- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме: Рациональные уравнения
Урок по теме: Рациональные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловова И.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Рациональные уравнения
как математические модели реальных ситуаций»
Цели урока:
-
Формировать умения выделять три этапа при решении текстовых задач.
-
Закрепить навык решения рациональных уравнений.
-
Научить решать задачи с помощью составления дробно рационального уравнения.
-
Развивать логическое мышление при обосновании составления уравнения.
-
Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Самостоятельная работа.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление нового материала.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Устный фронтальный опрос:
-
Какое уравнение называют рациональным?
-
Расскажите алгоритм решения дробного рационального уравнения.
-
Какие из чисел 2, 5, -3, 1, 0, -1, не могут являться корнями уравнения:
.
-
Каким методом можно решить уравнения:
?
-
Разбор заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.
-
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
Вариант 2.
Решите уравнение:
Решите уравнение:
Ответы: вариант 1 1) - 1; 2) 2; 3)
вариант 2 1) 3; 2) 3; 3)
-
Изучение нового материала.
-
Вспомнить основные этапы решения задачи:
-
Составление математической модели.
-
Работа с составленной моделью.
-
Ответ на вопрос задачи.
-
Решение задачи на движение.
№1. Грузовик остановился для заправки горючим на 24 мин. Увеличив свою скорость на 10 км/ч, он наверстал потерянное время на пути в 80 км. С какой скоростью двигался грузовик на этом пути?
-
Составление математической модели.
24 мин = 0,4 ч
V, км/ч
t, ч
S, км
Было
х
на 0,4 ч >
80
Стало
х+10
80
-
Работа с составленной моделью.
D=81
-
Ответ на вопрос задачи.
40 км/ч скорость грузовика (было),
40+10 = 50 км/ч скорость грузовика (стало).
Ответ: 50 км/ч.
Как изменится вид уравнения, если за х принять скорость грузовика, которая стала?
Составьте это уравнение.
-
Решение многих текстовых задач (особенно на движение и совместную работу) приводит к рациональным уравнениям. Решение задач на работу мы разберём на следующем уроке.
-
Закрепление.
-
Обучающая самостоятельная работа с последующим разбором заданий.
(два ученика работают на крыльях доски, для сильных дополнительное задание: довести решение задачи №3 до конца)
№2. Велосипедист от озера до деревни ехал со скоростью 15 км/ч, а обратно - со скоростью 10 км/ч. Сколько времени ушло у него на дорогу от озера до деревни, если на весь путь туда и обратно велосипедист затратил 1 ч?
Пусть х ч - время, затраченное на дорогу от озера до деревни. Какое из уравнений соответствует условию задачи?
А. 15х = 10 (1- х)
Б.
В. 15х+10 (1- х ) = 1
Г. 15( 1 - х) = 10х
№3. Расстояние по реке между двумя деревнями равно 2 км. На путь туда и обратно моторная лодка затратила 22 мин. Чему равна собственная скорость лодки, если скорость течения реки равна 1 км/ч?
Пусть х км/ч - собственная скорость лодки. Какое из уравнений соответствует условию задачи?
А. 2( х + 1) + 2 (х -1) = 22
Б.
В.
Г.
-
Разбор заданий.
№2.
V, км/ч
t, ч
S, км
От озера до деревни
15
1
15х
Обратно
10
10(1- х)
Ответ А. 15х = 10 (1- х).
№3. 22 мин =
V, км/ч
t, ч
S, км
По течению
х + 1
2
Против течения
х - 1
2
Собственная
х
Течение
1
Ответ Б. .
-
Решение задач по теме урока (работа у доски).
№27.3, 27.5
№27.3 Расстояние 30 км один из двух лыжников прошёл на 20 мин быстрее другого. Скорость первого лыжника была на 3 км/ч больше скорости второго. Какова была скорость каждого лыжника?
20 мин =
V, км/ч
t, ч
S, км
1 лыжник
х + 3
на
30
2 лыжник
х
30
D = 1089
15 км/ч скорость 2 лыжника, 18 км/ч скорость 1 лыжника.
Ответ 18 км/ч, 15 км/ч.
№27. 5 Два автомобиля выезжают одновременно из одного города в другой. Скорость первого автомобиля на 10 км/ч больше скорости второго, и поэтому первый приезжает на место на 1 ч раньше второго. Найдите скорость каждого автомобиля, зная, что расстояние между городами равно 560 км.
V, км/ч
t, ч
S, км
1 автомобиль
х + 10
на 1
560
2 автомобиль
х
560
D = 22500
скорость 2 автомобиля, 80 км/ч скорость 1 автомобиля.
Ответ: 80 км/ч, 70 км/ч.
-
Подведение итогов урока.
-
Назовите основные этапы решения текстовых задач.
-
Выставление оценок за урок.
-
Домашнее задание.
§ 27 (рассмотреть примеры решения задач №1,2,3), решить задачи № 27.2, 27.6
5