Деятельностный подход в обучении математики

Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения, где ребёнок получает знания и является потребителем. Новый образовательный стандарт ставит цель – научить получать новые знания, научить работать по-новому. Деятельностный подход способствует тому, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей познавательной деятельности. Деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуал...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

З.Н.Кахний

учитель математики,

МБОУ ООШ №17

Александровского района.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Мы живём в современном обществе, которое требует образованных, предприимчивых людей, которые могли бы уметь самостоятельно принимать решения, анализировать свои действия, прогнозировать результаты своей деятельности, обладать чувством ответственности за судьбу страны, отличаться своей мобильностью. Люди должны уметь считать налоги, понимать, как распоряжаться своими доходами и как оценить имущество, то есть знать математику для экономики, для повседневной жизни. Это сегодня важно.

Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения, где ребёнок получает знания и является потребителем. Новый образовательный стандарт ставит цель - научить получать новые знания, научить работать по-новому. Деятельностный подход способствует тому, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей познавательной деятельности. Деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей.

Структура уроков при деятельностном подходе имеет следующий вид:

1.Мотивация к учебной деятельности: на данном этапе обучения перед учеником ставится задача, и создаются условия для её решения, устанавливаются тематические нормы. Это можно представить такой цепочкой: «надо-хочу-могу».

2.Активизация и фиксирование индивидуального обучения: организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Данный этап предполагает следующую цепочку действий: «надо-могу-хочу».

3.Выявление места и причины затруднения: учитель выявляет и фиксирует основные ошибки, соотносит их с алгоритмом решения.

4.Построение проекта выхода из ситуации: устанавливается тема, цель и план выхода из данной проблемы.

5.Реализации проекта: обсуждение различных вариантов проекта и выбор самого оптимального из них.

6.Первичное закрепление с проговариванием: учащиеся фронтально. в группах (можно в парах) решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Учащиеся проговаривают на данном этапе, что они делают, почему это делают, что должны получить. Устная и письменная речь (проговаривание алгоритма действий) - это поисковая работа учащихся. На данном этапе можно использовать нестандартные формы уроков, использование исторических сведений.

7.Самостоятельная проверка по эталону: проводится самостоятельная работа обучающего характера, разрешается пользоваться алгоритмом решения данной задачи. Данная работа проверяется в классе.

8.Включение в систему знаний и повторение: выполняются задания, где используется изученный ранее материал.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог). Учащиеся дают оценку собственной деятельности на уроке, выявляют, выполнили или нет поставленные цели.

Деятельностный подход в преподавании математики требует формирование практических умений, применения теории и реализации её на практике. Математика для школьников трудный предмет, так как у детей недостаточно сформулирована система основных знаний и умений. Задача учителя организовать так урок, чтобы учащемуся захотелось понять и учить математику. Позиция учителя на уроке: к классу не с ответом, а с вопросом. Новые рабочие программы по математике ставят следующие цели перед учащимися: умение работать с математическим текстом, чётко и грамотно выражать свои мысли, уметь применять математические символы. Любой урок начинается с постановки цели, которую формируют сами учащиеся, а учитель только создаёт условия для работы ученика на уроке. На уроках учащиеся действуют по намеченному плану, работая в группах и индивидуально. Активность ученика возрастает, если он выполняет функцию учителя. Такой вид работы можно применять, при устном счёте, проверке математических диктантов, самостоятельных работ. Контроль осуществляется через взаимоконтроль по эталону (алгоритму). В деятельностном подходе учащиеся сами оценивают свою работу и своих товарищей. При подведении итога урока учащиеся объективно оценивают меру своего продвижения к цели урока. Называют вопросы, которые их заинтересовали, отмечают успешные ответы одноклассников. Учащимся даётся дифференцированное домашнее задание, которые мотивируют стремление учеников к последующей деятельности, приобретаются навыки рациональной организации работы дома.

При изучении темы «Квадратные уравнения» (8 класс) учащиеся решают неполные квадратные уравнения. Используя предыдущие знания и постепенно приходят к виду уравнения у=ах²+вх+с, даётся алгоритм решения квадратного уравнения. Учащиеся отрабатывают навыки нахождения числовых коэффициентов, далее переходят к решению квадратных уравнений по формуле. Здесь очень эффективна работа в парах, когда учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют решение своего одноклассника. Перед ними ставится задача: почему квадратные уравнения имеют различное количество корней и отрабатываются навыки нахождения количества корней уравнения. В данной теме рассматривается история вопроса о нахождении формул корней квадратного уравнения, открытие теоремы Виета. Учащиеся находят корни квадратного уравнения методом подбора, что способствует развитию их логического мышления. Учащиеся на основе полученных знаний переходят к решению дробных рациональных уравнений, решают текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели квадратные и дробные уравнения. При решении задач прослеживается связь математики с другими предметами. В процессе изучения данной темы были составлены проекты и презентации: история квадратного уравнения, решение квадратного уравнения с параметром, теорема Виета.

Таким образом, деятельностный подход позволяет учащимся самим добывать знания и уметь их использовать в повседневной жизни. Развивает речь ученика так, как замечено, что легче усваивается и запоминается материал, который постоянно проговаривается. Слабый ученик при частом проговаривании материала быстрее запоминает основные формулировки, алгоритмы. Таким образом, деятельностный подход способствует повышению интереса ученика к получению знаний.


© 2010-2022