Конспект урока по теме Понятие производной

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема урока: «Понятие производной»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • Образовательные: изучить задачи, приводящие к понятию производной; определить новую математическую модель; добиться понимания геометрического и физического аспектов вопроса

  • Воспитательные: продолжить воспитывать познавательную активность, самостоятельность, диалоговую культуру, интерес к предмету, поисково-познавательную деятельность.

  • Развивающие: развивать умение интегрировать знания из курсов математики и физики и применять их на практике; продолжить развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, математическую логику и речь, внимание и кругозор учащихся.

Оборудование: мультимедиа проектор, учебник под редакцией А.Г.Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 класс (базовый уровень)

Методы обучения: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Актуализация и проверка усвоения изученного материала(5-6 мин.)

III. Устная работа класса (5-7 мин.)

IV. Изучение нового материала (20-25 мин.)

V. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

VI. Домашнее задание (1-2 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Приветствие класса учителем;

отмечает с дежурными отсутствующих.

Приветствие классом учителя;
подготовка доски;
дежурные отмечают отсутствующих, вместе с учителем.

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Проверка домашнего задания.

Решение у доски задач, которые вызвали затруднения при работе дома.

  1. Устная работа класса

1.Дайте определение предела функции на бесконечности. Геометрический смысл. (Графики на интерактивной доске Слайд №2)

Конспект урока по теме Понятие производной

2.Дайте определение предела функции в точке. Какая функция называется непрерывной в точке?

3.Дайте определение приращения аргумента и приращения функции.


1. Пусть дана функция Конспект урока по теме Понятие производной , в области определения которой содержится луч [а; Конспект урока по теме Понятие производной), и пусть прямая у = b является горизонтальной асимптотой графика функции Конспект урока по теме Понятие производной: Конспект урока по теме Понятие производной. И говорят: предел функции Конспект урока по теме Понятие производной при стремлении х к плюс бесконечности равен b) Если же дана функция Конспект урока по теме Понятие производной , в области определения которой содержится луч (-Конспект урока по теме Понятие производной; а], и прямая у = b является горизонтальной асимптотой графика функции Конспект урока по теме Понятие производной, то в этом случае: Конспект урока по теме Понятие производной. И говорят, что предел функции Конспект урока по теме Понятие производной при стремлении х к минус бесконечности равен b)

2. Число b называют пределом функции Конспект урока по теме Понятие производной при стремлении х к а, Конспект урока по теме Понятие производной = b Конспект урока по теме Понятие производной

Функцию Конспект урока по теме Понятие производной называют непрерывной в точке х = а, если выполняется соотношение Конспект урока по теме Понятие производной

3.Пусть функция Конспект урока по теме Понятие производной определена в точках Конспект урока по теме Понятие производной и Конспект урока по теме Понятие производной. Разность Конспект урока по теме Понятие производной называют приращением аргумента (при переходе от точки Конспект урока по теме Понятие производной к Конспект урока по теме Понятие производной), а разность Конспект урока по теме Понятие производной называют приращением функции.

  1. Изучение нового материала

Понятие предела имеет большой философский смысл. Окружающий нас мир бесконечен, бесконечны пространство и время. Если какое-либо явление можно описать некоторым законом, т. е. функцией, то предел этой функции на бесконечности может нам многое «рассказать» о будущем этого явления.

С понятием предела непосредственно связано понятие производной. Различные задачи из различных областей знания приводят к одной и той же математической модели - пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремиться к нулю.

(Слайд 3) Впервые название этой модели и ее обозначение ввел немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1675 году - основоположник дифференциального и интегрального исчисления. Лейбниц был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем. Он в 1700 году организовал академию в Берлине, он же рекомендовал Петру I организовать академию в России. При организации Петербургской Академии наук в 1725 г. пользовались планами Лейбница.

Рассмотрим задачи, приводящие к понятию производной:

Задача о скорости движения. (Слайд 4)

Рассмотрим прямолинейное движение некоторого тела. Закон движения задан формулой S = S(t), Конспект урока по теме Понятие производной т.е. каждому моменту времени t соответствует определённое значение пройденного пути S. Найти скорость движения тела в момент времени t.

Решение: Пусть в момент времени t тело находится в точке М.

Дадим аргументу t приращение Δt, за это время тело переместится в некоторую точку Р, т.е. пройдёт путь ΔS.

Итак, за время Δt тело прошло путь ΔS.

Что можно найти, зная эти два значения?

Конспект урока по теме Понятие производной, т.е. среднюю скорость движения тела за промежуток времени Конспект урока по теме Понятие производной.

Средней скоростью движения тела называется отношение пройденного пути ко времени, в течение которого этот путь пройден.

В физике часто идёт речь о скорости v(t), т.е. скорости в определённый момент времени t, часто её называют мгновенной скоростью.(Слайд 5)

Можно рассуждать так: мгновенную скорость получим если ΔtКонспект урока по теме Понятие производной, т.е. Δt выбирается всё меньше и меньше, т.е. Конспект урока по теме Понятие производной

Физический смысл производной заключается в том, что мгновенная скорость - это производная пути по времени: v = S (t)

Еще одна задача, приводящая к понятию производной, - задача о касательной к графику функции Конспект урока по теме Понятие производной.

(Слайд 6)

Рассмотрим график непрерывной функции и проведем в точке А секущую и касательную к графику

Конспект урока по теме Понятие производной

(Слайд 7)

Прямая АВ - секущая, ee уравнение y = kсекх +b, где kсек - угловой коэффициент секущей,

kсек =∆y/∆x = tg αсек, где αсек - угол наклона секущей (отсчитывается от положительного направления оси Ох против часовой стрелки).

Пусть ∆х стремится к нулю, тогда секущая стремится к своему предельному положению - к касательной в точке А, т. е. угловой коэффициент касательной равен пределу углового коэффициента секущей: Конспект урока по теме Понятие производной= kкас, причем kкас = tg α, где α - это угол наклона касательной, отсчитываемый от положительного направления оси Ох.

Значит, kкас = tg α = Конспект урока по теме Понятие производной

(Слайд 8)

Геометрический смысл производной заключается в том, что угловой коэффициент или тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке с абсциссой равен производной функции в этой точке: kкас = tg α = f ()

Итак, две различные задачи привели к одной и той же математической модели - пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю. Многие задачи физики, химии, экономики

и т. д. приводят в процессе решения к такой же модели. Значит, эту математическую модель надо специально изучить.

Итак, введем понятие производной: (Слайд 9)

Пусть функция Конспект урока по теме Понятие производной определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку Конспект урока по теме Понятие производной. Дадим аргументу приращение Конспект урока по теме Понятие производной такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции Конспект урока по теме Понятие производной (при переходе от точки Конспект урока по теме Понятие производной к точке Конспект урока по теме Понятие производной) и составим отношение Конспект урока по теме Понятие производной. Если существует предел этого отношения при Конспект урока по теме Понятие производной, то указанный предел называют производной функции Конспект урока по теме Понятие производной в точке Конспект урока по теме Понятие производной и обозначаютКонспект урока по теме Понятие производной (Конспект урока по теме Понятие производной). Итак, Конспект урока по теме Понятие производной.

Обозначается Конспект урока по теме Понятие производной или Конспект урока по теме Понятие производной, где df - дифференциал функции, dx - дифференциал аргумента (дифференциал - бесконечно малое приращение).

Если функция имеет производную в точке хо, то ее называют дифференцируемой в точке хо. Процедуру нахождения производной функции называют дифференцированием функции.

Ученики слушают учителя

  1. Подведение итогов

- Урок подходит к концу, давайте повторим, кто является основоположником дифференциального и интегрального исчисления?

- С помощью каких задач мы пришли к понятию производной?

- Что называется производной функции?

- Что называется дифференцированием функции?

Дети отвечают на вопрос учителя.

  1. Домашнее задание

Запишите домашнее задание и можете быть свободны:

§26, № 26.20, 26.21, 26.22.

Конспект урока по теме Понятие производной

Конспект урока по теме Понятие производной

Конспект урока по теме Понятие производной

Конспект урока по теме Понятие производной

Конспект урока по теме Понятие производной

Конспект урока по теме Понятие производной

Дети записывают домашнее задание и прощаются с учителем






















© 2010-2022