• Преподавателю
  • Математика
  • Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения и управление ими

Рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения и управление ими

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байтурова Аягоз Рыспаевна Портфолио учителя Отчет С

группа 1 3 (базового) уровень

г. Астана 26.10.15год

Рефлексивный отчет

по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения и управление ими

Я работаю в школе почти пятнадцатый год и, конечно, уже не готовлюсь к урокам так тщательно, как в первые годы. Да, обязательно продумываю структуру урока, подбираю задания, но не так тщательно, подробно продумываю каждый этап, как в первые годы.

Все мы говорим, что «дети пошли не те, учиться не хотят, один компьютер в голове». Слушая отчёты на педагогических советах, говорим о том, что если в начальной школе дети ещё учатся, то в среднем и старшем звене «мы их теряем».

Для меня проблема среднего звена особенно остро встала сегодня, когда моя младшая дочь закончила начальную школу. В начальных классах училась хорошо. А сейчас я вижу, как постепенно пропадает интерес к учёбе, к получению знаний. На мои вопросы, почему она не хочет учиться, дочь отвечает: «не интересно, зачем это надо». И меня это сильно беспокоит и как маму, и, конечно, как учителя.

Я пришла на курсы с мыслями о том, что в нашем образовании надо что-то менять, иначе будут потеряны целые поколения. Но что и как? Ответа на эти вопросы у меня не было. На первом же занятии увидела, что так думаю не одна я, что этой проблемой озабочены и многие мои коллеги, и наше государство. Но, чтобы изменить что-либо в образовании, надо сначала измениться нам самим.

Для внедрения перемен в наших школах, нам предложили Кембриджский подход к преподаванию. Так называемая конструктивистская теория обучения.

В отличие от традиционной теории, основанной на передаче готовых знаний, конструктивистская теория обучения «базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителей, сверстников, из учебников».

Прослушав теоретический курс, окунувшись в групповую работу с коллегами, я поняла, что мне это интересно и хочется попробовать в классе.

Я учитель старшего звена. В этом году у меня новый восьмой класс - совершенствования навыков обучения. Ещё до знакомства с Программой, я видела свою задачу как учителя в том, чтобы научить ученика учиться - самостоятельно добывать знания. Для этого я применяла различные творческие задания, практиковала работу в группах и парах, на уроках часто использовала стратегии.

Курсы мне дали понимание того, что я ещё могу сделать для детей. Выходя на практику было, конечно, много сомнений и опасений, что:

- будет шумно;

- не все дети будут работать;

- не смогут усвоить программный материал.

Я выбрала для практики урок геометрии, потому, что видела, что этот предмет труден для многих моих учеников, хотела изменить их отношение к нему. Перед серией уроков, решила поучить детей групповой работе на другом уроке (алгебре). Для начала создала коллаборативную среду, начала с тренировочного упражнения.

Объединила в группы и предложила разработать правило работы в группе, подумать о роли каждого ученика в этой группе, распределение ролей. Дети по-разному отнеслись к работе - одни обрадовались, другие не понимали, зачем это надо, третьим было всё равно. Интересной была реакция отличников - они сели и сложили руки. Зато дети, активные на переменах, беседовали. Пришлось ещё раз объяснить, что работу они должны выполнить все вместе. Тут в работу вступили сильные ученики, взяв, в основном, инициативу на себя. С заданием все дети справились прекрасно, хорошо провели презентации, смогли выработать правило работы в группе. Из этих правил мы выработали работу в классе. На мой вопрос, обращённый к сильным детям: «Почему они не сразу приступили к работе?», дети отвечали, что сложно было сразу начать работу вместе, так как привыкли работать только для себя. Из рефлексии я узнала, что групповая работа детям очень понравилась, что они хотят так работать ещё. Их энтузиазм укрепил мою уверенность в том, что всё получится.

Создание коллаборативной среды, погружение в тему помогло учащимся быстро освоиться на уроке, наладить контакт с одноклассниками и при обсуждении быстро разрабатывать и предлагать результат своей работы, что мотивировало их на дальнейшую работу с более глубоким интересом.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание - это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, то есть разделение всей группой одних и тех же идей.

Планируя серию уроков, я поставила перед собой ещё одну задачу - понаблюдать, как будут меняться отношения между детьми в классе в процессе групповой работы, так как предварительное анкетирование выявило довольно большую группу «изолированных» детей. К тому же некоторые дети, по моему мнению, незаслуженно попали в разряд «популярных», и я надеялась, что групповая работа позволит детям по-новому взглянуть друг на друга, подружиться, изменить отношение к некоторым детям.

Анализируя проведённые уроки, я задумалась, что же изменилось в моей практике, и как эти изменения повлияли на процесс обучения?

Способы объединения на группы. Применяла разные способы: от простого объединения на «первый - пятый», до деления тематического. Каждое деление оживляло ребят, они радовались, когда попадали в одну группу с друзьями. Теперь понимаю, что могла более тщательно продумывать способы деления, связывать с темой урока.

Понравилась стратегия «Светская беседа» - начинали говорить даже те дети, кто обычно отмалчивался. В процессе такой работы дети учились слушать товарищей, у них развивалась речь, обогащался словарный запас.

Групповая работа. До прохождения курсов я использовала групповую работу, но при этом боясь что не получится так как раньше, использовала, в основном, на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. На практике, наблюдая за детьми в групповой работе, поняла, что и ученики могут успешно справиться с такой работой, важно лишь правильно подбирать задания. И ещё, чем раньше мы начнём такую работу с детьми, тем быстрее они научатся работать вместе, слушать друг друга, соблюдать дисциплину. Работая в группе, дети учились высказывать своё мнение, выслушивать мнения товарищей, совместными усилиями решать поставленные задачи. Групповая работа способствовала сплочению детей, они неплохо усвоили непростой материал о параллелограмме и его свойствах, стали лучше готовиться к уроку, проявлять инициативу. Так, к последнему уроку серии по теме «Решение задач используя свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата». Из бесед с классным руководителем, я узнала, что многие дети дома делились своими успехами или неудачами в групповой работе. В своих отзывах родители написали, что такие занятия нужны «для развития и общения детей между собой, что немало важно в будущем», «данная форма работы помогает сплотить коллектив, развить организаторские способности».

Групповая работа способствовала возникновению диалога на уроке. А, главное, это был уже не только диалог «учитель - ученик», а, что более ценно, «ученик - ученик»

Вопросы высокого порядка. До прохождения курсов я не задумывалась над тем, какие вопросы - низкого или высокого порядка, я задаю чаще. Выполняя задание практики, стала наблюдать, какие вопросы задаю на разных этапах урока; как я реагирую на ответы детей; как влияет на детей моя реакция. Наблюдая за детьми, отметила, что вопросы низкого порядка сопровождались односложными ответами. А вот другие вопросы требовали от детей анализа, сравнения, сопоставления, и их ответы становились более развёрнутыми. Старалась подготовить к уроку вопросы, которые требовали размышлений, сопоставления, анализа, то есть развивали критическое мышление, саморегуляцию у детей.

Как я реагирую на «неверный» на мой взгляд ответ?

Менялась и моя реакция на ответы детей. Если раньше, на неверный ответ я чаще говорила «нет, неправильно» и передавала ответ другому ученику, а теперь во время ожидания ответа от учеников, я постоянно убеждаю, о высказывании ими любых вариантов ответов, идей и мнений, что каждый их ответ это нужная информация для класса. Если ученик дает «неверный» ответ на вопрос, надо не исключать его ответ, а наоборот подбодрить и поддержать, например: «Этот ответ принимается» «Хорошо, а кто считает по-другому?», «Какие есть еще предположения?» старалась наводящими вопросами подвести ребёнка к правильному ответу, училась «держать паузу», чтобы дать ребёнку возможность собраться с мыслями, так как «увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы».

Выслушивая на уроках ответы детей, старалась поддерживать их, всегда говорила, что невозможно знать всё, что не надо бояться ошибок, учила детей не смеяться над тем, кто ошибается, предлагала помочь тому, кто ошибся, объяснить, в чём он не прав.

Моя новая реакция на ответы детей приводила к тому, что всё больше детей в классе стали поднимать руку, ответы становились подробными, развёрнутыми, многие перестали бояться говорить, так как изменилось отношение к ответам.

Применение ИКТ. Так как мой кабинет не оборудован интерактивной доской, применение ИКТ ограничивалось проектором. Старалась каждый урок начать с «бодрячка» «От улыбки», создав коллаборативную среду и настроив детей на работу в группах. Планируя уроки, сначала не знала, что ещё можно придумать. На первый урок по теме: «Параллелограмм и его свойства», на уроке, неожиданно для меня, когда я дала детям на подготовку стратегии «Исследования» на 8 минут, они вытащили сотовые телефоны для контроля за временем. Таймером всего класса был Андрей, ставил телефон с напоминанием, и напоминал всем сколько осталось времени до окончания работы. А на последнем уроке серии уроков по теме «Решение задач используя свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата», на стратегии «Применение в жизни четырехугольников» искали материал из интернет ресурсов используя телефоны.

Талантливые и одарённые дети. Эти дети всегда были нашей «надеждой и опорой» в различных конкурсах и соревнованиях. Но всегда ли мы развивали их способности? Новый подход в обучении позволил этим детям ещё ярче раскрыть свои таланты и возможности. Для меня эти дети раскрылись по-новому, показав хорошие организаторские способности - в групповой работе они брали инициативу на себя, умели организовать и сплотить товарищей, взаимообучали своих одноклассников, для презентации групповой работы, показали свои человеческие качества, многие дети проявили себя, как неплохие художники. Не обошлось и без неожиданностей. Один из моих хорошистов не смог плодотворно работать в группе, так как ему важнее было показать себя, а сделать это он смог лишь на одном из уроков, во время индивидуальной работы.

Оценивание для обучения и оценивание обучения. Я применяла «оценивание для обучения» на своих уроках до практики, но не часто. После прохождения первого месяца курсов «Лицом к лицу» решила, что оценивание будет на каждом уроке особенно формативное оценивание. При этом наблюдала работу учащихся, направляла, задавая уточняющие вопросы. Также использовала самооценивание и взаимооценивания по критериям, групповое оценивание, такие стратегии, как «Большой палец», «Светофор», «Две звезды и пожелание» Оценивая себя и других, дети старались быть честными и объективными. Оценивания Особенно понравилось детям оценивание «Две звезды и пожелание».Все их пожелания были очень добрыми, а, получившие звёзды группы писали в рефлексии, что им грустно, потому что у других групп мало звёзд.

«Бодрячки» - новая форма физминуток, проведение которых обязательно на уроках. Детям «бодрячки» очень нравились, они улыбались, с удовольствием начинали работать. «Бодрячки» вносили оживление, создавали хорошее настроение, разряжали обстановку.

Рефлексия. Использовала прежде нечасто и в устной форме, поэтому высказывались лишь некоторые дети. Анонимная письменная рефлексия дала возможность высказаться всем детям, написать своё мнение. Порадовало то, что отзывы детей о новой форме уроков были в основном положительные. Они писали, что им понравилась работа в группах, что они хотят ещё так работать, один ребёнок написал, что работа в группах помогает им подружиться. Отрицательные отзывы касались того, что не все дети уживались в группах, многие писали, что им не понравилось потому, что кто-то из одноклассников командовал.

Подводя итог вышесказанному, я точно знаю, что уже не смогу работать по-старому. Перед нами, учителями, стоит важная и трудная задача воспитания человека будущего. Наши дети должны уметь ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, идти в ногу со временем. Кто-то сказал: «В каждом ребенке спит величайший гений, творец». Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего. Курсы помогли ответить на многие мучившие меня вопросы, подсказали, что и как можно изменить в работе. Благодаря курсам я поняла, что на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным. Учитель должен учиться всю свою жизнь. Изменимся мы - изменятся и дети. Если сегодня наши дети научатся ставить перед собой цель и добиваться её достижения, то и в жизни они будут с лёгкостью принимать решения, добиваться успеха.

В своей дальнейшей работе буду стараться разрабатывать среднесрочное планирование, так как оно помогает прогнозировать результат работы, лучше продумать этапы и стратегии. Конечно, буду использовать групповую работу, постараюсь применять её и на других уроках и в других классах. Обязательно, буду применять оценивание для обучения. И, конечно, буду больше доверять детям, верить в их способности и возможности. Консультируясь с коллегами, уже прошедшими такие курсы, пришли к выводу, что для эффективности работы необходимо объединяться, что и думаем сделать в учебном году.

Литература: Руководство для учителя, 3 (базовый) уровень, 2015г.


© 2010-2022