Программа элективного курса по математике, 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» г.Губкинский


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС Зам. директора по УВР приказом по МБОУ «ООШ №1»

Протокол №1 от 30.08.2014г. __________И.А. Краля № 361 от 30.08.2014г.

Председатель МС___________

Уразаева М.Н.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

Познавательная математика

Классы: 5а, 5б

Составитель:Науменко Н.М., учитель математики

г .Губкинский, 2014г.

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы

Основой курса является формирование умений планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнение заданий и конструирование новых алгоритмов. Обучающиеся продолжают расширять знания по арифметике, приобретают практические навыки, необходимых для повседневной жизни. Содержание курса способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Программа включает некоторых новые математические понятия, алгоритмы действий, которые отрабатываются в процессе изучения конкретных понятий, тем. Программа элективного курса «Математическая грамотность адресована обучающимся 5 класса. Основу курса составляют некоторые вопросы математики, которые не включены, не освещены в программе общеобразовательного курса и таким образом дополняет и углубляет знания учащихся по предмету. Знания, приобретенные на занятиях, используются при изучении смежных школьных предметов и для решения практических задач в повседневной жизни. Школьники овладевают умением переносить изученное на реальные объекты, у них вырабатывается четкое понимание конечной цели математического исследования, формируются такие элементы математической культуры, как умение анализировать и интерпретировать математические модели. Учащиеся осознают практическую значимость математической науки ее место в системе наук. Материал курса развивает умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить исследовательскую работу, вопросы геометрического содержания рассматриваются на основе практических работ, школьники учатся делать выводы обобщения, высказывать собственные суждения. Учащиеся в ходе освоения элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы, архитектуры и др., проводить самостоятельные исследования, результатом которых будут персональные или групповые проекты. Курс также направлен на совершенствование вычислительных навыков. Закладывается основа для изучения алгебры и геометрии в 7-11классах и подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Вид элективного курса-предметноориентированный. Курс отличается тем, что расширен круг изучаемых математических понятий. В курс внесены два методологических раздела: математика(алгебра) и геометрия .Происходит знакомство с такими понятиями как многогранник, магические квадраты, вероятность, комбинаторика, математическая операция, математическая модель, множества и операции над ними . Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, развитие пространственного воображения, смекалки, наблюдательности. Материал курса развивает умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить исследовательскую работу, вопросы геометрического содержания рассматриваются на основе практических работ, школьники учатся делать выводы обобщения, высказывать собственные суждения. Обучающиеся подводятся к самостоятельному построению логического обоснования математических операций, действий.

Цели:

-формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать свою деятельность и ее результаты (рефлексия);

-формирование системы ценностей и ее проявлений в личных качествах;

-овладение математическими знаниями, обеспечивающими включение учащихся в деятельность на уроках математики, в деятельность на смежных предметах и практической жизни;

- развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;

- развитие творческих способностей, логического мышления;

- углубление знаний, полученных на уроке;

- расширение общего кругозора учащихся в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

- показать учащимся роль математических процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и - однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

- формирование навыка работы с простыми геометрическими объектами: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов;

- формирование представлений о математическом методе исследования реального мира, роли и месте математике в системе наук.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 год №19644), Примерной программы основного общего образования, Примерной программы по математике для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011 год); авторской Программы по математике для общеобразовательных учреждений. 5-6 классы \ автор-составитель Т.А.Бурмистрова .-Москва «Просвещение», 2009 г. В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития школы "Апробация модели "Основная школа" и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Обеспеченность УМК

На уроках используются в качестве методических пособий: Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 189 с.; Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.; Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей/ сост. В.Ю.Сафонова. Под ред. Фукс Д.Б.Гавроновского А.Л.-М.:МИРОС,1993.-72 с.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, математика 5, 6 классы под редакцией Г.В.Дорофеева и др.,, и геометрии 7-9 классы под редакцией А.В.Погорелова, выпускаемым издательством «Просвещение». Содержание программы способствует, формированию у учащихся системы основополагающих понятий и идей предмета геометрии, таких как геометрическая фигура, математическое моделирование, формирует умение пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения. Весь этот материал является составной частью основы математической грамотности, способствует приобретению практических навыков, формирует умение проводить рассуждения, доказательства. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному, при этом соблюдаются принципы непрерывности, вариативности, минимакса, с учётом реализации метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, деятельностного, интегративного, компетентносного подходов.

Сроки реализации программы

На изучение предмета отводится 19 учебных недель по 1 часу в неделю, всего 19 часов во втором полугодии.

Основные принципы отбора материала

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, ценностно-смысловой и информационной компетенций. Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым, совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Ценностно-смыслова я компетенция - осмысленная организация собственной деятельности, уметь учиться. Информационная компетенция- учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ ,интернет), передавать ее. Усвоение коммуникативно - деятельностной направленности курса математики, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования математической функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде, а также одним из условий реализации эксперимента «Апробация модели «Основная школа», который реализуется на основании Программы развития школы1.

Общая характеристика учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок. Вид урока: лекция, беседа, практическая работа, исследовательская работа. Развитие коммуникативных и личностных особенностей в курсе освоения предмета будет осуществляться, в том числе, за счет часов, отведенных на практикумы по решению развивающих задач и проекты. Это позволит развивать одно из основных новообразований возраста - личностное общение и общественно-значимая деятельность. А также реализовывать методическую тему школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения»

Место и роль предмета в обучении

Элективный предмет входит в образовательную область- «Математика»

Поэтому основу курса составляют некоторые вопросы математики, которые не включены, не освещены в программе общеобразовательного курса и таким образом дополняет и углубляет знания учащихся по предмету. Программа по математике для 5 класса под редакцией Т.А.Бурмистровой в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования. Обучающимся, в конце изучения каждой главы, предлагается дополнительный материал - «Для тех, кому интересно», с представлением дополнительного материал по данной теме, не включенным в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей). Этот материал подробно изучается на занятиях элективного предмета.

Система оценки достижений учащихся

Контроль за уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ, зачетов и практических работ. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как учебный проект.Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах. Итоговым занятием является защита творческих проектов. Обучение безотметочное. Итогом изучения предмета является зачет/незачет.

ΙΙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика построения предмета, соотношение практической и теоретической части

Элективный курс по математики для 5 класса направлен на развитие личности учащегося, его творческих способностей, логического мышления. Способствует совершенствованию вычислительных навыков, формирует первоначальные понятия о геометрических фигурах их свойствах. Закладывается основа для изучения алгебры и геометрии в 7классе. В курс внесены два раздела - алгебра и геометрия. Происходит знакомство с такими понятиями как вероятность, комбинаторика, математическая операция, математическая модель, геометрическая фигура. Обучающиеся подводятся к самостоятельному построению логического обоснования математических операций, действий. Программа курса обеспечивает возможность системного, практически на каждом занятии включения детей в процесс самостоятельного построения нового знания. Это делает процесс изучения нового материала интересным и эффективным.

Курс отличается тем, что расширен круг изучаемых понятий. Происходит знакомство с такими понятиями, как математическая операция, математическая модель, программа действий, множества и операции над ними, геометрические фигуры и их свойства. Формируются первоначальные навыки владения геометрическим языком; развивается умения использовать его для описания предметов окружающего мира; происходит развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений. Формируется способность к самостоятельному построению цепочек умозаключений из двух-трех шагов, обосновывающих те или иные факты. Итого практическая часть 63 %, теоретическая часть 37 %.

Описание ценностных ориентиров содержания элективного предмета

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Занятия элективного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только предметными, но и над предметными УУД. Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение Он направлен на овладение обучающимися конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего применения.

ΙΙΙ. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Определение места и роли элективного предмета в УП

Элективный предмет входит в образовательную область - «Математика»

Основу курса составляют некоторые вопросы математики, которые не включены, не освещены в программе общеобразовательного курса и таким образом дополняет и углубляет знания учащихся по предмету Программа по математике для 5 класса под редакцией Т.А.Бурмистровой в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования. Обучающимся, в конце изучения каждой главы, предлагается дополнительный материал - «Для тех, кому интересно», с представлением дополнительного материал по данной теме, не включенным в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей), этот материал подробно изучается на занятиях элективного предмета.

Информация о количестве часов

Элективный курс «Познавательная математика» в основной школе изучается в 5 класс. На изучение элективного курса отводится 0,5 часа в неделю, 19 часов в год. Из них 3 практикума, 2 проекта. Содержание курса в основной школе является базовым звеном, для изучения курса «Геометрии» и курса «Алгебры и начал анализа» в старшей школе ив системе непрерывного математического образования. Практическая составляющая курса - это уроки - практикумы индивидуальные или групповые проекты. Количество уроков, связанные с проектной деятельностью учащихся-2занятия по итогам изучения курса, уроков-практикумов - 4 занятия, по всем изучаемым темам.

ΙV ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Элективный предмет «Познавательная математика», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на познавательные универсальные учебные действия. Этому способствует формирование умений и навыков использования разнообразных математических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются в процессе овладения основами математической грамотности и овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и не математических задач, а также овладения основными навыками нахождения, использования и презентации математической информации. Личностному развитию способствует формирование креативности мышления, инициативы, находчивости и активности при решении математических задач, формирование умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем, уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера, формирование математического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём».

В 5 классе мы планируем достичь следующих результатов:

КОД

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

ЛР1

формирование ответственного отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

ЛР2

формирование умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности: способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ,осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

ЛР3

формирование первоначального представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

ЛР4

формирование критичности и креативности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта

ЛР5

формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

ЛР6

формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные

МР1

умение выдвигать гипотезы пи решении учебных задач, способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

МР2

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.

МР3

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

МР4

формирование учебной компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ- компетентности).

МР5

Формирование первоначального представления об идеях и о методах математике как об универсальном языке науки и технике

МР6

развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающем мире

МР7

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

МР8

умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки ,чертежи, схемы и др.)для иллюстрации, интерпретации, аргументации

МР9

понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Коммуникативные

МК1

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-познавательной , творческой и других видах деятельности , распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

МК2

умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Предметные результаты

Арифметический блок

ПР1

понимать особенности десятичной системы счисления;

ПР2

знать определение натурального числа, обыкновенной и десятичной дроби, целого числа;

ПР3

оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

ПР4

выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

ПР5

углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

ПР6

научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ

ПР7

знать понятие числовых ребусов, уметь их решать и составлять, выполнять нестандартные задания.

ПР8

знать виды логических задач

ПР9

знать понятие «круги Эйлера», уметь решать задачи с помощью «кругов Эйлера».

ПР10

уметь применять графы при решении конкретных задач.

ПР11

знать понятие истинности и ложности;


Геометрический блок

ПР12

распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры

ПР13

распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

ПР14

строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда

ПР15

определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот

ПР16

Уметь конструировать алгоритм построения линии, изображённый на клетчатой бумаге, строить по алгоритму.

Информация о компетенциях

У учащихся на уроках математики формируются и развиваются ключевые компетенции:

- ценностно-смысловая компетенция(умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);

- общекультурная компетенция(владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах);

- учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; высказывать грамотно обоснованные математические суждения, использовать математический язык.

формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

- информационная компетенция(владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии);

- коммуникативная компетенция(владение приемами действий в ситуациях общения, объяснять, отвечать на вопросы и задавать их, оценивать результаты другого, обосновывая свои действия, разрешать конфликтные ситуации, если они возникают и т. д. Владение навыками работы в группе. Самооценка, саморефлексия, взаимооценка)

- компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Владение эстетическими представлениями и вкусом).

Основными механизмами формирования компетенций являются:

  • групповое общение (работа в группах),

  • проектная деятельность;

  • исследовательская деятельность (анализ информации);

  • применение ИКТ.

Применение математических знаний и представлений для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и подходов в повседневных ситуациях.

Работа с простыми геометрическими объектами: построение, преобразование, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

V. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрический блок - 6 ч

1. Элементы геометрии -6 ч

Задачи на разрезание и склеивание. Построения на клетчатой бумаге. Модели многогранников.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, решение задач.

Форма контроля: практическая работа.

Арифметический блок - 13 ч

2. Арифметические ребусы и головоломки- 5ч

Совершенные числа. Головоломки. Магические квадраты. Математика - гимнастика ума. Решение ребусов.

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; презентация; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.

Форма контроля: проверка творческих заданий и рефератов; практическая работа.

3. Логические задачи (6ч)

Истина и ложь. Круги Эйлера. Графы в решении задач.

Методы обучения: беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий; презентация.

Форма контроля: проверка творческих заданий

Методы обучения: учебная беседа с использованием компьютера; сообщения, работа на компьютерах.

Форма контроля: проверка творческих заданий; практическая работа.

Защита творческих проектов (2 ч)


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

Элементы геометрии.

6

4

2

Арифметические ребусы и головоломки.

5

3

2

Логические задачи.

6

4

2

Защита творческих проектов

2

2


Всего:

19

13

6

№ п/п

Тема раздела

1

Элементы геометрии

Планируемые результаты

Виды и формы контроля достижения результатов

личностные

метапредметные

предметные

личностные

метапредметные

предметные

ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5,ЛР6

МР1 - МР9, МК1, МК2

ПР12, ПР13,ПР14,ПР15,ПР16

ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

Работа с информационным текстом

Работа с чертежом.

Моделирование фигур используя бумагу, проволоку. Презентация математической информации. Работа над проектом.

Самостоятельные, проверочные работы. Тесты.

Деятельность обучающихся по достижению результатов

Уметь конструировать алгоритм построения линии, изображённый на клетчатой бумаге, строить по алгоритму. Уметь разрезать квадрат на части не только прямой, но и ломаной линией. Распознавать на чертежах, в окружающем мире, моделировать и изображать многогранники. Выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их. Исследовать и описывать свойства, используя эксперимент, наблюдения, измерения. Вычислять объемы параллелепипедов. Моделировать многогранники, используя бумагу, проволоку.

№ п/п

Тема раздела

2

Арифметические ребусы и головоломки.

Планируемые результаты

Виды и формы контроля достижения результатов

личностные

метапредметные

предметные

личностные

метапредметные

предметные

ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5,ЛР6

МР1-МР9, МК1, МК2

ПР1 - ПР7

способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Работа с информационным текстом

Работа с рисунком, чертежом.

Моделирование симметричных фигур. Презентация математической информации. Работа над проектом.

Самостоятельные ,проверочные работы. Тесты.

Деятельность обучающихся по достижению результатов

Читать записывать, округлять натуральные числа. Моделировать ход решения задач с помощью рисунка.Знать понятие числовых ребусов, уметь их решать и составлять, выполнять нестандартные задания. Знать приемы составления магических квадратов, уметь их решать и составлять. Решать задачи, моделируя условие с помощью рисунков, критически оценивать ответ, осуществлять самоконтроль.



№ п/п

Тема раздела

3

Логические задачи.

Планируемые результаты

Виды и формы контроля достижения результатов

личностные

метапредметные

предметные

личностные

метапредметные

предметные

ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5,ЛР6

МР1-МР9, МК1, МК2

ПР8 - ПР11

способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Работа с информационным текстом

Работа с рисунком, чертежом.

Моделирование симметричных фигур. Презентация математической информации. Работа над проектом.

Самостоятельные ,проверочные работы. Тесты.

Деятельность обучающихся по достижению результатов

Конструировать математические предложения. Использовать приемы проверки результатов. Проводить несложные исследования. Использовать круги Эйлера для решения задач. Анализировать условие задачи и заполнять таблицы. Рассмотреть применение графов при решении конкретных задач. Распознавать тип логических задач и определять способы их решения. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию Моделировать условие и ход решения задачи.


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Элементы геометрии (6 ч)


По плану

фактически

1

Задачи на разрезание и склеивание.

1

13.01


2

Задачи на разрезание и склеивание. Практическая работа.

1

20.01


3

Построения на клетчатой бумаге.

1

27.01


4

Построения на клетчатой бумаге.

1

03.02


5

Модели многогранников.

1

10.02


6

Модели многогранников. Практическая работа.

1

17.02



Тема 2. Арифметические ребусы и головоломки (5ч)




7

Совершенные числа. Головоломки

1

24.02


8

Совершенные числа. Головоломки


03.03


9

Магические квадраты.

1

10.03


10

Математика - гимнастика ума. Решение ребусов.

1

17.03


11

Математика - гимнастика ума. Решение ребусов.

1

24.03



Тема 3. Логические задачи (6ч)




12

Истина и ложь..

1

07.04


13

Истина и ложь.

1

14.04


14

Круги Эйлера..

1

21.04


15

Круги Эйлера

1

28.04


16

Графы в решении задач.

1

05.05


17

Графы в решении задач.

1

12.05


18

19

Защита творческих проектов учащихся.

1

1

19.05

26.05


Итого:

19




VΙII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК

Класс

Учебники

Рабочие тетради

Методические пособия

5

1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 189 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с

3. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей/ сост. В.Ю.Сафонова. Под ред. Фукс Д.Б.Гавроновского А.Л.-М.:МИРОС,1993.-72 с.

1.Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Бунимович Е. А. и др. - М.: Просвещение, 2010.

2.Дидактические материалы для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2005.

3.Тематические тесты. 5 класс. Кузнецова Л.В., Сафонова Н.В. - М.: Просвещение, 2010 .

1.Тематическое планирование по математике: 5кл.: Книга для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 200

2.Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/.

3.Сайт математическая-школа.рф

4. «Практикум по элементарной математике» авт. В.Н.Литвиненко, Мордкович;

5. «Математические олимпиады», Н.Х. Агаханов, О.К. Подлипский;

6. Сборник задач международного математического конкурса «Кенгуру» «Все задачи Кенгуру», составители: Плоткин А.И., Рисс Е.А., и др.

7. Я.И.Перельман «Занимательная математика» под ред. В.Г.Болтянского

8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов «Задачи на дроби», «Старинные задачи»

9. А.П. Савин «Занимательные математические задачи» «АСТ» Москва, 2009

10.Л.М. Лихтарников «Занимательные логические задачи». «МИК» С.-Петербург, 2011

Оборудование и приборы

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Магнитно-маркерная доска

  4. Документ-камера

  5. Ксерокс

  6. Принтер

Электронные ресурсы

  1. mat.1september.ru - газета «Математика» «Издательского дома «Первое сентября»

  2. Математическое образование. Прошлое и настоящее. mathedu.ru

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. school-collection.edu.ru

  4. Математические этюды. etudes.ru/ru/

  5. Кенгуру «Задачи прошлых лет», mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-let

IX. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Геометрические фигуры

Ученик научится:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

-решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- моделирование реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий.

-решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);

-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Математика. Алгебра. Натуральные числа.

Ученик научится:

- понимать особенности десятичной системы счисления;

- оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

- сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

- выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов;

- выполнять несложные практические расчёты;

- проводить небольшие самостоятельные исследования и создавать проекты;

- активно участвовать в процессе самообразования.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов;

-для умения прикидывать и оценивать результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

-проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.

1 Программа развития школы «Апробация модели «основная школа» утверждена педсоветом школы Протокол №10 от 28.05.2012г

© 2010-2022