количество часов- 34



Автор-составитель:

учитель математики


Лихобабо Л.И.








Пояснительная записка

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII - XI классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний. Элективный курс "Математика для экономистов" предназначен для учащихся 11 класса, интересующихся математикой и экономикой, много интересного могут найти в них ученики, решивших свою будущую профессию связать с экономикой и банковским делом. Учителю курсы дают возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики.

Современный выпускник школы не получает представления об экономике как совокупности методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Поэтому создание этого элективного курса необходимо для того, чтобы включить учащихся в типичные для экономических вузов условия, показать им важность применения математического аппарата в экономических изысканиях, научить математически рассчитывать и показывать, «как государство богатеет и живёт».

Элективный курс «Математика в экономике» соответствует:

-современным целям общего образования;

-основным положениям концепции профильной школы;

-перспективным целям математического образования в школе.

Программа данного курса рассматривает основные понятия, элементы финансовой экономики, условия ведения успешного бизнеса и эффективности производства, что актуально в современных условиях жизни.

Курс рассчитан на 34 часа. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интере­сов и уровня подготовленности учащихся. Предполагается использова­ние лекционно-семинарских занятий, практикумов по решению задач. Решение экономических задач позволит учащимся на конкретных примерах увидеть, как абстрактные математические понятия и факты можно эффективно применять в математике для экономистов, что будет способствовать развитию положительной мотивации учащихся во время математической подготовки. Наряду с традиционными формами проведения занятий предполагаются интерактивные: игра «Аукцион», работа над проектом, организация индивидуально-групповых консультаций.

В процессе изучения данного курса учащиеся овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают коммуникативные способности, овладевают умением работать с научной и справочной литературой.

Усвоение предметного содержания курса и сам процесс его изуче­ния становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения к самообразованию.

Межпредметные связи с обществознанием, правом, экономиче­ской географией и использование современных методов обучения способствуют формированию у учащихся интегративного мышления.

Цели:

оказать учащимся поддержку в принятии решения о выборе направления дальнейшего обучения, связанного с экономическим со­держанием, и создать условия для повышения готовности подростков к социальному самоопределению.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с учебным материалом по эко­номике;

- показать применение экономических знаний в различных сферах жизни;

- развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся;

- убедить школьников в практической необходимости владения различными видами деятельности, в том числе и проектной.

Содержание курса


  1. Основные понятия экономики (8 ч.)

Спрос. Предложение. Величина спроса. Величина предложения. Точка равновесия. Равновесная цена. Равновесное количество продукта. Эластичность спроса. Закон спроса и закон предложения. Графики спроса и предложения. Графические задачи на спрос и предложение.

Издержки и прибыль. Совокупные, постоянные и переменные издержки. Средние совокупные, средние постоянные и средние перемен­ные издержки. Цена. Выручка. Прибыль и убыток. Рентабельность. Задачи на расчет издержек и прибыли.


  1. Торговля и обмен (9 ч.)

Предложение денег. Скорость обращения денег. Средняя цена товаров и услуг. Уравнение обмена. Задачи на уравнение обмена.

Макроскопические показатели экономики: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), темп инфляции (дефляции). Приведенные цены. Текущие цены. Задачи на расчеты в приведенных ценах.

Производственные возможности. Эффект растущих издержек. Международная торговля. Задачи на международную торговлю.

  1. Математические методы в экономике (принятие решений в экономике) (8 ч.)

Закон Энгеля. Принятие решений в экономике. Статистика как метод изучения явлений в экономике. Аналитические задачи на закон спроса. Задачи принятия решений.

  1. Банковские вклады, займы, кредиты, ссуды (9 ч.)

Банки. Виды банковских вкладов: до востребования, срочные депозиты. Займы, кредиты, ссуды. Простые и сложные проценты. Задачи на определение банковского процента по вкладам, займам, кредитам, ссудам.

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Основные понятия экономики

8

2.

Торговля и обмен

9

3.

Математические методы в экономике

8

4.

Банковские вклады, займы, кредиты, ссуды

9

Ожидаемые результаты

На основе поставленных задач предполагается достичь следую­щих результатов:

- сформировать у учащихся первичные навыки решения эконо­мических задач;

- привести учащихся к пониманию того, что успех в предпринимательской деятельности зависит от способности понимать цифры, вести расчеты, принимать экономически обоснованные решения;

- достичь повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, сформулировать умение обосновывать свою точку зрения;

- подготовить учащихся к составлению задачника по одной из предложенных тем: «Спрос и предложение», «Издержки и прибыль», «Торговля и обмен», «Банковские вклады» и презентация его во время проведения круглого стола при подведении итогов изучения элективного курса;

-использовать полученные знания в практической, исследовательской, проектной деятельности и в повседневной жизни.


Оценка знаний


Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проверочных работ.

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (как общеучебных, так и связанных с конкретной предметной областью), а также приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, содержательно связанной с предметным полем - математикой, констатация личных достижений учащихся по освоению содержания.

Если учащийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в практикумах, успешно выполнил проверочные работы, выполнил и защитил проект, продемонстрировал умение работать с литературными источниками, научился работать в группах, находить и использовать информацию в рекомендованных изданиях, то он получает зачёт. Это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения - не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех, не разочаровались в выборе будущей профессии.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол.

час.

Формы контроля

Дата

Основные понятия экономики (8 ч.)

1.

Введение понятие спроса и предло­жения

1



2-3.

Графические задачи на спрос и пред­ложение

2

Участие в практикуме


4.

Производственные издержки и при­быль

1

Участие в семинаре


5-6.

Задачи на расчет издержек и прибыли

2

Сам. работа (20 мин)


7-8.

Работа над проектом

2

Собеседов.


Торговля и обмен (9 ч.)

9.

Торговля и обмен

1



10-11.

Задачи на уравнение обмена

2

Участие в практикуме


12.

Макроскопические показатели эко­номики

1



13.

Задачи на расчеты в приведенных ценах

1

Участие в практикуме


14-15.

Задачи на тему международной торговли

2

Тест


16-17.

Работа над проектом

2

Собесед.


Математические методы в экономике (8 ч.)

18.

Законы Энгеля

1



19-20.

Статистика как метод изучения явле­ний экономики

2

Индивидуаль

ное домашнее задание


21-22.

Аналитические задачи на закон спроса

2

Участие в практикуме


23-24.

Задачи принятия решений

2

Тест


25.

Работа над проектом

1



Банковские вклады, займы, кредиты, ссуды (9 ч.)

26-28.

Банковские вклады, займы, кредиты, ссуды

3

Тест


29-31.

Решения задач на определение банковского процента

3

Проверочная работа


32-33.

Зашита проектов

2

Презентация задачника


34.

Круглый стол

1





Литература


1. Бутузов В. Ф., Колягин Ю.М. и др. Математика. Учебник для экономистов. - М.: Изд-во Сантакс-Пресс, 1996.

2. Винокурова Е.Н. Экономика в задачах. Математика: приложение к газете «Первое сентября».- 1998, №34.

3. Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.

4. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. - М.: Знание, 1991.

5. Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики. «Математика в школе».- 1997, №5.

6. Симонов А. С. Экономические задачи на уроках математики. «Математика». Приложение к газете «Первое сентября». 1997, № 4,5, 6.

7. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики - М.: Просвещение, 1990.

8. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс - М.: Просвещение, 1989.



Рецензия

на рабочую программу по элективному курсу «Математика для экономистов»

(автор- учитель математики МОУ«Теребужская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области Лихобабо Л.И.)


Рабочая программа по элективному курсу «Математика для экономистов» соответствует современным целям общего образования.

Пояснительная записка программы объясняет актуальность темы, определяет цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям обучающихся.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащие в базовых программах. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, игры, защита рефератов, презентация проектов и др. Количество часов определено с учётом теории и практики. Реферативная и проектная деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение. Программа способствует осознанному выбору учащимися профиля образования.

К программе даётся перечень современной литературы, учебно-методического обеспечения.

Рабочая программа по элективному курсу «Математика для экономистов» может быть рекомендована к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Рецензент-

старший преподаватель кафедры ЕМО

КИНПО (ПК и ПП) СОО __________________ М.Е.Чаплыгина

© 2010-2022