- Преподавателю
- Математика
- Педагогическая терапия. Что это?
Педагогическая терапия. Что это?
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорова Л.Б. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Когда то или иное отставание замечено учителем, встаёт вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть и непосредственной (оперативно), и опосредованной. Опосредованная помощь направлена прежде всего на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер. Общим в обоих случае должен быть дифференцированный подход, согласование помощи с характером отставания.
В ЧЁМ СОСТОИТ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ
Содержание непосредственной помощи должно соответствовать характеру отставания, а потому различно при обучении разным типам учебных предметов.
Рассмотрим, какую экстренную помощь можно оказать при обнаружении отставания по истории.
Если ученик затрудняется в ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, если он не может выделить главные теоретические положения, определить правильность изложения материала другими учащимися и их ответов на вопросы, неправильно воспроизводит определение понятия, не может объяснить или воспроизвести данную ему схему, назвать дату, рассказать о каком-либо историческом событии - в этих случаях полезно повторить объяснение в максимально приближенном виде, а затем задать вопросы о главном, отделяя детали. Можно также обсудить план текста.
При недостаточном понимании и запоминании дат, понятий, имён исторических деятелей, событий, целесообразно повторить это с учащимися и после такой тренировки попросить учеников воспроизвести заданную дату или определение понятия. Рекомендуется также повторное рассмотрение и анализ используемых на уроке таблиц и схем с объяснением непонятного. При изучении такой темы как «Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе», учащимся обязательно предлагается схема, на которой отражены основные черты абсолютизма (см. приложение). Схема поможет более тщательно провести самопроверку и усвоить черты абсолютизма, тем более, что многие ученики лучше запоминают новое содержание при опоре на зрительное восприятие.
В младшем среднем школьном звене (6 классы) нужно использовать не только показ схем, по которым идет запоминание нового материала, но и красочно оформленные понятия. Например, при изучении темы «Римско-католическая церковь» наряду с использованием схемы «Организация Христианской церкви» детям показывают новые понятия, которыми они должны овладеть и знать их определения. Учащиеся, таким образом, одновременно запоминают и правильность написания этих слов.
Также обстоит дело и при запоминании необходимых дат. Красочное, яркое их изображение ведет к лучшему их усвоению, не прибегая к заучиванию.
Если обнаруживается отставание в творческом применении изучаемого материала (составление плана текста учебника; оценка плана, предложенного другими учениками; определение новизны знаний, полученных при объяснении учителем нового материала), лучше всего задать учащимся прочитать дополнительный материал, в котором он найдёт подтверждение объяснению учителю.