Конспект по математике Литр

При изучении данной темы учащиеся познакомятся со стандартной единицей вместимости, которая называется литром, и научатся  выполнять измерения в литрах. Цель: - учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение.   Задачи: - актуализировать знания разных единиц измерения: массы, длины; -ввести новую величину - вместимость - и единицу ее измерения - литр;  -развивать логико-математическую речь;  -воспитывать коммуникативные навыки. Оборудование: 1) сосуды с в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Единица объёма - литр. Сколько литров?

При изучении данной темы учащиеся познакомятся со стандартной единицей вместимости, которая называется литром, и научатся выполнять измерения в литрах.

Цель:

- учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение.

Задачи:

- актуализировать знания разных единиц измерения: массы, длины;

-ввести новую величину - вместимость - и единицу ее измерения - литр;
-развивать логико-математическую речь;
-воспитывать коммуникативные навыки.


Оборудование:

1) сосуды с водой для измерения вместимости: кастрюля, ваза, трёхлитровая банка (во всех налито по 1 л воды);
2)мерки для измерения: стаканы, пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения);
3)карточки для разминки и физминутки.

Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков учащихся:

  • вовлечение в работу на уроке всех учащихся;

  • групповая работа;

  • стимулирование ответов и высказываний;

  • поощрение взаимопомощи;

  • обратная связь с учащимися;

  • эмоциональная оценка ответов и высказываний.

Формы и методы работы по развитию вербальных способностей учащихся:

  • привлечение учащихся к формулированию выводов, понятий, определений;

  • участие учащихся в процессе обобщения, анализа и повторения пройденного материала;

  • требовательность;

  • поддержание дисциплины и порядка на уроке.

  • вовлечение в групповую работу;

  • стимулирование ответов и высказываний;

  • дополнительные вопросы.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте готовность к уроку математики.

- На партах у вас лежат карточки настроения «Пушистики». Выберите «Пушистика» с вашим настроением. Хорошее настроение помогает в работе и улучшает самочувствие.

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно и повторяйте за мной:

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё... (видят), уши внимательно слушают и всё ...(слышат), голова хорошо ...(думает).

2.Устный счёт. Актуализация прежних знаний.

(СЛАЙД)

3.Повторение пройденного материала.(РАБОТА ПО СЛАЙДАМ)

Работа по карточкам. Обмен карточками.Проверка.

- Какие единицы длины вы знаете? Начинаем с самой маленькой.

- Что мы можем измерить сантиметрами, километрами?

- Какие единицы массы вы знаете? (КГ, Г.)

- Учитель демонстрирует ведерко.

4 Знакомство с мерой вместимости литром

Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?

- Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.

- Что у нас в ведерке? (Вода)

- Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)

- Почему? (Вода - это жидкость)

- Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

- Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)

(СЛАЙД)

- Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)

- Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)

- Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)

- Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой - 0,5л.

- Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).

- Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.

2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.

- Сколько банок насчитал первый вариант?

- Сколько банок насчитал второй вариант?

- Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)

- Удобно ли это, когда все люди пользуются разными кружками при измерении объема, т.е. вместимости?

- Нет.

- А помните ли вы, когда мы изучали величину длина, мы узнали, что все люди между собой договорились пользоваться одними и теми же мерами - мм, см, дм, м.

Как вы думаете, есть ли такая «кружка», которой пользуются все люди нашей планеты?

Да, есть. Эта мера - литр.

- Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)

- Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)

- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.

Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР - Л. (СЛАЙД)

Для измерения объёма нужна общая для всех людей в мире единица-это ЛИТР.(Выступление ребят). Есть и другие единицы : миллилитр, декалитр, но литр - основная.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Самые древние меры измерения жидкости - бочка и ведро. Древней мерой зерна была кадь, она делилась на две половинки, четыре четверти или восемь осьмин. Но в разных местностях эти меры значительно отличались друг от друга. Например, Московская кадь была примерно в полтора раза больше Киевской.

- Назовите что ещё кроме воды измеряется литрами?( квас, молоко, сок ).

(ВИДЕО)

5. Работа по учебнику.№300

При выполнении задания № 300 учащиеся узнают, в каких емкостях помещается 1 л жидкости (литровый пакет, литровая банка, литровая кружка и т. п.). На основании имеющегося у них опыта они должны сами привести примеры ситуаций, в которых фигурирует такая единица вместимости, как литр. Здесь же нужно познакомить учащихся с сокращением, которое используется для записи литра (л).

В задании № 301 учащимся предлагается вычислить в литрах общую вместимость всех привезенных в столовую пакетов сока. Для этого они должны сначала вычислить число литровых пакетов (12•3 =

= 36 (п.)), потом число двухлитровых пакетов (8•2 = 16 (п.)). После этого можно вычислить общую вместимость: 1•36 + 2•16 = 68 (л).

В задании № 302 учащимся предлагается вычислить число литровых пакетов молока, которые можно купить на 100 руб., если пакет молока стоит 15 руб. Сделать это можно с помощью действия деления, но выполнить нужно деление с остатком: 100 : 15 = 6 (ост. 10). При выполнении этого действия можно использовать запись столбиком, а можно и в строчку. В итоге должно получится, что на 100 руб. можно купить 6 л молока в пакетах. При этом 10 руб. останется в виде сдачи.


В задании № 303 учащимся предлагается решить задачу, в сюжете которой фигурируют 5!литровые емкости и остатки воды, измеряемые 2 л и 1 л. Для решения этой задачи они сначала должны вычислить вместимость всех канистр с водой, которые они взяли в поход (5 • 6 = 30 (л)), потом объем оставшейся воды (2 + 1 = 3 (л))

и, наконец, объем израсходованной воды (30 - 3 = 27 (л)). Термин «объем» нам предстоит ввести только в следующей теме, но в пропедевтическим плане об этом можно говорить уже сейчас, не акцентируя на этом внимания.

6. Закрепление пройденного материала.

- Очень интересно иногда что-то измерить. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.

К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.

- Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало травы.

- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

-Ребята, какой вывод можно сделать? (Бережно относится к воде).

- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь)

- Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

- Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

- Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

7. Итог урока Оценка учебной деятельности.

- А наш урок подходит к концу.

-Давайте подведем итоги урока:

- С какой единицей объёма мы сегодня познакомились?

-Что нового запомнили?

Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?

- Я бы отметила следующих учеников: …. .

Учитель отмечает сообразительность, внимательность, трудолюбие отдельных учащихся.

- Спасибо за работу!



© 2010-2022