Статья Математика как профильное направление Школы компетентности

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Математика как профильное направление Школы компетентностиСтатья Математика как профильное направление Школы компетентностиМатематика как профильное направление «Школы Компетентности»

В период обновления школы выведена новая модель выпускника школы, обладающего не только нужными знаниями, а также навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, обладать современными ценностными ориентирами, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремиться преодолевать конфликты. Все качества личности могут быть развиты только при личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, реализацию которого обеспечивает такой подход, когда воспитанность и обученность рассматриваются как идентичные понятия, когда обучение готовит детей к жизни, а воспитание включает их в жизнь. Для создания нового объединяющего пространства при переходе на профильное обучение на базе нашей школы возникла необходимость создания новой модели обучения и воспитания. Ориентация лишь на освоение знаний, умений оказалось на данный момент недостаточным, гораздо важнее научить человека быть компетентным. Поэтому творческая группа учителей, выбрав ориентиром компетентное образование, разработали инновационный проект «Школа Компетентности», привлекательный как для детей, так и для педагогов. В «Школе Компетентности» создана эмоционально привлекательная для учащихся воспитывающая среда через индивидуальные учебные профильные траектории, одним из которых является и профиль «Процентные расчёты на каждый день».

При разработке программы профильного курса «Процентные расчеты на каждый день» я учитывала прежде всего интересы и природу ребенка, для которого образование должно сочетаться с целой гаммой чувств, отношений, познавательных игр, перспектив, а также практикой взрослой жизни: свое дело, зарабатывание; семья (ответственность за партнера); работа и общение во взрослой профессиональной среде (производственные отношения, деловое общение); интенсивное и событийное освоение знаний, навыков, компетенций; практика поступка; практика успеха и неуспеха; практика личного развития.

Разработка программы данного курса обусловлена непродол­жительным изучением темы «проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни, которая подтверждает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие, окончившие школу, не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, со­циологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Процентные расчёты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, во­просов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю, познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреп­лению навыков процентных вычислений, но и формированию ус­тойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельно­сти, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фраг­менты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты дру­гими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интерес­ными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени дости­жения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа способствует развитию по­знавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознатель­ному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5;25 % - 1/4 и т. д.);

  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Таким образом, данный курс даёт учащимся не только основы экономической грамотности, но и в силу большой практической значимости вызы­вает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Также результатом курса является создание проекта « Математический КВН для 4-х классов».

Подтверждают необходимость курса и отзывы школяров:

- каникулы проходят с пользой: знания, общение, полезные и интересные занятия;

- было очень интересно;

- было весело и познавательно;

- мне нравится наш проект.


© 2010-2022