Развитие УУД проектной деятельностью

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интегрированные проекты как средство развития УУД в условиях СПО

(на примере учебной дисциплины «Математика»)»

Хомякова Татьяна Юрьевна,

преподаватель математики и физики,

ГАПОУ НСО НКА и ДХ «Куйбышевский филиал»


Принято считать, что проектно-исследовательская работа носит для учащегося добровольный характер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Однако на сегодняшний день в рабочих программах учебных заведений среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС помимо аудиторной учебной нагрузки предполагается самостоятельная работа обучающегося, одним из видов которой является научно-исследовательская деятельность. Для реализации исследовательских работ применяется метод проектов.

Поисково-исследовательская учебная задача позволяет обучающемуся реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как учащийся начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. В дальнейшем этот интерес приобретает устойчивый и обобщённый характер, начиная выполнять функцию не только побудительного, но и смыслообразующего мотива учебной деятельности, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, а так же развитию УУД (универсальных учебных действий).

УУД - это обобщённые способы действий, открывающиеся обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Для формирования УУД используются различные педагогические технологии. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология проектного обучения, которая применима к изучению любой дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести курс «Математика». На мой взгляд, наиболее удачный раздел курса «Математика», позволяющий интегрировать изучаемый предмет с другими дисциплинами, в частности, с техническими - это «Элементы математической статистики».

Проект позволяет решить проблему значимости изучаемого материала для студента. Один из видов проектов - это интегрированные проекты. Именно интеграция позволяет дать полное, целостное представление об изучаемом предмете. Она способствует развитию критического мышления студентов, формирует творческий подход к процессу обучения, активизирует навыки самостоятельной работы студентов. Изучая тему в рамках одной учебной дисциплины, сложно заинтересовать всех студентов. Интеграция в данном случае оказывает преподавателю огромную услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают студенты со склонностями к различным предметным областям.

В рамках выполнения заданий самостоятельной работы, студенты выбирают интересующую их тему, перекладывая количественную информацию в систему статистических данных. Тем самым обучающийся изучает методы обработки статистических данных, отрабатывая различные темы раздела «Элементы математической статистики», и одновременно изучает при этом новый материал другой дисциплины.

Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта - всё это способствует формированию личностных УУД.

Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать проблему, обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.

Для формирования познавательных УУД при работе над проектом студентам необходимо находить, отбирать и систематизировать информацию из различных источников; записывать выводы по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм и т.д.

При защите проекта студенту необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументировать её фактами. Кроме того, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого, добывать информацию, взаимодействуя с различными людьми. Всё это способствует формированию коммуникативных УУД.

Результаты своих исследований студенты представляют на научно-практических конференциях. Тематика представленных работ разнообразна.

Конференция - это коллективное обсуждение определённой научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения. Подготовки материалов и т.д.

Выступление на конференции является итоговым этапом в работе над проектом. Конференция даёт возможность студенты продемонстрировать результаты своей исследовательской деятельности, а преподавателю оценить выполнение самостоятельной работы. Поэтому, по окончании изучения раздела математики «Элементы математической статистики», я провожу мини-конференцию на уровне образовательного учреждения по теме «Исследования методами математической статистики». В программу учебно-практической конференции входит:

1.Торжественное открытие конференции, где в юмористической форме инсценируется история обучения в различные периоды эволюции человека

  1. Представление направления работы конференции, где преподаватель математики выступает с темой - «Математическая статистика как наука, её предмет, методы и применение в прикладной статистике. Цели и задачи конференции»

  2. Доклады студентов, …………….

Например, «У моделей длиннее ноги, чем в нашей местности дороги», - объектом исследования является протяжённость построенных и отремонтированных дорог Новосибирской области, «Не заплатишь - не зальёшь, не зальёшь не поедешь», - объектом исследования является динамика цен на бензин, «Миграционное движение в России», - объектом исследования является перераспределение населения между округами в межпереписной период и др.

  1. Подведение итогов конференции.

По итогам проведения учебно-исследовательской конференции выбираются лучшие работы, которые впоследствии будут представлены на областной научно-практической конференции «Инновации в технике и образовании». В программе данной конференции отсутствует секция математики, но проекты представленные на защиту в учебно-исследовательской конференции на уровне учебного заведения носят интегрированный характер, что позволяет студенту продемонстрировать результаты своей деятельности в других секциях («Архитектура и строительство», «Современные проблемы экологии», «Гуманитарные науки», «Социальные технологии» и др.). Так например, Харитонов Николай - студент 1 курса, обучающийся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» выступив с темой «Экономический анализ динамики цен на бензин» в секции «Экономика, бизнес и управление» занял в областной научно-практической конференции «Инновации в технике и образовании» 1 место.

Научно-исследовательская работа студентов филиала колледжа даёт свои позитивные результаты: усиливается мотивация к обучению и овладению профессией, развивается творческий подход к освоению изучаемых в процессе исследования дисциплин, что значительно повышает качество образовательного процесса и уровень усвоения компетенций.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Развитие у студентов УУД ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания. Умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться. Обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Технология проектной деятельности является эффективным средством развития УУД при изучении курса «Математика».

Развитие УУД проектной деятельностьюРазвитие УУД проектной деятельностью

Развитие УУД проектной деятельностьюРазвитие УУД проектной деятельностью

Развитие УУД проектной деятельностьюРазвитие УУД проектной деятельностью

Развитие УУД проектной деятельностью

© 2010-2022