• Преподавателю
  • Математика
  • Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний по анатомии и физиологии женской половой сферы, психологическим особенностям и универсальным потребностям женщин зрелого возраста.      Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для ис...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возрастаАнатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возрастаГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ »



Раздел: Здоровый мужчина и женщина зрелого возраста

Тема: «Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста»

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 1

(углубленный уровень подготовки)









Купино

2013

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол № « » 2013г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н.М













Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории Степанова Алена Владимировна


Купино

2013

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Здоровый человек и его окружение» по теме «Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста ».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний по анатомии и физиологии женской половой сферы, психологическим особенностям и универсальным потребностям женщин зрелого возраста.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

  • Анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма;

  • Универсальные потребности женщин зрелого возраста.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста

Место проведения кабинет здорового человека и его окружения

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися новыми знаниями о анатомии и физиологии женской половой сферы; психологических особенностях, универсальных потребностях женщин зрелого возраста.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма; универсальные потребности женщин зрелого возраста

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:







Здоровый человек и его окружение

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07


Внутридисциплинарная интеграция:



Основные факторы риска болезней у мужчин и женщин зрелого возраста

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста





Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции, Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение стр. 215-220

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с текстом учебника. Составление плана обучения по:

  • Рациональному питанию;

  • Правильному режиму дня;

  • Поддержанию безопасности.

Перечень литературы:

Основная: Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение Дополнительная: акушерство и гинекология И.К Славянова «Феникс» 2007, Акушерство Вл. И. Дуда, В.И. Дуда, О.Г Дражина «Оникс» 2007, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии М.В. Дзигуа, Е.А Лунякина «АНМИ» 2005.



Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам социальной психологии

65 мин




Проблемный метод изложения материала

5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами тестов и заданий.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение стр. 215-220


Всего

90 мин












Приложение №1

Репродуктивная система женщины

Органами репродуктивной системы женщины являются яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Репродуктивная система - это тонкий механизм, осуществляющий периодический процесс, называемый менструальным циклом. Именно менструальный цикл создает со стороны женщины предпосылки для воспроизводства потомства.
Влагалище - это канал, ведущий по направлению к матке. Во время полового акта мужчина помещает свой половой член во влагалище.
Матка - это репродуктивный орган женщины, в котором растет и получает питание во время беременности плод. От матки выходят две ведущие к яичникам маточные трубы, которые называются фаллопиевыми трубами.
В яичниках вырабатываются и созревают женские половые клетки (яйцеклетки).

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возрастаЖенская половая система человека состоит из двух основных частей: внутренних и наружных половых органов. Наружные половые органы в совокупности носят название вульва.

К внутренним половым органам относятся:


  • Яичники - парный орган, располагающийся в нижней части брюшной полости и удерживающийся в ней связками. По форме яичники, достигающие в длину до 3 см, напоминают миндальное семечко. При овуляции созревшая яйцеклетка выходит непосредственно в брюшную полость, проходя по одной из «Фаллопиевых труб».

  • Фаллопиевы трубы иначе называются яйцеводы. Они имеют воронкообразное расширение на конце, через которое в трубу попадает созревшая яйцеклетка (яйцо). Эпителиальная выстилка фаллопиевых труб имеет реснички, биение которых создает движение тока жидкости. Этот ток жидкости и направляет в фаллопиевую трубу яйцо, готовое к оплодотворению. Фаллопиевы трубы другим своим концом открываются в верхние части матки, в которую яйцо направляется по фаллопиевым трубам. В фаллопиевой тубе происходит оплодотворение яйцеклетки. Оплодотворенные яйцеклетки (яйца) поступают в матку, где и протекает нормальное развитие плода вплоть до родов.

  • Матка - мышечный грушевидный орган, имеющий размер с кулак взрослого человека. Она располагается в середине брюшной полости сзади мочевого пузыря. Матка имеет толстые мышечные стенки. Внутренняя поверхность полости матки выстлана слизистой оболочкой, пронизанной густой сетью кровеносных сосудов. Полость матки соединяется с влагалищным каналом, который проходит через толстое мышечное кольцо, выдающееся во влагалище. Оно носит название шейка матки. В норме оплодотворенная яйцеклетка поступает из фаллопиевых труб в матку и прикрепляется к мышечной стенке матки, развиваясь в плод. В матке протекает нормальное развитие плода вплоть до родов.

  • Влагалище - это толстая мышечная трубка, которая идет от матки и имеет выход наружу из тела женщины. Влагалище является приемником мужского копулятивного органа во время совершения полового акта, приемником семени во время полового акта, а также является родовым каналом, по которому выходит плод после завершения своего внутриутробного развития в матке.

К наружным женским половым органам относятся:

  • Большие половые губы - это две кожные складки, содержащие внутри жировую ткань и венозные сплетения, идущие от нижнего края живота вниз и назад. У взрослой женщины они покрыты волосами. Большие половые губы выполняют функцию защиты влагалища женщины от попадания в него микробов и инородных тел. Большие половые губы обильно снабжены сальными железами и окаймляют отверстие мочеиспускательного канала (уретры) и преддверие влагалища, сзади которого они срастаются. В толще больших половых губ расположены так называемые бартолиновы железы.

  • Малые половые губы, располагаются между большими половыми губами, и, как правило, скрыты между ними. Они представляют собой две тонкие кожные складки розового цвета, не покрытые волосами. У передней (верхней) точки их соединения находится чувствительный орган, имеющий, как правило, размер величиной с горошину, способный к эрекции - клитор.

  • Клитор у большинства женщин закрыт окаймляющими его складками кожи. Этот орган развивается из тех же зародышевых клеток, что и мужской половой член, поэтому он содержит пещеристую ткань, которая при половом возбуждении наполняется кровью, в результате чего клитор женщины также увеличивается в размерах. Это явление аналогично мужской эрекции также называется эрекция. Очень большое количество нервных окончаний, содержащихся в клиторе, так же как и в малых половых губах реагируют на раздражение эротического характера, поэтому стимуляция (поглаживание и тому подобные действия) клитора может приводить к половому возбуждению женщины.

Ниже клитора располагается наружное отверстие мочеиспускательного канала (уретры). У женщин оно служит только для вывода мочи из мочевого пузыря.

Над самим клитором в нижней части живота находится небольшое утолщение из жировой ткани, которое у взрослых женщин покрыто волосами. Оно носит название венерин бугорок.

  • Девственная плева - это тонкая перепонка, складка слизистой оболочки, состоящая из эластических и коллагеновых волокон. с отверстием, прикрывающая вход во влагалище между внутренними и наружными половыми органами. При первом половом акте обычно разрушается, после родов практически не сохраняется.

Регуляция менструального цикла

Овуляция и менструация

Главным процессом менструального цикла является созревание способной к оплодотворению яйцеклетки. Параллельно происходит подготовка слизистого слоя матки (эндометрия), к принятию оплодотворенной яйцеклетки (имплантации). Для того, чтобы оба процесса происходили в нужной последовательности, и существуют гормоны.
Когда яйцеклетка созревает, она выделяется из яичника и оказывается в брюшной полости. Этот процесс называется овуляцией. Если яйцеклетка соединяется со сперматозоидом, они захватываются фимбриями маточной трубы, затем продвигаются по трубе и попадают в матку. В результате женщина беременеет; если этого не происходит, у женщины начинается менструация и яйцеклетка выходит с кровью.

Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста

Менструа́льный цикл - (от лат. menstruus («лунный цикл», ежемесячный)) - периодические изменения в организме женщины репродуктивного возраста, направленные на возможность зачатия.

Длительность менструального цикла (в среднем) 28±7 суток. Продолжительность цикла определяется физиологическими процессами в организме женщины и не зависит, вопреки традиционным представлениям, от фаз Луны. Началом менструального цикла условно считается первый день менструации.

Менархе - первый менструальный цикл - является центральным событием в период полового развития, указывающим на способность женского организма к размножению. У людей средним возрастом наступления менархе считаются 12 лет, с нормой от 8 до 16 лет. Время наступления первого менструального кровотечения зависит от таких факторов, как наследственность, питание, общее состояние здоровья.

Прекращение менструаций происходит в возрасте 40-58 лет (в среднем, в 47-50 лет), в период климакса происходит угасание репродуктивной функции. Время наступления менопаузы (климакс - период, характеризующийся нерегулярностью или полным прекращением менструаций) зависит в большей степени от наследственности, однако некоторые заболевания и врачебные вмешательства могут вызвать раннее наступление менопаузы.

Фазы менструального цикла

Процессы, происходящие в течение менструального цикла, могут быть описаны как фазы, соответствующие изменениям в яичниках (фолликулярная, овуляторная и лютеиновая), и в эндометрии (менструальная, пролиферативная и секреторные фазы).

  • Фолликулярная/менструальная фаза

Началом фолликулярной фазы яичника или менструальной фазы матки считается первый день менструации. Длительность фолликулярной фазы, во время которой происходит окончательное созревание доминантного фолликула, индивидуальна для каждой женщины: от 7 до 22 дней, в среднем 14 дней.

  • Овуляторная

Приблизительно к седьмому дню цикла определяется доминантный фолликул, который продолжает расти и секретирует увеличивающееся количество эстрадиола, в то время как остальные фолликулы подвергаются обратному развитию. Достигнувший зрелости и способный к овуляции фолликул называется граафовым пузырьком. Во время овуляторной фазы, которая длится около трех дней, происходит выброс лютеинизирующего гормона. В течение 36-48 ч происходит несколько волн высвобождения ЛГ, значительно увеличивается его концентрация в плазме. Выброс ЛГ завершает развитие фолликула, стимулирует продукцию простагландинов и протеолитических ферментов, необходимых для разрыва стенки фолликула и высвобождения зрелой яйцеклетки (собственно овуляция). В то же время снижается уровень эстрадиола, что иногда сопровождается овуляторным синдромом. Овуляция обычно происходит в ближайшие 24 ч после наиболее крупной волны выброса (от 16 до 48 ч). Во время овуляции высвобождается 5-10 мл фолликулярной жидкости, в которой содержится яйцеклетка.

  • Лютеиновая/секреторная фаза

Промежуток времени между овуляцией и началом менструального кровотечения называется лютеиновой фазой цикла (также известна как фаза жёлтого тела). В отличие от фолликулярной фазы, длительность лютеиновой более постоянная - 13-14 дней (± 2 дня). После разрыва граафова пузырька стенки его спадаются, его клетки накапливают липиды и лютеиновый пигмент, это придает ему жёлтый цвет. Трансформированный граафов фолликул теперь называется жёлтым телом. Продолжительность лютеиновой фазы зависит от периода функционирования (10-12 дней) жёлтого тела, в это время жёлтое тело секретирует прогестерон, эстрадиол и андрогены. Повышенный уровень эстрогена и прогестерона изменяет характеристику двух наружных слоев эндометрия. Железы эндометрия созревают, пролиферируют и начинают секретировать (секреторная фаза), матка готовится к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Уровень прогестерона и эстрогена достигают пика в середине лютеиновой фазы, и в ответ на это снижается уровень ЛГ и ФСГ.

  • При наступлении беременности жёлтое тело начинает вырабатывать прогестерон до тех пор, пока плацента не разовьется и не станет секретировать эстроген и прогестерон.

    • Если беременность не происходит, жёлтое тело прекращает функционировать, снижается уровень эстрогенов и прогестерона, что приводит к отечности и некротическим изменениям эндометрия. Снижение уровня прогестерона также усиливает синтез простагландинов. Простагландины (ПГ) вызывают спазм сосудов и сокращение матки, происходит отторжение двух наружных слоев эндометрия. Уменьшение уровня эстрогена и прогестерона также способствует уменьшению ГРФ и возобновлению синтеза ЛГ и ФСГ, начинается новый менструальный цикл.










































Приложение №2

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





































Приложение №3

Тест контроль

Выберите правильный ответ

1.К наружным половым органам женщины относят:
1) матка;
2) влагалище;
3) клитор;
4) яичник.

2.Внутренние женские половые органы:
1) клитор;
2) бартолиновы железы;
3) матка;
4) лобок.

3. Во влагалище в норме среда:
1) нейтральная;
2) кислая;
3) щелочная;
4) слабощелочная.

4. Внутренняя оболочка матки:
1) периметрий;
2) миометрий;
3) эндометрий;
4) параметрий.

5. Гормон, вырабатываемый в желтом теле:
1) эстерон;
2) инсулин;
3) окситоцин;
4) прогестерон.

6. Средняя продолжительность менструального цикла:
1) 21 день;
2) 35 дней;
3) 15 дней;
4) 28 дней.

7. Разрыв фолликула и выход яйцеклетки в брюшную полость:
1) овуляция;
2) менструация;
3) пролиферация;
4) секреция.

8. Женский половой гормон:
1) тестостерон;
2) фолликулин;
3) питуитрин;
4) окситоцин

9. Фаза маточного цикла:
1) овуляция;
2) персистенция;
3) пролиферация;
4) атрезия.





Эталон ответов

  1. 3

  2. 3

  3. 2

  4. 3

  5. 4

  6. 1

  7. 1

  8. 2

  9. 3

© 2010-2022