Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

Цели: Повторить решение рациональных неравенств методом интервалов; разобрать, как этим методоммогут решаться дробно-рациональные неравенства; закрепить полученные знания при решении практических задач. Задачи урока: ·       Обобщать и  совершенствовать  знания,  умения школьников по теме: «Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов»; Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в новой ситуации. Развивать у учащихся математическое мыш...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)ТЕМА УРОКА: «РЕШЕНИЕ ЦЕЛЫХ И ДРОБНЫХ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ». 9-й класс

Цели: Повторить решение рациональных неравенств методом интервалов;

разобрать, как этим методоммогут решаться дробно-рациональные неравенства; закрепить полученные знания при решении практических задач.

Задачи урока:

  • Обобщать и совершенствовать знания, умения школьников по теме: «Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов»;

  • Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в новой ситуации.

  • Развивать у учащихся математическое мышление (умение наблюдать, выделять существенные признаки и делать обобщения), навыки творческого подхода к решению задач.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения занятия, разноуровневый раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

1) Проверка домашнего задания.

2) Сообщение темы и цели урока.

- Добрый день, ребята.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Л.Н.Толстой.

Ребята, в современном мире так много зла и ненависти, что надо стараться сделать его немножечко добрее. Учитесь не только овладевать знаниями, но и быть добрее и терпимее друг к другу. У нас с вами второй урок по решению целых неравенств методом интервалов. Но сегодня мы ещё рассмотрим и решим дробные неравенства «Методом интервалов». С такими задачами вы встретитесь на ОГЭ-2014. Записали дату и тему урока в тетрадь. 3) Сейчас 2 учащихся будут решать задания ОГЭ-2014из «Открытого банка задач ОГЭ по математике» (5 минут). А все остальные работают устно.Я желаю вам всем удачи.

Карточка № 1

Решите неравенство:Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

а) (х - 3) (х + 5) > 0; б) х(х + 2) > 0;

Карточка № 2

Решите неравенство:Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

а) (х + 2) (х - 6) < 0; б) (х + 1) (х - 5) < 0;


II. Устная работа.

  1. Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график.

у1) у=-х+1 2) у=х-1 3) Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

у

1

у

0

х

хУрок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

- 1

х- 1


  1. На рисунке изображен график функции у = f (х)

у

у

- 2

0

0

2

- 2

х

х

- 2

На каком промежутке функция принимает положительные значения, на каком - отрицательные?

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

  1. Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)На рисунке изображен график функции

уИспользуя график, решите неравенство

х

3

- 2


- 6


  1. На рисунке изображен график функции у = f (х), определенной на отрезке [-5; 4]. Решите неравенство f (х) ≥ 0.

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

  1. Повторение применения метода интервалов для решения неравенств. А теперь давайте вспомним суть метода интервалов: этот метод приемлем к целым неравенствам с любым количеством множителей, то есть он более универсален, чем решение с помощью построения графика квадратичной функции. Но только до применения метода интервалов необходимо привести неравенство к стандартному виду: (х - х1) (х - х2) … (х - хп) >< 0

Алгоритм решения квадратного неравенства:

  • Разложить многочлен на простые множители;

  • найти корни многочлена;

  • изобразить их на числовой прямой;

  • разбить числовую прямую на интервалы;

  • определить знаки множителей на интервалах знакопостоянства;

  • выбрать промежутки нужного знака;

  • записать ответ (с помощью скобок или знаков неравенства).

  1. Решить методом интервалов неравенство: а)(х2 - 16) (х + 2) > 0, разложив предварительно на множители выражение (х2 - 16).

(х + 4) (х - 4) (х + 2) > 0;

-

+

+

1 = -4, х2 = 4, х3 = -2.



4

- 2

- 4


хУрок по алгебре Метод интервалов (9 класс)(-4; -2) Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)(4; +∞).

б) Решить методом интервалов (10х+3)(17-х)(х-5)≥0 (самостоятельно)

Ответ. (- ∞; -0,3]υ[5; 17]

III. Изучение нового материала

  1. Решение дробно-рациональных неравенств

Мы знаем метод интервалов для решения квадратных неравенств. Применим его к решению разных неравенств. Рассмотрим способы решения рациональных неравенств Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс) методом интервалов. Заметим, что рациональные неравенства легко сводятся к решению неравенств высоких степеней. Умножим обе части такого неравенства на многочлен Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс), который положителен при всех допустимых значениях х (т.к. Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)). Тогда знак исходного неравенства не меняется, и получаем неравенство Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс), эквивалентное данному неравенству.
Итак: Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс) эквивалентно системе неравенств Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс) которая далее решается методом интервалов.

  1. Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Алгоритм решения дробного неравенства:


  1. Найти «нули»

  2. Отметить «нули»

  3. Выколоть «нули»

  4. Определить знак

  5. Выбрать ответ

  1. Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Назовите числа, при которых числитель и знаменатель будут равны нулю


  1. Назовите выколотые и невыколотые точки

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)


  1. Пример решения неравенства

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)


  1. Решите неравенство:

IV. Формирование умений и навыков.

Работа с учебником.

Четыре ученика решают у доски.

1. № 334.

2. № 336 (а, б).

V. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).

В течение 5 минут вы должны выполнить задания. Работаем по вариантам в тетради, а затем тетради сдаём.

I вариант

II вариант

1. Определите нули левой части неравенства 2(х - 5)(2х + 1) > 0.

1. Определите нули левой части неравенства 4(х + 6)(6х - 3) < 0.

2.Решите неравенство (2х - 5)(х + 3) > 0

2. Решите неравенство (5х - 2)(х + 4) < 0

3. Найдите наибольшее целое отрицательное значение х, удовлетворяющее неравенству
Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

3. Найдите наибольшее целое положительное значение х, удовлетворяющее неравенству
Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

Самопроверка самостоятельной работы с оцениванием.

VI. Закрепление изученного.

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)Решите неравенство

Урок по алгебре Метод интервалов (9 класс)

а) б)

VII. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

- Опишите суть метода интервалов решения неравенств.

- Как метод интервалов может быть использован при решении дробно-рациональных неравенств?

- В чем состоят особенности решения методом интервалов строгих и нестрогих дробно-рациональных неравенств?

VIII. Рефлексия.

1. Что вы ожидали от работы на данном уроке? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?

3. Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?

4. Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время учебы. Как вы их преодолевали?


  • Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…

IX. Домашнее задание: № 331, № 333, № 335, № 336 (в, г).

Литература:

1. Учебник: Алгебра-9 класс, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, М.: Просвещение, 2010.
2. ГИА-3000 задач с ответами, под редакцией А.Л.Семенова, И.В. Ященко, МИИО, М.: Экзамен, 2013.

3. Рурукин А.Н., Полякова С.А., Поурочные разработки по алгебре: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010 - (В помощь школьному учителю).


© 2010-2022