Проект. Методика преподавания математики в школе в современных условиях

 ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Материалы региональной научно-практической конференции.Ответственный редактор: Долженко И.В., заведующий кафедрой, профессор кафедры естественно-математического образования АУ «Институт развития образования», к.ф.-м.н., доцент. П78 Проблемы школьного математического образования в современных условиях: Материалы региональной научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 18 апреля 2013 г.): в 2-х ч.: Ч. I / Под ред. И.В. Дол...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика преподавания математики в школе в современных условиях.

Проект-это черновик будущего.

Иной раз проект требует сотни черновиков.

Жюль Ренар.

Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед школьным образованием новые задачи. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у обучающихся системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности. Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование его в школьной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы обучающихся и получить ощутимый результат. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. В исследовательской деятельности образовательных учреждений мы используем основные компоненты метода проекта:

1. Проблема, на решение которой направлен проект;

2. Цель проекта;

3. Задачи проекта;

4. Этапы проектной деятельности;

5. Прогнозируемые результаты проекта;

6. Практическое применение проекта.

Результативностью проекта является оценка конечного продукта и рефлексия промежуточных результатов обучающихся. Рефлексия способствует к осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств как ответственность, настойчивость, инициативность коммуникабельность и др. Ребѐнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Проект «Проценты в нашей жизни» направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания, включающие в себя чѐткое и компактное изложение теории; рассмотрение решения задач на проценты различного уровня сложности; задачи для самостоятельного решения; применение формул вычисления процентов в жизни. Исследования учащихся складываются из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу - от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности. За время выполнения проекта учащиеся должны самостоятельно ответить на учебные вопросы. Варианты работы по группам: составление презентации, составление практических рекомендаций, интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности, анализ полученной информации. Работа построена по принципу - от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.

Цель проекта: научить детей использовать знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Проект предполагает сбор и анализ данных, их представление в четком визуальном виде. Он направлен на формирование понимания содержательного смысла термина «процент», на формирование понимания оборотов речи с этим термином. Задачи проекта:

Научить решать основные задачи на проценты;

Привить учащимся основы экономической грамотности;

Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты.

Этапы работы над проектом. Работа над проектом выполняется в рамках предмета математики. Но для его успешной реализации потребуется соединение компетентностей в различных областях: социальный опыт, сфера самостоятельной деятельности, культурно-досуговая деятельность, ИКТ и другое.

1 этап подготовительный или погружение в тему (формулирование темы, основополагающего и проблемных вопросов, создание групп, определение темы проекта, выдвижение гипотез). 2 этап реализация проекта (работа в группах, сбор и обработка информации, создание презентации, буклета, диаграммы учащимися). 3 этап защита проекта (представление презентации, буклета, выводы, оценка, награждение).

Предлагаемый проект «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. В ходе реализации проекта мы показали, что процент постоянный спутник нашей жизни.

В рамках реализации проекта могут использоваться презентации: «Где родился процент» знакомство с исторической справкой о процентах, получить дополнительные сведения из области биологии поможет презентация «Виртуальная экспедиция», а на вопрос «Есть ли альтернатива процентам?» ответит презентация «Чудо проценты». Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вигдорчик, Е.А. Элементарная математика в экономике и бизнесе / Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. - М., 1997.

2. Глейзер, Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

3. Липсиц, И.В. Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, 1994.

4. Ганенкова, И.С. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006.

5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». №46, 1998.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск) KM.ru

7. historic.ru/books/item/

8. slovari.yandex.ru

9. school-sector.relarn.ru


© 2010-2022