Отчет А учителя первого уровня

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Медведева Ольга Михайловна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 5 1 уровня

Город Талдыкорган 14.04.2015 год


Почему мне необходимо измениться?

В современном мире, в эпоху интенсивных интеграционных и модернизационных процессов, каждая страна старается адаптироваться, найти свой путь развития в мировом сообществе. В последние десятилетия в процессе поисков путей усовершенствования образования происходят коренные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Почему нам нужно меняться? Потому что именно учителя, как никто другой, понимают ценность непрерывного обучения. Каждому из нас нужно задуматься, понять и принять тот факт, что отсутствие изменений означает остановку в росте. Мы меняемся, потому что мир изменился. Мы любим детей и наша главная обязанность - направлять их в этом быстро меняющемся мире в нужном направлении, потому что динамичность происходящих в мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования.Отчет А учителя первого уровняИ чтобы это сделать, должны измениться, прежде всего, не дети, а мы сами. Как сделать образование более эффективным? В «Послании народу 2014» Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что сейчас фундаментальные показатели развитости демонстрируют государства-участники ОЭСР.Отчет А учителя первого уровняДля решения проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, необходимо обратиться к мировому опыту. Изменяя и совершенствуя образование в духе требований нового времени, нужно изучить положительные и отрицательные уроки других стран. Положительные стороны можно использовать в реформировании системы образования, а отрицательные нужно изучить, чтобы не повторять ошибок.

В настоящее время у нас в Казахстане одной из главных задач образования является переход к 12-летнему среднему образованию.Для решения этой проблемы можно обратиться к опыту Японии, потому что в Японии 12-летняя школа существует уже длительное время, и этот опыт достаточно успешен. Все мировое сообщество признает невероятные успехи экономического развития этой страны. В наши дни Япония- это высокоразвитое,компьютеризированное государство с инновационной экономикой. Японцы объясняют это высоким уровнем образованности своего народа.Детские сады в Японии в своем большинстве частные, так как не являются обязательной ступенью в образовании, но несмотря на это, более трети дошкольников посещают ясли и детские сады.Отчет А учителя первого уровняСледует обратить внимание на то, что дошкольное образование нацелено не столько на обучение детей, сколько на их социализацию, детям помогают научиться общаться со сверстниками. И все же японцы считают, что до трех лет необходимо семейное воспитание. По их мнению, школа -не единственный очаг образования. Здесь важную роль должны играть семья и общество. Школа является отправной точкой и ей отводится стартовая роль, необходимо настроить каждого человека на необходимость повышения, усовершенствования образования в течении всей его жизни. Нам необходимо больше времени уделять эмоциональному воспитанию детей для того, чтобы у них была развита любовь к жизни и непреодолимое желание жить. Для этого в школе нужно создать комфортную атмосферу. В Японии каждому учащемуся предоставляется широкий выбор учебных предметов, нет единого, обязательного плана. Я думаю, это могло бы значительно повлиять на качество образования и в нашей школе. Конечно, предоставлять выбор предметов с начальной школы или в среднем звене неуместно. В начальных классах не всегда учителя, родители могут определить к чему предрасположен ребенок, в какой области у него проявятся успехи. В среднем звене, если в школе хорошо организована предпрофильная подготовка, ученики уже могут выбрать приоритетное направление, а вот в старшем звене, когда учащиеся уже определились с выбором будущей специальности, изучение именно необходимых ему предметов помогло бы в углублении знаний и в дальнейшем их развитии.Я думаю, в моей школе предоставление выбора предметов учащимся приведет к положительным результатам, так как в старших классах учащиеся к изучению многих предметов относятся несерьезно, не уделяют им должного внимания и просто теряют время даром. Это время они могли бы с пользой потратить на изучение выбранных предметов, к тому же у учеников освободилось бы время, которое они тратят на допольнительные занятия и репетиторов.

Следующая страна, опыт которой в системе образования я хотела бы рассмотреть, является Финляндия. Почему я выбрала эту страну? Специалисты ОЭСР порекомендовали политикам от образования в Казахстане проанализировать её опыт.По результатам международного исследования PISA, казахстанские школьники занимают очень низкое (сорок девятое) место.Отчет А учителя первого уровняФинляндия, напротив, находится по результатам исследований на первых местах. В этой стране учащиеся демонстрируют высокие достижения, наряду с сочетанием социальной справедливости и постоянными инвестициями в образование, учитывая, что серьёзная материальная поддержка не всегда дает мгновенную отдачу. В отчете ОЭСР по Финляндии есть такие выводы: «Нет достаточных доказательств того, что цифровые учебные ресурсы оказали значительное влияние на текущий учебный процесс».Отчет А учителя первого уровняНо несмотря на это, инвестиции в обучение ИКТ в Финляндии растут, кроме этого увеличивается и количество учителей, которые используют цифровой компонент в своей профессиональной деятельности. Реформы образования, проводимые в нашей стране тоже не могут дать мгновенный положительный результат, необходимо время. Хочется, что бы политика проводимая Финляндией, явилась примером для организации перемен в области образования у нас в Казахстане.

Школьники Финляндии считаются самыми образованными, к тому же, система образования Финляндии является и самой справедливой. Школу в Финляндии дети начинают посещать в 7 лет. Основывается это на том, что для маленьких детей занятие должно быть игрой, а не учёбой. Во время игры у ребенка происходит развитие воображения, мышления и внимания, чего так часто нам не хватает. При переходе в школу все перечисленные качества будут просто необходимы для дальнейшей успешной учёбы. Ключевой мыслью, с точки зрения философии, в Финляндии является мысль о том, что главная цель образования- это обретение счастья и повышение уровня благополучия в жизни. Отчет А учителя первого уровняПричем эта цель является общей целью и посещающих школу детей и педагогов работающих в ней. К сожалению, в казахстанских школах мы уделяем внимание не столько понятию счастья, а в большинстве работаем на рейтинги, показатели. Не исключение и наша школа, многие учителя придерживаются мнения, что применение игровых моментов не может существенным образом улучшить ситуацию, повлиять на повышение мотивации учеников. Мне кажется, если продумать и эффективно применять различные игровые формы работы, то это будет способствовать развитию критического мышления, творчества, умению применять полученные знания на практике, чего так не хватает ученикам. Развитие этих навыков не может не привести к улучшению результатов международного исследования PISA.

Если в Японии классы достаточно большие, то в Финляндии классы достаточно маленькие 15-18 учеников, приоритет отдается обучению в малых группах. Подход к обучению, к занятиям отличается индивидуальным характером. Для успешного обучения необходимо к каждому ученику находить свой путь и нужно всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален. На уроке одновременно работают двое учителей (такой опыт у нас в Казахстане уже встречается, примером могут служить Назарбаев Интеллектуальные школы) - это помогает с одной стороны снять нагрузку с каждого из них, а с другой ускоряет и упрощает процесс принятия решений. После проведенного занятия каждому ученику предоставляется время рассказать, что им было понятно, а что вызвало затруднение. Причем, делают они это открыто, так как любое непонимание предмета признается недоработкой учителя, неправильной подачей знаний, но ни в коем случае не является виной ребенка. Наши же дети не всегда высказывают искренне свое мнение, так как многие учителя всю вину переваливают на плечи учеников. Но хочется сказать, что в этом направлении происходят большие изменения и в лучшую сторону. Учителя прошедшие уровневые курсы на своих уроках уделяют внимание обратной связи, и многие ученики уже понимают, что это делается для того, чтобы учитель смог наметить пути улучшения в своей практике. Все это не может не привести к положительным результатам. Ученики становятся более уверенными и знают, что к их советам прислушиваются, интересуются их мнением и именно ученики являются главной фигурой в учебном процессе. И как следствие в результате такого обучения наши дети в будущем станут универсалами, организаторами, генераторами идей, на что нацеливает нас ОЭСР.

Из всех структурных факторов, которые влияют на качество школьного образования, в Финляндии особое значение уделяется системе подготовки учителей. Цель проводимых реформ - повышение профессионального уровня учителей и выработка единых стандартов их обучения. В настоящее время в Казахстане тоже уделяется большое внимание повышению квалификации учителей, организуются курсы и это дает положительные результаты, такой вывод я сделала, проанализировав ситуацию в моей школе. Многие ученики говорят, что на уроках стало интереснее, учителя предоставляют им возможность самостоятельно работать, находить различные выходы из ситуаций, прислушиваются к мнению детей. Большинство учеников говорят о пользе групповой работы, так как это позволяет достичь им лучших результатов.

В настоящее время в Казахстане существует еще одна проблема и связана она с обучением детей с какими-либо нарушениями в развитии, то есть речь идет об инклюзивном среднем образованием. В финском обществе действует принцип интеграции, сильные и слабые ученики, а также дети с нарушениями в развитии обучаются вместе. На протяжении всего периода, получения среднего обязательного образования все дети учатся вместе. Преимущества такой школы неоспоримы, дети получают возможность развиваться, стремятся достичь уровня более способных учеников, приноравливаются к их темпу работы. Те же, кто более способны могут попробовать себя в роли ассистентов и консультантов. Все это ведет к росту мотивации, у учащихся появляется уверенность в себе и они активнее включаются в образовательный процесс. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе. У нас тоже есть дети, которые обучаются на дому. Они общаются со сверстниками в школе очень редко (только во время праздников, на каких-либо общешкольных мероприятиях). И когда я вижу их глаза, светящиеся от счастья, от осознания собственной значимости, я понимаю, что каждый человек имеет право на общение и право на то, чтобы быть услышанным.

Отдельно хочется остановиться на системе оценивания. В Финляндии суммативное оценивание до 7-го класса отсутствует, отметки не выставляются. Но это не значит, что оценивания вообще нет. Место оценок занимает оценивание прогресса ученика в процессе обучения, другими словами формативное оценивание. В данном случае происходит не сравнивание учеников друг с другом, а сравнение только с самим собой. В нашей стране формативное оценивание тоже внедряется в практику. Одна из форм оценивания, а именно - портфолио широко используется. В нашей школе учителя практикуют с начальных классов применение самооценивания и взаимооценивания, но в этом направлении предстоит большая работа, с целью ее улучшения. Развитие навыков самооценивания приведет к умению учащихся критически подходить к себе, своим знаниям и критически оценивать свою работу. Навыки взаимооценивания чаще всего используются в процессе групповой и парной работы, а это приводит к развитию коллаборативной среды, способствуют развитию сотрудничества, что является одним из требований ОЭСР.

Еще одна страна, особенности образования которой меня заинтересовали - это Англия. Знания английских студентов и учеников находятся на высоком уровне. Немаловажную роль в этом играют английские передовые методики преподавания. Эти методики позволяют ученикам глубоко и прочно усвоить материал. Одной из особенностей образования в Англии является обучение учеников самостоятельному мышлению. Мы привыкли медленно и методично «разжёвывать» материал ученикам на протяжении большей части урока и приучили к этому своих учеников, не давая им свободы действий. В Англии такая методика не применима. Учащимся даются только базовые понятия, объясняются некоторые тонкости, а в основном знания они добывает самостоятельно. Для проверки понимания учащиеся предъявляют свои работы учителю в виде контрольных работ или показывают свои знания на экзаменах.Отчет А учителя первого уровня

Следующая особенность английского образования на начальной ступени обучения - предметы могут выбирать родители. Сюда входит и изучение английского языка, истории, математики, географии, искусства, музыки и некоторых других дисциплин. После окончания школы учащиеся проходят после школьное обучение. В это время они сами выбирают предметы, которые будут изучать. В нашей стране мы подчинены стандартам, поэтому ни о каком праве самостоятельного выбора речи не может быть. Даже предметы по выбору, которые предусмотрены у нас в программе, выбираются, по мнению большинства, а не каждого по-отдельности. Есть ли преимущества самостоятельного выбора изучаемых предметов? Конечно, можно отметить и преимущества, и недостатки. Одним из преимуществ является то, что к изучаемому предмету есть интерес изначально, и значит, педагогам не приходится тратить время на «агитацию» в пользу того или иного предмета, к тому же такая агитация часто не дает должного результата. Когда учащийся самостоятельно выбирает предмет, то он достигает большего в его изучении. И кроме того, это является приобретением опыта нести ответственность за собственный выбор.

В финской и английской системах образования педагогам позволена определенная степень свободы. Но для этого пришлось изменить коренным образом их подготовку. Учителя действительно должны обладать разнообразием педагогических методов и подходов. В этом случае педагогическая свобода и вариативность принесут ожидаемые результаты. Попав на курсы повышения квалификации первого уровня, я на многие вещи стала смотреть иначе. Мне кажется, что для нас, учителей, уровневые курсы станут серьезным толчком, который позволит нам внести изменения и улучшения в существующую систему образования и свобода, о которой я говорили выше, окажется по силам нашим педагогам. Образование Казахстана действительно нуждается в радикальных переменах. По моему мнению, в школах в настоящее время немало «случайных» людей, которые безответственно относятся к своим обязанностям, пассивны, не принимают активного участия в образовательном процессе. С другой стороны, увлеченные своей профессиональной деятельностью люди, в силу различных, не зависящих от них обстоятельств, не могут уделять учащимся столько времени, сколько бы им хотелось. Время не стоит на месте, современный мир меняется, предъявляя серьёзные требования к каждому из нас. Меняются требования к образованию. Мы стремимся воспитать личность, способную к самореализации, саморазвитию, которая может адаптироваться к новым, нестандартным обстоятельствам, найти пути разрешения возникающих проблем. Прежде всего, учитель сам должен обладать всеми этими качествами. Мы, учителя, должны поменяться, чтобы шагать в ногу со временем, вместе с тем мы сами меняем многое вокруг.

Использованная литература

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». ЦПМ. 2014

  2. e-history.kz/ru/expert/view/73

  3. examen.ru/add/manual/Higher-Education-Abroad/sistema-obrazovanija-v-japonii

  4. savepearlharbor.com/?p=204858

  5. Отчет ОЭСР по Финляндии 2008\2011год

  6. ec.kharkiv.edu/finland.html

  7. inostudent.ru/obrazovanie/sistemy/sistema-obrazovaniya-v-anglii.html

7


© 2010-2022