ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ОГБОУ ТФТЛ РОМАШОВА Т.Н.

Внедрение Федерального государственного стандарта предполагает формирование умений учиться средствами формирования в учебной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий разных блоков (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных). Остановимся на характеристике познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия неразрывно связаны с развитием познавательных процессов и предполагают умение выбирать и применять разные методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.[ 8]

Современный школьник должен уметь сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Логические познавательные учебные действия выступают в качестве основы общеучебных действий и действий постановки и решения проблем, так как способности сравнивать, выделять сходства и отличия, обобщать, делать выводы и умозаключения обеспечивают готовность подростка осуществлять поиск и обработку информации, структурировать знания, выбирать эффективные способы решения проблем и учебных задач, моделировать деятельность.[стр 16, 6]

Формирование познавательных учебных действий это неотъемлемая часть каждого урока математики. Рассмотрим пути их формирования средствами математики таких, как умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.). При обучении математике познавательные учебные действия формируются, если:

1) активно и в системе использовать справочники по математике, этимологические и другие словари, справочники текстовые и справочники в картинках, справочники в схемах и в таблицах;

2) работать с текстом при решении текстовых задач: извлечение из него математических данных, множества, величины, связи, отношения, зависимости, числовые данные;

3) читать разнообразные модели при решении задач на всех этапах их решения, при обучении решению задач, разрабатывать свои знаки и символы и использовать готовые знаки и символы; переходить от одних моделей к другим;

4) извлекать математическую информацию из окружающего мира как источника информации - проводить математические экскурсии по технологии Т.В. Смолеусовой, описанные подробно в многочисленных статьях и книгах для учителя;

5) извлекать информацию из нескольких источников информации, построение разнообразных диаграмм - организовывать и проводить проекты по математике[8]

Логические операции (сравнение, анализ, синтез классификация и др.)- основа уроков математики по развивающим методикам и технологиям. Вопросы и задания для этого могут служить следующие:

а) чем похожи? б)найди закономерность, в)раздели предметы на несколько групп по разным основаниям и т.п. Моделирование при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги, пластилина, спичек, фасоли и др.

Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.[ 3 ]

Ресурсы в формировании познавательных действий имеет внеурочная деятельность.

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда (группа) класс остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеурочные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Нами была разработана программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 7 класса, направленная на понимание роли алгебры в развитии науки. Целью внеурочной деятельности является формирование умений осуществлять смысловое чтение средствами технологии критического мышления. Седьмой класс это начало изучения систематического курса алгебры. В ходе уроков и внеурочных занятий учащиеся должны увидеть назначение курса алгебры, как науки о системах объектов той или иной природы, в которых установлены операции, по своим свойствам более или менее сходными со сложением и умножением чисел. В связи с такой ролью алгебры учащиеся работали с типами текстов, направленных на осмысление понятия «алгебраическая операция», новые объекты алгебры и задание на них алгебраических операций, обобщения в алгебре, решение задач с помощью уравнений. Остановимся на некоторых заданиях, которые предлагались в разделе «Решение текстовых задач методом уравнений». Трудности в решении задач учащимися в большинстве случаев связаны с недостаточно тщательным и планомерным анализом условий, с бесконтрольным построением неадекватных гипотез, с неоправданным применением стереотипных способов решения, которые нередко подменяют полноценный поиск нужной программы. Причиной ошибок нередко оказывается и недостаточное внимание к сличению хода решения с исходными условиями задачи и лишь иногда - затруднения в вычислениях. Важную роль в обучении решению текстовых задач играет умение составлять их краткую запись, устанавливать связи между текстом задачи и уравнением, умение вносить изменение в уравнение после некоторых изменений в условии задачи. Для формирования этих умений предлагалось задание:

Задание 1. Составьте краткую запись условия задачи и решите её. В одном баке 840 л воды, а в другом этого количества. Из первого выливали в минуту в 3 раза больше воды, чем из второго. Через 5 мин в первом баке воды осталось на 40 л меньше, чем во втором. Сколько литров воды выливали в минуту из каждого бака?

2) Изменится ли решение задачи, если будет известно, что в баках осталось воды поровну?

3) Как нужно изменить условие задачи, чтобы её можно было решить с помощью уравнения: а) 840 − 15x − 40 = 480 − 5x; б) 840 − 15x = 480 − 5x

Учащимся было предложено:

- прочитать задачу; составить вопросы к тексту задания; сделать краткую запись; выбрать основу (несколько основ ) для составления уравнения; решите задачу методом уравнений; проверить решение задачи; переделать данную задачу в задачу с недостающими данными. Для формирования умения читать текст задачи полезны задания, где имеются лишние, недостающие, противоречивые данные такие, как

Задание 2: В трёх баках всего 100 литров воды. В первом баке воды на 20 л больше, чем во втором. Когда из первого бака перелили в третий 52 л воды, во втором и третьем баках воды стало поровну. Сколько литров воды было первоначально в первом баке?

При обучении решению текстовых задач учащиеся должны самостоятельно разрабатывать методы решения задач, уметь знакомиться с новыми методами, сравнивать методы решения одной и той же задачи. Приведем примеры текстов, служащих этой цели

Задание 3: Изучите решение задачи на смешение: У некоторого человека были продажные масла: одно ценою 10 гривен за ведро, другое же 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла стоимостью 7 гривен?

Приводим старинный способ решения этой задачи.

Друг под другом пишутся стоимости имеющихся масел, слева от них и примерно посередине - стоимость масла, которое должно получиться после смешения. Соединив написанные числа черточками, получим такую картину:

7 6

10

Меньшую цену вычтем из цены смешанного масла и результат поставим справа от большей цены. Затем из большей цены вычтем цену смешанного масла, а то, что останется, напишем справа от меньшей цены. Получится такая картина:

7 6 3

10 1

Из нее делается заключение, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого, т. е. для получения 1 ведра масла ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла ¼ ведра, а дешевого - ¾ ведра.

Верно ли найден ответ задачи?

Обоснуйте способ решения задачи.

Решите задачу другим способом. Выполнение этого задания начинается с анализа условия задачи и оформления краткой записи условия задачи, выбора основы для составления уравнения.

Решите задачу о сплаве серебра: Имеется серебро: одно одиннадцатой пробы, а другое четырнадцатой пробы. Сколько какого серебра надо взять, чтобы получить 1 фунт серебра двенадцатой пробы? (В России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников, по которой проба выражалась весовым количеством благородного металла в 96 единицах сплава, например, слова «серебро одиннадцатой пробы» означают, что в 96 частях сплава содержится 11 частей серебра. В наше время проба обозначает число частей благородного металла в 1000 частях (по массе) сплава.) Решите эту задачу тем же способом, что приведен при решении задачи на смешение двух масел.

Верен ли старинный способ?

Всегда ли при решении задач на смешение двух веществ способ, приведенный в задаче, дает правильный ответ? [стр25-30, 4]

Предложенный способ позволяет легче запомнить последовательность действий при решении задач на смешение и добиться автоматизма при выполнении самих действий. В условиях, когда приходится решать много подобных задач (а купцы в старые времена часто занимались их решением), этот способ экономит время.

Понять содержание текста - важная и одновременно сложная задача. Мы должны научить своих учеников:

-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.

Литература:

1. Истомина, Н.Б. Учимся решать задачи. - М.: Ассоциация 21 век. - 2008.

2.Смолеусова, Т.В., Уроки-экскурсии по математике как инновационная форма проведения интерактивных уроков

sibuch.ru/sites/default/files/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_1.pdf

3. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметовЗ.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская ]

4. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи.- 2-е изд.,• испр.- М.: Наука. Главная редакция

физико-математической литературы, 1988.- 160 с.

5. 1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 С.

6.Учебная задача как средство формирования логических познавательных универсальных учебных действий подростков на уроках информатики, Маслаков А., otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00270690_0.html

7. Федорова, С.А., канд. пед. наук, зав. каф. дисциплин гуманитарного цикла и методик их преподавания КГАОУ ДПО (ПК) С "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности menobr.ru/materials/19/39201/

8.Метапредметные результаты обучения nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/23/

9. Щукина , Г.И., Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.

10. Щукина , Г.И. , Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. - 109с.


© 2010-2022