Рефлективный отчет по проведению серии последовательных уроков

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тасамбаева Алмагуль Толепбергеновна Портфолио учителя Отчет С

Филиал АО «НЦПК» «Өрлеу» 3-го уровня

«ИПКПР ПО» 20.11.2014 год

Город Павлодар



Отчет С


Рефлективный отчет

по проведенной серии последовательных уроков

Концепция развития образования Республики Казахстан предполагает переход от традиционного метода преподавания в школе, когда ученик получал от учителя готовые знания, не умея применить в жизни полученное, к воспитанию компетентностной личности. В современных условиях учащиеся сами должны получить необходимый их уровню и запросам объем знаний, понимая их ценность и имея представление о сфере их применения. Это возможно лишь при модификации самого подхода к преподаванию и обучению в школе. Программа, разработанная НИШ совместно с Кембриджским университетом, детально систематизировала наработанный опыт методик казахстанских учителей и конкретизировала многие понятия, что позволяет более взвешенно и с эффективной отдачей подойти к процессу обучения.

Оказавшись на первом этапе обучения «Лицом к лицу», я познакомилась с теоретической базой идей семи модулей Программы, которые внедряла в серию своих последовательных уроков. Большое значение для меня сыграло то, что мы на первом месяце пропустили все через себя. Знания давались нам в тесной практической связи, то есть мы, изучая теорию, размышляли, сотрудничали, дискуссировали, работали в группе.(фото 1)

Рефлективный отчет по проведению серии последовательных уроков

(фото 1. Работа над постером)

Сейчас, когда я изучила идей Программы, когда прошла школьную практику, то могу с уверенностью сказать, что не просто произошли изменения, а качественные изменения, которые поменяли мои убеждения, стиль моего преподавания. Сейчас я глубже понимаю высказывания Пажареса, «что убеждения учителя играют важную роль в образовательном процессе». Действительно, если учитель через себя не пропустит идеи новой Программы, не примет их сердцем, то и не сможет внедрить в свою практику.

Благодаря данным курсам изменилось моё отношение к учебному процессу в целом. Я увидела, насколько обучение может быть эффективным, если создавать необходимые условия для включения всех модулей Программы на уроках.

Серия последовательных уроков была спланирована таким образом, что в них нашли отражение идей всех семи модулей Программы. Благодаря тесному сплетению этих идей, произошли кардинальные изменения во мне и моих учениках. Какой из модулей оказал большое влияние на эти позитивные изменения, сказать трудно, потому что проявление признаков идей модулей Программы в чистом виде проследить невозможно. После прохождения школьной практики у меня в сознании отчетливо проявилось два периода: до прохождения курсов и после прохождения обучения.

До:

  • Методика традиционного урока;

  • Часть учащихся пассивна;

  • Стиль преподавания - авторитарный;

  • Строгая дисциплина;

  • Оценивает только учитель;

  • Применяется только суммативная оценка;

  • Весь урок проходил в одном заданном режиме;

  • Учитель сам называл цель урока;

  • Ошибка воспринималась как приговор.

После:

  • Урок с внедрением идей семи модулей Программы;

  • 100% охват учащихся деятельностью на уроке;

  • Стиль преподавания - демократичный;

  • Сочетание отдыха и обучения;

  • Наряду с суммативным оцениванием применяется и формативное;

  • Самооценивание и взаимооценивание;

  • Каждое мнение ученика ценно;

  • Ученики сами определяют цель и задачи урока;умеют отслеживать свои результаты;

  • Могут анализировать свою деятельность и деятельность товарищей

  • Понимание того, что ошибка - неотъемлемая часть обучения.

Внедрив предложенные идеи в практику, я для себя отметила, что новые подходы к обучению положительно влияют на мотивацию учащихся как «высокого», так и «низкого» уровней обученности. Уже при проведении тренинговых занятий в начале своей школьной практики, где мы только учились работать в группах, налаживали атмосферу сотрудничества, осваивали новые виды деятельности на уроке, я стала замечать, как меняются мои дети. Они стали открываться мне с другой стороны: проявлять большую активность, желание помочь товарищу, искренне делиться своими мыслями, интересоваться новым, самостоятельно добывать ту или иную информацию и преподносить её в необычной форме, показывать свои «скрытые» способности.

Я поняла, что традиционный подход к преподаванию, при котором учитель играл роль руководителя на уроке, постепенно себя изживает. В современном уроке учитель и ученик должны сотрудничать друг с другом, быть равноправными партнёрами. Учитель выступает в роли организатора, помощника, консультанта, направляет действия учащихся для их успешного самостоятельного учения, создаёт комфортные условия на уроке для того, чтобы дети учились сами. Планируя свою деятельность, учитель должен понимать, что обществу нужен ученик думающий, творческий, целеустремлённый. Именно таковым и должен быть современный человек, выходящий из стен средней школы. А задатки такой личности закладываем мы, учителя.

Раньше в своей работе я не придавала особого значения всем тем понятиям, которые узнала, проходя курсовую подготовку, хотя компоненты некоторых модулей применяла на своих уроках и ранее, например, технологию развития критического мышления, использовала информационно-коммуникационные технологии посредством демонстрации презентаций, обучение строила в соответствии с возрастными особенностями своих учеников, проводилась работа с одарёнными детьми на уровне выполнения ими заданий повышенной сложности и участия в различных интеллектуальных марафонах, олимпиадах, смотрах знаний. Используя все эти стратегии, я понимала, что не хватает какой-то системы, логического довершения, не было чёткого понимания того, для чего я это применяю, к тому же не делала такого тщательного анализа своей деятельности, не формулировала выводов и дальнейшего планирования действий для улучшения качества обучения. Теперь, после каждого проведённого урока, построенного с учетом требований Программы, делается подробный его анализ, формулируются выводы, намечаются стратегии по преодолению трудностей, возникших во время учебного процесса.

Одним из основополагающих модулей является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» - «Диалогическое обучение». Сейчас идет поколение, которое хорошо ориентируется в виртуальном мире, но при этом совершенно не может говорить, нет навыков связной речи. Поэтому научить ребенка взаимодействовать, сотрудничать, прислушиваться к мнению других, учитывать чье-то мнение, признавать свои ошибки - это одна из главных приоритетных задач учителя. В период прохождения практики я убедилась, что применение диалога в процессе обучения, а именно по модели «ученик - ученик» (фото 2), имеет следующие положительные стороны: ученики в непринуждённой обстановке выражают своё мнение по теме, защищают, доказывают его, приводя при этом аргументы; выслушивают точку зрения каждого участника диалога, понимая, что любое мнение имеет право на существование; помимо этого, мне, как учителю, наблюдая за процессом обмена мнениями, можно определить, на каком уровне усвоения материала находится ученик.

Рефлективный отчет по проведению серии последовательных уроков

(фото 2. Диалог)

В свои уроки я старалась включать такие задания, которые могли бы вызвать на беседу не только учеников с «высоким» и «средним» уровнем обученности, но и тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками, связанные с волнением, неуверенностью в своих словах и действиях.

Другим важным фактором в обучении стало развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик основная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика - верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика - то, как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает.

Желание ученика самостоятельно работать и развиваться является важнейшим аспектом саморегуляции, при этом учащийся может самостоятельно добывать знания при диалоге с учителем, учащимися, из учебников и пособий, из интернета и других источников.

Домашнее задание использовалось с целью оказания помощи учащимся реализовывать траектории собственного развития на уроке. На третьем уроке я предложила уровневые тесты, на четвертом два задания, как обязательное, так и на выбор - с целью создания условий для саморегуляции и выявления талантливых и одарённых.

Выбор задания «по душе» является главным мотиватором саморегулируемого поведения личности». Учащиеся, которые владеют приёмами метапознания, становятся самостоятельными и независимыми, они умеют определять индивидуальную ценность работы, выбирать содержание и самостоятельно выстраивать ожидаемые результаты (Руководство для учителя, стр. 143).

На протяжении четырех уроков процесс саморегуляции наблюдается:

  • в самостоятельной работе учащихся через совместную коллективную работу и решение каких - либо задач,

  • через самостоятельное распределение ролей в группах, через постановку целей и задач предлагаемых действий,

  • через умение оценивать себя и другого, умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы формированию чувства контроля и уверенности в их собственных способностях,

  • через дифференцированные задания и через умение рефлектировать по поводу собственной деятельности.

Рефлексия, проведенная в конце школьной практики, показывает, что учащиеся задумываются о самоконтроле. Применение самооценки указывает учащимся на их пробелы в знаниях и позволяет планировать коррекционную работу по теме. За такой короткий промежуток времени не все получалось, поэтому надо создавать условия для развития обучения саморегулированию учащихся, включая его в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия.

В дальнейшей своей практике я продолжу использование групповой формы работы, развитие саморегуляции и метапознания у учащихся на уроках, так как теперь я понимаю важность саморегуляции при внедрении новых подходов в обучение.

Благодаря прохождению курсов, я в корне пересмотрела собственный подход в преподавании и осознала важность использования ключевых идей Программы.

Внедряя в практику новое видение процесса обучения, я создавала комфортную среду. Мной совместно с психологом школы был проведён ряд психологических исследований с целью определения индивидуальных особенностей учеников класса. Это было одним из важных условий создания коллаборативной среды, так как для успешного включения в учебный процесс диалогового обучения надо принимать во внимание особенности личности каждого ребёнка, уровень его мотивации к обучению, способности учащегося к взаимному учению. Итоги диагностических исследований помогали мне корректно распределять учащихся на группы и пары, осуществлять верный подбор заданий и способы подачи учебного материала, учитывая тип восприятия учеников. Таким образом, одним из первых изменений в моей практике была подготовка к организации уроков с учетом возрастных и психологических особенностей каждого ученика.

Модуль «Обучение критическому мышлению» подтолкнул к активному поиску других эффективных приёмов и методов, способствующих развитию критического мышления учащихся. Я стала развивать в себе умение мыслить творчески, научилась выявлять и решать возникшие проблемы. В результате применения различных приемов и методов критического мышления мои дети стали активными участниками учебного процесса. Дети более ответственно подходили к пониманию, оценке, синтезу и анализу информации. В процессе групповой работы ребята вели обсуждение, спорили, приводили аргументы в ходе ответов на вопросы, активно рассуждали при составлении кластера, старались строить свои мысли так, чтобы они были понятны другим, отстаивая решение группы при защите своих работ.

Применение ИКТ в учебном процессе является значимым аспектом, помогающим учителю в современном уроке. ИКТ было использовано мною на каждом уроке в виде демонстрации презентаций, физкультминуток. Всё это позволило облегчить понимание материала учащимися, а также повысить их мотивацию к учению, сделало процесс обучения познавательным и эффективным.

Ранее я считала, что оценивать работу ученика, выставляя отметку, может только учитель. Теперь же на уроках учащиеся принимали активное участие в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Ученики использовали формативное оценивание: прием «Большой палец», похвалу, смайлики, стикеры.

После изучения модуля «Обучение талантливых и одарённых» я стала понимать значимость его включения в урочную деятельность. Применяя на уроках «стимулирующие» задания и задания повышенной трудности, я заметила, что дети начали демонстрировать следующие характеристики:

  • самообразование;

  • быстроту мышления;

  • решение проблем;

  • гибкость;

  • любовь к сложности;

  • концентрацию.

Работа по развитию лидерства направлена на категорию «учитель как лидер в совершенствовании работы». На сегодняшний день учитель управляет процессом обучения, создает для ребенка такие условия, в каких ребенок сам добывает знания.

За четыре недели школьной практики я научилась анализировать свою деятельность, видеть причину успехов и неудач. Тем самым, обеспечивать свой профессиональный рост.

Мои учащиеся достигли определённых успехов: стали открыто высказывать своё мнение, аргументировать свои ответы, слушать и слышать своих товарищей, вести беседу, сводить изученный материал в графические схемы, самостоятельно определять цели и задачи урока, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Подводя итоги, в будущем планирую проводить уроки основываясь на диалоговое обучение, использовать дифференцированные задания, уделить больше внимание процессу оценивания на уроке, продолжать развивать в своих детях умение анализировать свою деятельность, высказывать своё мнение и не бояться, что оно может быть ошибочным, создавать диалогическую модель класса.

В процессе школьной практики я увидела, что предложенные Программой модули положительно влияют на учебную и эмоциональную среду учащихся, это изменило мое отношение к процессу обучения. Считаю, что внедрение в систему своей работы семи модулей положительно отразится на моей педагогической деятельности в будущем.

Анализируя свою практику в школе, можно определить, что изменилась роль учителя. Учитель является наблюдателем, исследователем, консультантом, помощником, тренером. Учитель помогает в данном случае не только в поиске эффективных способов для приобретения необходимых навыков, но и предоставляет доступ к инструментам оценивания. Тем самым раскрывает ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дает возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Так как весь учебный процесс основан на радостных переживаниях познания, коллективном труде, самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха, я считаю, ученики должны оглядываться назад и улучшать свои успехи, помогать другим в успешном освоении учебной программы и иных результатов деятельности.

Мне как учителю ещё многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий.

Эффективное управление в образовательном процессе позволит добиться значительных успехов в воспитании конкурентноспособной личности.

9



© 2010-2022