- Преподавателю
- Математика
- Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики
Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Прочко А.С. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
А. С. Дмитриева
Гибкие образовательные материалы на уроках математики
Одна из наиболее актуальных проблем современной школы - проблема повышения эффективности процесса обучения и воспитания, а также преодоления школьной неуспеваемости. Для решения этой проблемы предполагается совершенствование методов и форм организации обучения, поиск более эффективных путей формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий учебной деятельности.
Проблема неуспеваемости по математике - одна из центральных в методике преподавания математики. Учителя математики в большей мере сталкиваются с проблемой неуспеваемости, ведь часто главной причиной становится отсутствие мотивации к изучению математики и сложность предмета.
При работе с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении предмета, прежде всего, необходимо помнить, что любой прием и метод обучения школьников, подачи материала и восполнения пробелов, будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только тогда, когда работа будет носить системный характер.
При изучении темы «Тригонометрия» в 10 классе оказывается одной из самых сложных. Дифференцированная работа на всех этапах урока позволяет успешно работать с учениками любого уровня подготовки, давать посильную нагрузку для средних и сильных учеников, эффективнее устранять пробелы в знаниях, дифференцированно оценивать знания учащихся, усвоение ими тем, развивать мотивационную основу обучения математике, развивать пытливость и творческую направленность ума.
Одним из наиболее простых и эффективных способов подачи заданий разного уровня сложности являются гибкие образовательные материалы, составленные с учетом индивидуальных особенностей класса.
Гибкие образовательные материалы для учеников могут включать в себя исторический материал по теме, интересные факты, межпредметную информацию, что будет способствовать развитию мотивации к изучению математики, интереса к предмету и к науке, а также лучшему усвоению тем и развитию личности в целом.
Гибкие образовательные материалы, как средства обучения, имеют множество преимуществ: наглядность, быстрота диагностики знаний, повышение роли самостоятельной работы. Они помогают осуществлять дифференцированный подход (индивидуальный темп работы, подсказки), формировать всестороннюю картину мира, качественно закреплять знания, выявлять и, в дальнейшем, эффективно восполнять пробелы. И, как итог, эффективная индивидуальная работа с каждым учеником.
Примеры гибких образовательных материалов приведены в Таблице 1. Они включают исторические сведения: краткую справку из истории математики для слабых и сильных учащихся и историческую задачу для учеников с высоким уровнем знаний и низкой мотивацией.
Данный дифференцированный образовательный материал содержит подсказки для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении материала.
Таблица 1.
Преобразование тригонометрических выражений
Некоторые тригонометрические формулы
(1)
(2)
(3)
cos 2x = cos2x - sin2x
cos 2x = 2cos2 - 1
cos 2x = 1 - 2sin2x
sin(x ± y) = sin xcos y ± cos xsiny
cos(x ± y) = cos x cosy sinx siny
При решении укажи какие формулы ((1), (2) и (3)) были использованы для преобразования выражений.
А-1
А-2
Упростите выражения.
-
;
-
;
-
.
Докажите тождество:
Тригонометрия возникла и развивалась в древности
как один из разделов астрономии.
Для составления астрономических таблиц были необходимы тригонометрические формулы. Так, например, индийский ученый Бхаскара, живший в XII веке, пользовался формулой, которую современным
математическим языком можно записать так:
Бхаскара
где R - радиус исследуемой окружности.
В тригонометрии принято работать с единичной окружностью, поэтому эта формула трансформировалась в используемую нами формулу (3).
Б-1
Б-2
Упростите выражения. При решении запишите формулы, которые вы использовали:
-
-
;
-
.
Докажите тождества:
-
;
-
.
Еще древние индийцы знали формулу для двойного синуса. Абу-л-Вафа установил ее:
Один из крупнейших математиков и астрономов средневекового Востока. В честь Абу-л-Вафа даже назван кратер на Луне.
Абу-л-Вафа
В-1
В-2
Упростите выражения:
-
;
-
;
-
Французский математик Франсуа Виет вывел несколько тригонометрических формул.
Франсуа Виет
Ниже записана одна из них.
Докажите верность этой формулы.
Исторические данные в части А работают на развитие мышления, метапредметных навыков, умения применять ранее полученные знания, закрепление пройденных тем. Так, например, замечание о том, что в тригонометрии рассматривается только единичная окружность, является напоминанием о том, что функции «косинус» и «синус» изменяются в пределах промежутка [-1; 1].
Гибкий образовательный материал для уровня Б в исторической справке содержит указание на применяемую формулу.
Историческое задание для уровня В предполагает применение более сложных формул тригонометрии.
При разработке подобной системы работы со школьниками необходимо задействовать все этапы обучения.
Дифференцированные домашние задания позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика, что в свою очередь меняет отношение к математике, предмет уже не представляется сухим и сложным. Он становится для школьников занимательным, важным, интересным, а это позволяет повысить качество усвоения материала.
В Таблице 2 приведен пример дифференцированного задания для домашней работы.
Таблица 2.
А-1
А-2
А-3
Вычислите:
Отметьте знаки тригонометрических функций на окружностях.
Вычислите:
Б-1
Заполните таблицу:
Рад.
0
π
2 π
Град.
sinx
cosx
tg x
сtg x
Отметьте все углы на единичной окружности:
В-1
Крупнейший физик X-XI вв., каирский ученый Ибн ал-Хайсам впервые пытался определить высоту атмосферы с помощью тригонометрических расчетов. Он полагал, что сумерки продолжаются до тех пор, пока солнце не опустится ниже горизонта на 19. О постановке задачи можно судить по рисунку, где N - высокое облако, отражающее на исходе сумерек луч SN к наблюдателю M. Этот луч образует с горизонтом угол, равный 19.
Найдите высоту атмосферы h = ON - r, где r - радиус земли.
Подсказка: какой тригонометрической функции равно отношение противолежащего угла к гипотенузе в прямоугольном треугольнике?
Ниже представлены еще несколько примеров дифференцированных образовательных материалов разделам темы «Тригонометрия» в 10 классе.
Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс.
А-1
Найдите значение арккосинусов в центральной колонке
и соедините их стрелкой. Здесь угол [0, ].
0
Отметьте данные углы на четверти окружности, приведенной ниже. На рисунке показан пример.
А-2
Отметьте на окружности углы, которым соответствуют значение аркфункций в кружочках. Соедините кружочки с углами на окружности стрелкой.
Б-1
Б-2
Вычислите:
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
-
.
Вычислите:
В-1
В-2
Вычислите:
Докажите, что для любых чисел х1 и х2 из неравенства
х1 < х2 следует, что
arcctg х1 > arcctg х2.
И расположите числа в порядке возрастания: arcctg 1,2; arcctg π; arcctg (−5).
Решение простейших тригонометрических уравнений.
А-1
А-2
Решите уравнение:
-
;
-
;
-
.
Решите уравнения:
-
;
-
;
-
.
Б-1
Б-2
Заполните таблицу:
| a | 1
sin x = a
sin x = a
| a | > 1
a ∈R
tg x = a
ctg x = a
Решите уравнения:
В-1
В-2
Решите уравнения:
Найдите и объясните ошибки в решении уравнений, запишите верный ответ:
Ответ:
Приравняем оба множителя к нулю.
Ответ: