Психолого-педагогический кружок (коррекция развития слабоуспевающих школьников), 5-6 классы

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» Согласовано с экспертным

Директор школы _______________ советом

Управления образования

Администрации МО

Шеремет Н.С. «Холмогорский

«___»_______________2014 г. Муниципальный район»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломоносовская средняя общеобразовательная школа им. М.В. Ломоносова»


ПСИХОЛОГО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
(коррекция умственного развития слабоуспевающих учащихся)

5 - 6 классы








Составитель: Попова Г.А.,

учитель математики,

первая квалификационная категория.














2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому очень важно сформировать у учащихся прочные вычислительные навыки. Успешность обучения в 5 - 6 классах зависит прежде всего от того, насколько сформированы вычислительные навыки в начальной школе.

К сожалению, при переходе учащихся из начальной школы в основную часть учащихся обнаруживает низкий уровень математических знаний, необходимых для успешного обучения. Чаще всего ученик-неудачник движется по цепочке: неудача, неуспех, предметная неуспеваемость - неуверенность в себе - чувство вины, страха, обиды - неверие в свои силы - заниженная самооценка («я - плохой») - психологическая защита, проявляющаяся в разных формах (апатия, безразличие, потеря интереса к учебе и (или) повышенная конфликтность, агрессивность и др.) - недоверие к взрослому, учителю - жизненная неуспешность многих из них.

Как правило, предметные кружки в школах создаются для учащихся, имеющих повышенную предметную мотивацию. Огромное количество слабоуспевающих детей оказываются «за бортом» системы образования. В связи с переходом на государственную итоговую аттестацию в основной школе назрела необходимость усиления внимания к таким детям в общеобразовательной школе.

Традиционно все виды педагогической помощи слабоуспевающим по математике учащимся практически сводятся к двум:

- дополнительным занятиям (как правило, проводимым бессистемно), на которых осуществляется многократное повторение и тренировка в решении типовых задач;

- различным мерам давления на ученика (беседы, педагогические советы, родительские собрания и т.п.).

Неуспеваемость - острейшая и непреходящая проблема школы, которая требует своего решения. Неуспеваемость школьников может быть как следствием низкой обучаемости, так и следствием педагогической запущенности. Поэтому, помощь неуспевающим ученикам может заключаться как в коррекции общего умственного развития, так и коррекции математических знаний.

Программа данного кружка рассчитана на слабоуспевающих учащихся и состоит из двух блоков:

Блок «Коррекционно-развивающие упражнения». Занятия направлены на коррекцию и развитие основных мыслительных действий и вербальных способностей.

Блок «Коррекция математических знаний, умений, навыков». Занятия направлены на отработку ЗУН, необходимых для успешного освоения математики в 5- 6 классах.

Кружок рассчитан на 34 занятия. Занятия блоков можно чередовать на усмотрение учителя.

Программа рассчитана на сельские школы, где отсутствует психолог, а значит нет возможно проводить коррекционную работу со слабоуспевающими учащимися.

Цели коррекционных занятий:

общеразвивающие: повышение уровня общего интеллектуального развития, памяти, внимания;

предметной направленности: восполнение пробелов в математических знаниях, умениях и навыков.

Полноценное усвоение математического материала возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности на математическом материале, поэтому программой данного кружка наряду с традиционной формой занятий предусмотрены нетрадиционные формы: коммуникативные игры, развивающие игры, тренинги, интеллектуальные турниры.

Задачи, которые решает программа коррекционных занятий:

  • повышение учебной мотивации;

  • формирование уверенности в себе, содействие гармонизации его отношений с окружающими;

  • устранение личностных комплексов.

Задачи, которые решает программа математических занятий:

  • совершенствование вычислительных навыков;

  • совершенствование умений решать простейшие текстовые задачи.

Основные подходы к организации занятий

  • Подбор заданий, направленных на развитие мышления, памяти, внимании и личности учащихся.

  • Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

  • Индивидуальный подход.

  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

  • Использование многократных указаний, упражнений.

  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

  • Оказание каждому из детей индивидуальной помощи при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Тематическое планирование

Блок «Коррекционно-развивающие упражнения»

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1-2

Коммуникативные игры.

2

Игра

Снятие напряжения, пробуждение фантазии, развитие собранности внимания.

3-5

Диагностика и коррекция общей осведомленности школьника. Лингвистические игры.

3

Тестирование, игры

Развитие вербальных способностей.

6-8

Диагностика умения устанавливать аналогии. Игры, развивающие память, внимание, мышление.

3

Тестирование, игры

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

9-11

Диагностика умения устанавливать логические классификации. Игры, развивающие память, внимание, мышление.

3

Тестирование, игры

Развитие памяти и внимания.

12-14

Диагностика умения устанавливать логические обобщения. Игры, развивающие память, внимание, мышление.

3

Тестирование, игры

Развитие произвольного внимания, восприятия и памяти.

15-17

Игры для развития мышления учащихся.

3

Игры, тренинг, интеллектуальный турнир

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

18

Заключительное занятие

1

Анкетирование, тренинг общения.

Рефлексия.


Содержание программы

Блок «Коррекционно-развивающие упражнения» (17 часов)

Занятия № 1-2. Коммуникативные игры.

Игры:

  • «Тень» (развитие наблюдательности, внутренней свободы, раскованности),

  • «Зеркала (развитие наблюдательности, коммуникативных способностей),

  • «Запретный номер» (развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета),

  • «Я не знаю» (развитие выразительности движений),

  • «Школа» (снятие страха перед школой) и др.

Занятия № 3-5. Диагностика и коррекция общей осведомленности школьника. Игры, развивающие память, внимание, самоконтроль.

Диагностика общей осведомленности школьника (групповая). Обработка результатов. Упражнения, способствующие развитию способности работать со словом (эти способности называются вербальными). Упражнениями, развивающие навыки осмысления вербальной информации, понимания смысла пословиц, метафор, иносказаний. Игры:

  • «Сочини предложение»,

  • «Определения»,

  • «Придумай загадку»,

  • «Пословицы»,

  • «Три слова» и др.

Занятия № 6-8. Диагностика умения устанавливать аналогии (тестирование). Обработка результатов. Задания, направленные на развитие умений работать с понятиями, находить их существенные и несущественные признаки, проводить с ними различные мыслительные операции (обобщения, классификации). Игры, развивающие память, внимание, мышление:

  • «Поиск общего»,

  • «Исключение лишнего слова»,

  • «Поиск аналогов»,

  • «Поиск предметов по заданным признакам» и др.

Занятия № 9-11. Диагностика умения устанавливать логические классификации (тестирование). Обработка результатов. Игры, развивающие память, внимание, мышление.

  • «Поиск соединительных звеньев»;

  • «Поиск определений»;

  • «Поиск предметов по заданным признакам» и др.

Занятия № 12-14. Диагностика умения устанавливать логические обобщения. Игры, развивающие память, внимание, мышление.

  • «Раздумье»,

  • «Любопытный»;

  • «Где мы побывали, что мы повидали»;

  • «Ну-ка, отгадай».

Занятия № 15-17. Игры для развития мышления учащихся.

  • «Картинки-загадки»;

  • «Парные картинки»;

  • «Лишняя игрушка»;

  • «Перечисли предметы» и др.

Занятие № 18. Заключительное занятие. Тренинг общения. Рефлексия.

Тематическое планирование

Блок «Коррекция математических знаний, умений, навыков»

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт


1-5

Действия с натуральными числами

5

Урок-практикум, урок-соревнование.

Совершенствование вычислительных навыков.

6-8

Буквенные выражения

3

Урок-практикум

Совершенствование вычислительных навыков.

9-11

Уравнения

3

Урок-практикум

Овладение умением решать простейшие уравнения.

12-17

Текстовые задачи

6

Урок-практикум, урок-турнир.

Овладение умением решать задачи на движение, покупку, работу.


Содержание программы

Блок «Коррекция математических знаний, умений, навыков» (17 часов)

Занятия № 1-5. Действия с натуральными числами.

На занятиях закрепляются умения выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений. Отрабатываются умения умножать и делить многозначные числа в столбик.

Занятия № 6-8. Буквенные выражения.

На занятиях совершенствуются вычислительные навыки.

Занятия № 9-11. Уравнения.

Совершенствуются умения видеть связь между компонентами и находить неизвестный компонент уравнения. Выработка алгоритма решения уравнения.

Занятия №12-17. Текстовые задачи.

Основная цель занятий: сформировать умение ре­шать не­слож­ные практические рас­чет­ные задачи; ре­шать задачи на движение, покупку, на проценты и дроби; поль­зо­вать­ся оцен­кой и при­кид­кой при прак­ти­че­ских расчетах; ин­тер­пре­ти­ро­вать результаты ре­ше­ния задач с уче­том ограничений, свя­зан­ных с ре­аль­ны­ми свой­ства­ми рас­смат­ри­ва­е­мых объектов. Формируются умения стро­ить и ис­сле­до­вать простейшие ма­те­ма­ти­че­ские модели.

Литература

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.

  2. Гуревич К.М., Акимова М.К. и др. ШТУР-2.

  3. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 5 класс. М.: «ВАКО», 2009.

  4. Розанова Е.Г. «Обучение. Тренинг. Досуг». М.: Новая школа, 1994.

  5. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома". - М.: Новая школа, 1995.

6


© 2010-2022