- Преподавателю
- Математика
- Конспект по математике Литр
Конспект по математике Литр
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябова Т.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: Единица объёма - литр. Сколько литров?
При изучении данной темы учащиеся познакомятся со стандартной единицей вместимости, которая называется литром, и научатся выполнять измерения в литрах.
Цель:
- учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение.
Задачи:
- актуализировать знания разных единиц измерения: массы, длины;
-ввести новую величину - вместимость - и единицу ее измерения - литр;
-развивать логико-математическую речь;
-воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
1) сосуды с водой для измерения вместимости: кастрюля, ваза, трёхлитровая банка (во всех налито по 1 л воды);
2)мерки для измерения: стаканы, пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения);
3)карточки для разминки и физминутки.
Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков учащихся:
-
вовлечение в работу на уроке всех учащихся;
-
групповая работа;
-
стимулирование ответов и высказываний;
-
поощрение взаимопомощи;
-
обратная связь с учащимися;
-
эмоциональная оценка ответов и высказываний.
Формы и методы работы по развитию вербальных способностей учащихся:
-
привлечение учащихся к формулированию выводов, понятий, определений;
-
участие учащихся в процессе обобщения, анализа и повторения пройденного материала;
-
требовательность;
-
поддержание дисциплины и порядка на уроке.
-
вовлечение в групповую работу;
-
стимулирование ответов и высказываний;
-
дополнительные вопросы.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Ребята, проверьте готовность к уроку математики.
- На партах у вас лежат карточки настроения «Пушистики». Выберите «Пушистика» с вашим настроением. Хорошее настроение помогает в работе и улучшает самочувствие.
Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно и повторяйте за мной:
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё... (видят), уши внимательно слушают и всё ...(слышат), голова хорошо ...(думает).
2.Устный счёт. Актуализация прежних знаний.
(СЛАЙД)
3.Повторение пройденного материала.(РАБОТА ПО СЛАЙДАМ)
Работа по карточкам. Обмен карточками.Проверка.
- Какие единицы длины вы знаете? Начинаем с самой маленькой.
- Что мы можем измерить сантиметрами, километрами?
- Какие единицы массы вы знаете? (КГ, Г.)
- Учитель демонстрирует ведерко.
4 Знакомство с мерой вместимости литром
Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?
- Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.
- Что у нас в ведерке? (Вода)
- Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
- Почему? (Вода - это жидкость)
- Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
- Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
(СЛАЙД)
- Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)
- Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
- Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
- Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой - 0,5л.
- Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).
- Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.
2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.
- Сколько банок насчитал первый вариант?
- Сколько банок насчитал второй вариант?
- Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
- Удобно ли это, когда все люди пользуются разными кружками при измерении объема, т.е. вместимости?
- Нет.
- А помните ли вы, когда мы изучали величину длина, мы узнали, что все люди между собой договорились пользоваться одними и теми же мерами - мм, см, дм, м.
Как вы думаете, есть ли такая «кружка», которой пользуются все люди нашей планеты?
Да, есть. Эта мера - литр.
- Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)
- Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР - Л. (СЛАЙД)
Для измерения объёма нужна общая для всех людей в мире единица-это ЛИТР.(Выступление ребят). Есть и другие единицы : миллилитр, декалитр, но литр - основная.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Самые древние меры измерения жидкости - бочка и ведро. Древней мерой зерна была кадь, она делилась на две половинки, четыре четверти или восемь осьмин. Но в разных местностях эти меры значительно отличались друг от друга. Например, Московская кадь была примерно в полтора раза больше Киевской.
- Назовите что ещё кроме воды измеряется литрами?( квас, молоко, сок ).
(ВИДЕО)
5. Работа по учебнику.№300
При выполнении задания № 300 учащиеся узнают, в каких емкостях помещается 1 л жидкости (литровый пакет, литровая банка, литровая кружка и т. п.). На основании имеющегося у них опыта они должны сами привести примеры ситуаций, в которых фигурирует такая единица вместимости, как литр. Здесь же нужно познакомить учащихся с сокращением, которое используется для записи литра (л).
В задании № 301 учащимся предлагается вычислить в литрах общую вместимость всех привезенных в столовую пакетов сока. Для этого они должны сначала вычислить число литровых пакетов (12•3 =
= 36 (п.)), потом число двухлитровых пакетов (8•2 = 16 (п.)). После этого можно вычислить общую вместимость: 1•36 + 2•16 = 68 (л).
В задании № 302 учащимся предлагается вычислить число литровых пакетов молока, которые можно купить на 100 руб., если пакет молока стоит 15 руб. Сделать это можно с помощью действия деления, но выполнить нужно деление с остатком: 100 : 15 = 6 (ост. 10). При выполнении этого действия можно использовать запись столбиком, а можно и в строчку. В итоге должно получится, что на 100 руб. можно купить 6 л молока в пакетах. При этом 10 руб. останется в виде сдачи.
В задании № 303 учащимся предлагается решить задачу, в сюжете которой фигурируют 5!литровые емкости и остатки воды, измеряемые 2 л и 1 л. Для решения этой задачи они сначала должны вычислить вместимость всех канистр с водой, которые они взяли в поход (5 • 6 = 30 (л)), потом объем оставшейся воды (2 + 1 = 3 (л))
и, наконец, объем израсходованной воды (30 - 3 = 27 (л)). Термин «объем» нам предстоит ввести только в следующей теме, но в пропедевтическим плане об этом можно говорить уже сейчас, не акцентируя на этом внимания.
6. Закрепление пройденного материала.
- Очень интересно иногда что-то измерить. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.
К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.
- Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало травы.
- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
-Ребята, какой вывод можно сделать? (Бережно относится к воде).
- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь)
- Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
- Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
- Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
7. Итог урока Оценка учебной деятельности.
- А наш урок подходит к концу.
-Давайте подведем итоги урока:
- С какой единицей объёма мы сегодня познакомились?
-Что нового запомнили?
Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?
- Я бы отметила следующих учеников: …. .
Учитель отмечает сообразительность, внимательность, трудолюбие отдельных учащихся.
- Спасибо за работу!