- Преподавателю
- Математика
- Урок (ОНЗ) 6 класс Понятие пропорции
Урок (ОНЗ) 6 класс Понятие пропорции
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долганова Е.Е. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
учитель математики Долганова Елена Евгеньевна, МБОУ «СОШ №17»
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Понятие пропорции»
Основные цели:
-
Обучающая:
-
сформировать умение находить неизвестные члены пропорции;
-
продолжить использование пропорций для развития познавательной активности учащихся.
-
Развивающая:
-
развивать у учащихся познавательную активность, логическое мышление, память, самостоятельность;
-
развивать умения применять теоретические знания в конкретной ситуации, вести диалог;
-
развивать умения работать с пропорцией.
-
Воспитательная:
-
воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
-
воспитывать дисциплинированность;
-
привитие навыков самостоятельной работы.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) образец выполнения задания из домашней работы:
№ 85.
А ; О
К Н
Р .
КРОНА
2) задания для актуализации:
0,45 : 0,3 = 0,75 : 0,5
1) 2)
45 : 3 = 22,5 : 1,5;
45 : 22,5 = 3 : 1,5
3) пробное задание:
4) понятие пропорции:
Пропорцией называется истинное равенство двух отношений.
a: b = c : d
где a 0, b 0, с 0, d 0
5) название членов пропорции:
крайние члены средние члены
a : b = с : d или = ,
средние члены крайние члены
6) основное свойство пропорции:
Равенство является пропорцией тогда и только тогда, когда произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.
- пропорция ad = dc
7) способ нахождения крайнего члена пропорции:
Чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на второй крайний член.
8) способ нахождения среднего члена пропорции:
Чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на второй средний член.
9) подробный образец выполнения пробного задания:
x = ;
x = ;
x = ;
x = 3.
Ответ: 3
10) образец выполнения задания в парах (№ 66 (1, 6)):
1) а = ;
а = 10.
Ответ: 10
6) n = 1,5 8 : 2;
n = 6
Ответ: 6
Раздаточный материал:
1) задание группам:
1 группа.
х : b = c : d.
х =
Правило:
2 группа.
а : b = c : х.
х =
Правило:
3 группа.
а : х = c : d.
х =
Правило:
4 группа.
а : b = х : d.
х =
Правило:
2) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
1) 5,4 : a = 1,8 : 6,8;
a = 5,4 ∙ 6,8 : 1,8;
a = ;
a = ;
a = ;
a = ;
a = 20,4
Ответ: 20,4
Чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на второй средний член.
2)
;
b = 1
Ответ: 1
Чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на второй крайний член.
3) карточка для этапа рефлексии:
1) Я знаю, как найти неизвестный крайний член пропорции_______________________________;
2) Я знаю, как найти неизвестный средний член пропорции_______________________________;
3) Я умею находить неизвестные члены пропорции______________________________________;
4) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибок_________________________;
5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить допущенные ошибки)_________
__________________________________________________________________________________.
6) Я сегодня учился учиться (ответ обосновать)_________________________________________
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: свойства пропорции;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Добрый день ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении, и уверена, что сегодня вам будет интересно и у вас всё получится.
- Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Мы узнали, что такое пропорция, построили основное свойство пропорции, узнали, что «перекрёстное правило» - это и есть основное свойство пропорции.)
- Сегодня вы продолжите работать с пропорциями, и будете строить новые знания. По какому плану вы будете работать?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и сформировать новые понятия: понятие пропорции, основное свойство пропорции;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Каждое задание учащиеся выполняют на планшетках или в тетрадях. При обсуждении результатов в случае появления ошибок учащиеся, которые их допустили, комментируют способ получения своих результатов.
На доске эталоны Д-4, Д-5, Д-6.
- Что вы видите на доске?
- В каком задании дома вы использовали представленные эталоны?
На доске карточка с образцом выполнения задания из домашней работы (Д-1).
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Что вы использовали при выполнении задания?
- На доске карточки для актуализации знаний (Д-2).
- Найдите x, если известно, что: (.)
- Что вы использовали при выполнении этого задания? (Основное свойство дроби, преобразование отношений, основное свойство пропорции.)
- Можно ли утверждать, что пропорция 0,45 : 0,3 = 0,75 : 0,5 составлена верно? (Можно, т.к. на основе основного свойства пропорции 0,45 0,5 = 2,25 и 0,3 0,75 = 2,25.)
- Сравните равенства: 45 : 3 = 22,5 : 1,5;
45 : 22,5 = 3 : 1,5.
- В чём их сходство и различие? (Составлены из одних чисел, поменяли местами средние члены пропорции.)
- Докажите, что оба равенства пропорции. (45 : 3 = 15 и 22,5 : 1,5 = 15; 45 : 22,5 = 2 и 3 : 1,5 = 2.)
На доске карточка с уравнениями:
- Что вы видите на доске? (Уравнения, равенства отношений.)
- Найдите устно значение х. (27; 3.)
- Что вы использовали при решении уравнений? (Основное свойство дроби: в первом уравнении числитель и знаменатель умножили на 9, во втором числитель и знаменатель разделили на 7; можно использовать основное свойство пропорции: первое уравнение2х = 54; х = 27; второе уравнение 56х = 168; х = 3.)
- Что вы повторили?
- Какое следующее задание я вам предложу?
- С какой целью вы будете работать с пробным заданием?
- Найдите значение x, используя основное свойство пропорции (ограничить время):
.
- Что нового в задании?
- Сформулируйте цель урока. (Научиться быстро решать уравнения представленного в виде пропорции.)
- Сформулируйте тему урока. (Решение уравнений, записанных в виде пропорции.)
- Выполните задание.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли быстро решить уравнение, используя основное свойство пропорции.)
- Ответ: 3.
- У кого ответ не совпал образцом?
- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно быстро решить уравнении, используя основное свойство пропорции.)
- У кого ответ совпал с образцом, каким эталоном вы пользовались?
- Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем предъявить эталон, который использовали при решении уравнения, используя основное свойство пропорции.)
- Что дальше необходимо сделать? (Надо остановиться и подумать, где и почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Решить быстро уравнение, используя основное свойство пропорции.)
- Что вы использовали при выполнении задания? (…)
- В каком месте у вас возникло затруднение? (…)
- Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет быстрого способа решения уравнения, используя основное свойство пропорции.)
- Что теперь необходимо сделать? (Надо сформулировать цель деятельности, определить, по какому плану надо работать, чтобы достичь поставленной цели.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
- учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
- учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель деятельности. (Найти быстрый способ решения уравнений, используя основное свойство пропорции и научиться пользоваться, построенным способом.)
- Вы правильно сформулировали тему урока?
- Вы будете строить способ для решения только этого уравнения? (Нет для уравнений такого типа.)
- Какой член пропорции неизвестен в этом уравнении? (Крайний член пропорции.)
- Может ли неизвестным быть средний член пропорции? (Да, может.)
- Уточните цель деятельности. (Построить быстрый способ нахождения неизвестных крайних и средних членов пропорции.)
- Как вы будете достигать цели урока? (Составим уравнение в виде пропорции в общем виде с неизвестным крайним членом и уравнение с неизвестным средним членом пропорции, запишем основное свойство пропорции, запишем выражение для нахождения неизвестного компонента, проанализируем полученное выражение, сформулируем быстрый способ для решения уравнений.)
- Что теперь вы будете делать? (Мы будем реализовать построенный план, чтобы достичь, поставленной цели.)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальше работу целесообразно организовать в группах. Какие-то группы работают по построению правила нахождения неизвестного среднего члена пропорции, а какие-то группы - с неизвестным крайним членом пропорции.
Группы получают карточки с заданиями (Р-1).
Группы работают 3 минуты, по одному представителю из каждой из четырёх групп озвучивают результат работы, остальные группы работают на дополнение.
Результат работы групп.
1 группа.
х : b = c : d.
х d = b c
х = b c : d
Правило: чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на второй крайний член.
2 группа.
а : b = c : х.
х а = b c
х = b c : а
Правило: Правило: чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на второй крайний член.
3 группа.
а : х = c : d.
х с = а d
х = а d : с
Правило: чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на второй средний член.
4 группа.
а : b = х : d
х b = а d
х = а d : b
Правило: Правило: чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на второй средний член.
- Что интересного вы замечаете?
На доску вывешиваются эталоны Д-7, Д-8.
- Вы теперь можете быстро решить уравнение, которое я вам предложила в пробном задании?
- Решите уравнение.
Учащиеся работают на планшетках или в тетрадях.
Проверка проводится по подробному образцу (Д-9).
- Что теперь вы можете делать?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что теперь необходимо сделать?
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 67 (3, 4)
Задание выполняется у доски с комментарием.
3) ; 4)
;
;
Ответ:
Ответ:
№ 66 (1, 6)
Задание выполняется в парах, с проверкой по образцу (Д-10).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Для самостоятельной работы я предлагаю выполнить № 67 (1, 2).
После выполнения работы учащимся раздаются эталоны для самопроверки (Р-2).
- Что вы использовали для выполнения задания? (Правила нахождения неизвестных членов пропорции.)
- У кого возникли затруднения при выполнении первого задания?
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему у вас возникло затруднение?
- У кого возникли затруднения при выполнении второго задания?
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему у вас возникло затруднение?
- Кто задание выполнил без ошибок?
- Какой вывод вы можете сделать, поработав самостоятельно?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование правил нахождения неизвестных членов пропорции;
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 67 (7, 9)
Задание выполняется у доски.
7) 9) 4 : (х 3) = 2 : 3;
х 3 = 4 3 : 2;
х 3 = 6;
х = 6 + 3;
х = 9
Ответ: 16 Ответ: 9
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какая цель была перед нами сегодня на уроке?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что помогло вам достичь цели?
- В чём у вас возникают затруднения?
- Проанализируйте и оцените свою работу на уроке.
Учащиеся работают с индивидуальными карточками (Р-3).
Домашнее задание:
п. 2.3.3; №№ 86 (1, 2); 89.
10