Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья опубликована в СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ научно-практической конференции «XIV БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕПетропавловск-Камчатский25–27 марта 2015 г. (КамГУ им. Витуса Беринга Петропавловск-Камчатский, 2015)Основная тема: дифференциация работы на уроках математики в старших классах при изучении темы "Тригонометрия".
Раздел Математика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А. С. Дмитриева

Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Одна из наиболее актуальных проблем современной школы - проблема повышения эффективности процесса обучения и воспитания, а также преодоления школьной неуспеваемости. Для решения этой проблемы предполагается совершенствование методов и форм организации обучения, поиск более эффективных путей формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий учебной деятельности.

Проблема неуспеваемости по математике - одна из центральных в методике преподавания математики. Учителя математики в большей мере сталкиваются с проблемой неуспеваемости, ведь часто главной причиной становится отсутствие мотивации к изучению математики и сложность предмета.

При работе с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении предмета, прежде всего, необходимо помнить, что любой прием и метод обучения школьников, подачи материала и восполнения пробелов, будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только тогда, когда работа будет носить системный характер.

При изучении темы «Тригонометрия» в 10 классе оказывается одной из самых сложных. Дифференцированная работа на всех этапах урока позволяет успешно работать с учениками любого уровня подготовки, давать посильную нагрузку для средних и сильных учеников, эффективнее устранять пробелы в знаниях, дифференцированно оценивать знания учащихся, усвоение ими тем, развивать мотивационную основу обучения математике, развивать пытливость и творческую направленность ума.

Одним из наиболее простых и эффективных способов подачи заданий разного уровня сложности являются гибкие образовательные материалы, составленные с учетом индивидуальных особенностей класса.

Гибкие образовательные материалы для учеников могут включать в себя исторический материал по теме, интересные факты, межпредметную информацию, что будет способствовать развитию мотивации к изучению математики, интереса к предмету и к науке, а также лучшему усвоению тем и развитию личности в целом.

Гибкие образовательные материалы, как средства обучения, имеют множество преимуществ: наглядность, быстрота диагностики знаний, повышение роли самостоятельной работы. Они помогают осуществлять дифференцированный подход (индивидуальный темп работы, подсказки), формировать всестороннюю картину мира, качественно закреплять знания, выявлять и, в дальнейшем, эффективно восполнять пробелы. И, как итог, эффективная индивидуальная работа с каждым учеником.

Примеры гибких образовательных материалов приведены в Таблице 1. Они включают исторические сведения: краткую справку из истории математики для слабых и сильных учащихся и историческую задачу для учеников с высоким уровнем знаний и низкой мотивацией.

Данный дифференцированный образовательный материал содержит подсказки для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении материала.

Таблица 1.

Преобразование тригонометрических выражений

Некоторые тригонометрические формулы

(1)

(2)

(3)

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиСтатья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

cos 2x = cos2x - sin2x

cos 2x = 2cos2 - 1

cos 2x = 1 - 2sin2x

sin(x ± y) = sin xcos y ± cos xsiny

cos(x ± y) = cos x  cosy Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики sinx  siny

При решении укажи какие формулы ((1), (2) и (3)) были использованы для преобразования выражений.

А-1

А-2

Упростите выражения.

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Докажите тождество:

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Тригонометрия возникла и развивалась в древности
как один из разделов астрономии.

Для составления астрономических таблиц были необходимы тригонометрические формулы. Так, например, индийский ученый Бхаскара, живший в XII веке, пользовался формулой, которую современным

математическим языком можно записать так:

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиБхаскара

где R - радиус исследуемой окружности.
В тригонометрии принято работать с единичной окружностью, поэтому эта формула трансформировалась в используемую нами формулу (3).

Б-1

Б-2

Упростите выражения. При решении запишите формулы, которые вы использовали:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Докажите тождества:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Еще древние индийцы знали формулу для двойного синуса. Абу-л-Вафа установил ее:

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Один из крупнейших математиков и астрономов средневекового Востока. В честь Абу-л-Вафа даже назван кратер на Луне.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиАбу-л-Вафа


В-1

В-2

Упростите выражения:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Французский математик Франсуа Виет вывел несколько тригонометрических формул.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиФрансуа Виет

Ниже записана одна из них.

Докажите верность этой формулы.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Исторические данные в части А работают на развитие мышления, метапредметных навыков, умения применять ранее полученные знания, закрепление пройденных тем. Так, например, замечание о том, что в тригонометрии рассматривается только единичная окружность, является напоминанием о том, что функции «косинус» и «синус» изменяются в пределах промежутка [-1; 1].

Гибкий образовательный материал для уровня Б в исторической справке содержит указание на применяемую формулу.

Историческое задание для уровня В предполагает применение более сложных формул тригонометрии.

При разработке подобной системы работы со школьниками необходимо задействовать все этапы обучения.

Дифференцированные домашние задания позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика, что в свою очередь меняет отношение к математике, предмет уже не представляется сухим и сложным. Он становится для школьников занимательным, важным, интересным, а это позволяет повысить качество усвоения материала.

В Таблице 2 приведен пример дифференцированного задания для домашней работы.

Таблица 2.

А-1

А-2

А-3

Вычислите:

Отметьте знаки тригонометрических функций на окружностях.

Вычислите:

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Б-1

Заполните таблицу:

Рад.

0

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

π

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

2 π

Град.





sinx





cosx





tg x





сtg x







Отметьте все углы на единичной окружности:

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

В-1

Крупнейший физик X-XI вв., каирский ученый Ибн ал-Хайсам впервые пытался определить высоту атмосферы с помощью тригонометрических расчетов. Он полагал, что сумерки продолжаются до тех пор, пока солнце не опустится ниже горизонта на 19. О постановке задачи можно судить по рисунку, где N - высокое облако, отражающее на исходе сумерек луч SN к наблюдателю M. Этот луч образует с горизонтом угол, равный 19.

Найдите высоту атмосферы h = ON - r, где r - радиус земли.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Подсказка: какой тригонометрической функции равно отношение противолежащего угла к гипотенузе в прямоугольном треугольнике?

Ниже представлены еще несколько примеров дифференцированных образовательных материалов разделам темы «Тригонометрия» в 10 классе.

Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс.

А-1

Найдите значение арккосинусов в центральной колонке
и соедините их стрелкой. Здесь угол   [0, Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики].

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиСтатья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

0
Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиСтатья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиСтатья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Отметьте данные углы на четверти окружности, приведенной ниже. На рисунке показан пример.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

А-2

Отметьте на окружности углы, которым соответствуют значение аркфункций в кружочках. Соедините кружочки с углами на окружности стрелкой.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Б-1

Б-2

Вычислите:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  4. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  5. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  6. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  7. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  8. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  9. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  10. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Вычислите:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

В-1

В-2

Вычислите:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Докажите, что для любых чисел х1 и х2 из неравенства
х1 < х2 следует, что
arcctg х1 > arcctg х2.
И расположите числа в порядке возрастания: arcctg 1,2; arcctg π; arcctg (−5).

Решение простейших тригонометрических уравнений.

А-1

А-2

Решите уравнение:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Решите уравнения:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики;

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики.

Б-1

Б-2

Заполните таблицу:

| a |  1

sin x = a

sin x = a

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики


Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математикиСтатья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

| a | > 1


Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

a ∈R

tg x = a

ctg x = a

Решите уравнения:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  4. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

В-1

В-2

Решите уравнения:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  2. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  3. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  4. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  5. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Найдите и объясните ошибки в решении уравнений, запишите верный ответ:

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Ответ: Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

  1. Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Приравняем оба множителя к нулю.

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики

Ответ: Статья Гибкие образовательные материалы на уроках математики


© 2010-2022