Рабочая программа по курсу

Данная рабочая программа  курса "Наглядная геометрия" ориентирована на учащихся 5, 6 классов. Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана по учебнику Шарыгина, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 -2010 – 192 с..  Учебная программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОВАРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Утверждена

на заседании

педагогического совета

протокол № ___от «__»_______2013 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Поваренская СОШ

_____________/Е.Г.Тропина/

Приказ № ___ от «__»____2013г.





Рабочая программа

педагога Тропиной Елены Геннадьевны

высшей категории

по курсу «Наглядная геометрия»

в 5-6 классе




Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ Поваренская СОШ

_____________/А.Е.Форат/

«__»____________2013г

2013 - 2014 учебный год

с. Поваренка


I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5, 6 классов и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования от 01.02.2012 № 74 «о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ. Реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312»;

  • Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 05.07.2013 г. №1724 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева - Издательство: Дрофа, 2011 г.

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Целью изучения досистематического курса геометрии - курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого "интуитивного" пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой - может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.



Цели курса "Наглядная геометрия"

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

Задачи курса "Наглядная геометрия"

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, "в картинках", познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.

  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

  • Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие "геометрическую зоркость", интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.

  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана по учебнику Шарыгина, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005 -2010 - 192 с..

Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю (35 часов в год) в каждом классе.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  • В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Системы оценивания

Для реализации контроля знаний и умений рекомендуется текущая оценка деятельности учащихся посредством устного и письменного опроса, выполнения практических заданий.

Технология проведения занятий включает в себя традиционные информационные (мини-лекции, беседы) и активные формы обучения (деловые и ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций и т. д.) с использованием следующих образовательных технологий:

- технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения.



II. Календарно - тематический план

2.1. 5 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата провед

всего

теоретич.

практич.

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

1

1



Фигуры на плоскости 11 часов

2

Угол. Построение и измерение углов.

1

1



3

Виды углов. Смежные и вертикальные углы

1

1



4

Конструирование из Т. Самостоятельная работа «Измерение углов»

1


1


5

Треугольник и квадрат Треугольник. Виды треугольников.

1

1



6

Сумма углов в треугольнике.

1

1



7

Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника».

1


1


8

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

1

1



9

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

1

1



10

Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.

1


1


11

Пентамино, гексамино. Моделирование.

1

1



12

Творческая работа «Головоломки».

1

1



Фигуры в пространстве 7 часов

13

Пространство и размерность. Мир трех измерений

1

1



14

. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1

1



15

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

1

1







2.2. 6 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата провед

всего

теоретич.

практич.

Введение 6 часов

1

Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

1

1



2

Пространство и его размерность. П.р. «Измерение углов многоугольника»

1


1


3

Углы смежные и вертикальные, сумма углов многоугольника

1

1



4

Разрезание фигуры на равные части

1

1



5

Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др.

1

1



6

Головоломки геометрические

1

1



Параллельность и перпендикулярность 4 часа

7

Рассмотреть свойства параллелограмма,

1

1



8

Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки,

1

1



9

Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение

1

1



10

Приготовить презентации о «Золотом сечении» из разных сфер обитания.

1

1



Задачи на построение 4 часа

11

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

1


1


12

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

1


1


13

Проекции куба и его частей

1


1


14

Практическая работа «Построение проекций»

1


1


Координатная плоскость 5 часов

15

Координаты, ..координаты, ..координаты.

1

1







III. Содержание тем учебного курса


Название темы

Кол-во часов

5 класс

1.

Введение.

1

2.

Фигуры на плоскости.

11

3

Фигуры в пространстве.

7

4

Измерение геометрических величин.

6

5

Топологические опыты.

4

6

Занимательная геометрия.

5

7

Итоги года.

1

Итого

35

6 класс

1.

Введение.

6

2

Параллельность и перпендикулярность.

4

3

Задачи на построение.

4

4

Координатная плоскость.

5

5

Симметрия.

6

6

Замечательные кривые.

4

7

Занимательная геометрия.

5

8

Итоги года.

1

Итого

35

Всего

70





5 класс

1. Введение. (1 ч.)

Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Фигуры на плоскости. (11 ч.)

Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги - игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

3. Фигуры в пространстве. (7 ч.)

Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

4. Измерение геометрических величин. (6 ч.)

Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

5. Топологические опыты. 4.)

Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6.Занимательная геометрия. (2 ч.)

Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.

7. Итоги года (1 ч.)

6 класс

1.Введение. (6 ч.)

Обзор основных тем 5 класса: конструирование, геометрические головоломки, измерение длин, площадей и объёмов. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др. Пространство и его размерность.

2. Параллельность и перпендикулярность. (4 ч.)

Параллелограмм, его свойства. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения».



3. Задачи на построение. (4 ч.)

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей..

4. Координатная плоскость. (5 ч.)

Координаты, ..координаты, ..кооординаты.

Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот - разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.

5. Симметрия. (6 ч.)

Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.

Основная цель: сформировать у учащихся навыки работы с симметричными фигурами, научить их самих создавать бордюры, паркеты, орнаменты, находить их в природе, быту и т.д.

Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.

6. Замечательные кривые. (4 ч.)

Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги.

Основная цель: расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.

Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги

7.Занимательная геометрия (5 ч.)

Основная цель: закрепить навыки образного мышления, графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.

Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.

7. Итоги года (1 ч.)




IV. Требования к уровню содержания программы

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать/понимать:

- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;

- изображать знакомые фигуры по их описанию;

- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

- пользоваться геометрической символикой;

- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам


уметь:

- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;

- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;

- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

- умение анализировать свойства геометрических фигур;

- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

- конструирование объемных фигур;

- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;

- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;

- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;

- умение использовать теоретические знания в практической работе;



Критерии оценки работ учащихся.

уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе.

Оценка "5"ставится:

а) работа выполнена полностью и без ошибок;

б) количество недочетов в такой работе не должно превышать двух.

Оценка "4" ставится:

а) работа выполнена полностью, но содержит не более 3-4 недочетов;

б) из всех предложенных заданий не выполнено одно задание;

в) содержит одну грубую ошибку.

Оценка "3" ставится:

а) выполнено верно половина из всех предложенных заданий

б) работа содержит не более 5-7 недочетов.

Оценка "2" ставится во всех остальных случая

Грубые ошибки.

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять, незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебных пособиях, а также вычислительные ошибки, если он не являются опиской.

Негрубые ошибки

- потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня;

- отбрасывание без объяснения одного из корня и равнозначные им.

К недочетам относятся:

- нерациональное решение, описки, недостаточность;
- отсутствие пояснений, обоснований в решениях.

Если одна и та же ошибка (один и тот же недочет) встречаются несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

Зачеркивание в работе (желательно, чтобы они были аккуратными) свидетельствует о поисках решения, что считать ошибкой не следует.









V. Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

1. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса. Наглядная геометрия (учебное пособие для 5-6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008

2. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом "Первое сентября". Еженедельная газета "Математика", №19-24, 2009.

3.Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО "Школьная пресса". Журнал "Математика в школе", №7, 2006.

4.Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 189 с.

5.Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с

6.Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288 с.

7. Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. - 192 с.

8. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. - М.: ДЛ, 1994.

9. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. - М.: Просвещение, 1990.

10. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.

Литература для обучающихся

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.


© 2010-2022