- Преподавателю
- Математика
- Методический материал Полезные подсказки
Методический материал Полезные подсказки
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фазлутдинова Н.Ф. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
ПОЛЕЗНЫЕ ПОДСКАЗКИ |
Просто о главном. Пособие для учащихся. |
Методическая разработка Фазлутдиновой Назифы Фаильевны, учителя математики МКОУ «Ишимская ООШ» Новосибирская область Чистоозерный район
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ
Признак
делимости на
Число делится «на», если
Делятся
Не делятся
2
оно оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8)
148; 10006; 74; 270
43; 1225; 1007
10
оно оканчивается нулём
20; 69800; 430
255; 6631; 14; 87
5
оно оканчивается 0 или 5
2205; 980; 70; 9875
2201; 987; 74; 552
3
сумма цифр числа делится на 3
411(4+1+1=6); 1002; 81; 111000
751; 33800; 80821
9
сумма цифр числа делится на 9
1260; 6039; 70704
111115; 120; 30305
РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОСТЫЕ МНОЖИТЕЛИ
Разложить число на простые множители - значит представить его в виде произведения простых чисел.
75 = 5∙5∙3
-
28 = 2∙2∙7; 2) 363 = 3∙11∙11; 3) 264 = 2∙2∙2∙3∙11
Ход работы в примере 3): 264 2
264 : 2 = 132 132 2
13 2 : 2 = 66 66 2
66 : 2 = 33 33 3
33 : 3 = 11 11 11
11 : 1 1= 1 делители - только простые числа
НОК и НОД (наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель)
НОД (63и98) = 7 НОД(120и45) = 5∙3=15
63 3 98 2 120 5 45 5
21 3 49 7 24 2 9 3
7 7 7 7 12 2 3 3
63=3∙3∙7 98=2∙7∙7 6 2 120=5∙2∙2∙2∙3; 45= 5∙3∙3
3 3
НОК(15и20) = (5∙3)∙2∙2=60 НОК(12и40) = (2∙3∙2)∙5∙2=120
15 5 20 2 нет в разложе- 12 2 40 2 нет в раз-
3 3 10 2 нии 15 6 2 - 5 ложении 12
5 5 3 3 4 2
2 2
СОКРАЩЕНИЕ ДРОБЕЙ
Чтобы сократить дробь, нужно и числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.
(сократили на 5)
= (сократили на 2)
= (сокр. на 10) = (сокр. на 2)
, , ─ несократимые дроби
ПРИВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Любые две дроби можно привести к общему (одинаковому) знаменателю. Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю (НОЗ). НОЗ = НОК знаменателей
3
2Привести к общему знаменателю дроби:
-
и ; а) НОК(9и 6)=18; б) 18:9=2, 18:6=3 ( 2 и 3 - дополнительные мно -
жители)
в) умножаем на дополнительные множители и числители и
знаменатели данных дробей.
Ответ: и → и
4
5
-
и ; а) НОК(12 и 15)=60; б)60:12=5, 60:15=4 (5 и 4 - дополн. множ.)
в) см.пример 1.
Ответ: и → и
СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Чтобы сравнить, сложить или вычесть обыкновенные дроби, надо:
-
привести дроби к общему знаменателю;
-
сравнить, сложить или вычесть числители новых дробей, оставляя их знаменатели без изменения.
9
7
-
Сравнить: и ; а) НОЗ (9и7)=63; б) = ; = ; в) › → ›
2
3
3
3
2Вычислить: + ( НОЗ(10и15) = 30 ← в уме ) = + =
Вычислить: - ( НОЗ (12и8) = 24 ← в уме ) = - =
2
3
ЗАПИСЬ: + = = =
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ
3
2
3Для сложения и вычитания смешанных чисел нужно отдельно сложить целые и дробные части компонентов.
-
+ = = = ← в ответе дробь должна быть правильной
3
7
-
-1 = = 4 = 4 ← в ответе дробь должна быть несокра-
тимой
2
3БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ
-
3 - = ← ? (9 11) : занимаем у 2 целых 1 и дробим её на , которые добавляем к дробной части, имеем: = =
1 = = = …… = = …… = = …… = = ….
УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
-
Для умножения обыкновенных дробей нужно перемножить их числители и их знаменатели.
-
Если возможно сокращение - его надо выполнить, это облегчит вычисления.
-
При умножении смешанных и целых чисел их заменяют неправильными дробями.
-
∙ = =
-
2 ∙ = = = = 1
-
7 ∙ = ∙ = = 4
ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Деление обыкновенных дробей можно заменить умножением на «перевёрнутую» дробь.
Шаги деления обыкновенных дробей:
-
преобразовать пример: : (все компоненты - дроби)
-
заменить: : = ∙
-
выполнить умножение
-
: = ∙ = = = 1 ;
-
: 6 = : = ∙ = =
НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА
всё целое
(знаем)
дробь
(?)
Задача. В книге 140 страниц. Андрей прочитал 0,3 этой книги. Сколько страниц прочитал Андрей?
Решение
0,3 от 140 стр. ; 140 ∙ 0,3 = 42 (стр.)
Ответ: Андрей прочитал 42 страницы.
НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ
дробь
(знаем)
всё целое
(?)
Задача. Девочка прошла на лыжах 300 метров, что составляет дистанции. Какова длина дистанции?
Решение
300 м сост. дистанции; 300 : = ∙ = = 800 (м)
Ответ: длина дистанции 800 метров.
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
-
2 : 48; 36 : 1,8; х : 15 - отношения.
-
Пропорция - равенство двух отношений.
-
12 : 6 = 100 : 50 12 и 50 - крайние члены
6 и 100 - средние члены
=
-
Основное свойство пропорции: если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции: 12 : 6 = 100 : 50; → 12 ∙ 50 = 6 ∙ 100 = 600;
-
Решение уравнений
= 10 : Х = 2,5 : 5
0,4 ∙х = 2∙ 5 2,5Х = 10 ∙ 5
0,4х = 10; х = 10 : 0,4 = 100:4=25 ; Х = 25 2,5Х = 50; Х = 50 : 2,5 = 500 : 25; Х = 20
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ. ПЛОЩАДЬ КРУГА.
C - длина окружности; S - площадь круга;
∏(пи) ≈ 3,1415926536… (3,14); R(r)-радиус;
C = 2∏R S = ∏
Задача Найти длину окружности и площадь круга с радиусом 5 см.
Решение
-
r = 2 ∙ 3,14 ∙5 = 6,28 ∙ 5 = 31,4(см)
-
= 3,14 ∙ = 3,14 ∙ 25 = 78,5()
Окружность - линия, Круг - часть плоскости
КРУГ
КООРДИНАТЫ НА ПРЯМОЙ. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА.
0
1
-5
-1
2
3
5
4
-2
-3
-4
A
C
1.
В(-5); А(2); С(3,4) - координаты точек
2. противоположные числа: 2 и-2; 5 и-5; -135 и 135; -2,3 и 2,3
3. а - модуль числа а
│а│ = а, если а ≥ 0 → │9│ = 9; │138│ = 138; │0│ = 0
│а│ = -а, если а ≤ 0 → │-5│ = 5; │-18│ = 18
Модуль числа не может быть отрицательным!
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
0
1
-5
-1
-
Из двух чисел всегда больше то, которое расположено на числовой прямой правее:
21 › -40; 18 › 11; -2 › -2339.
-
Любое положительное число всегда больше
отрицательного: 0,12 › -743; 1 › -5
-
Любое положительное число больше нуля, а любое отрицательное меньше нуля: 25 › 0; 0 ‹ 987; 0 › -45; -2,47 ‹ 0
-
Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше:
-287 ‹ -5; -18 › -35; -100 ‹ -1
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
1. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и в ответе поставить знак «-«:
(-5) + (-11) = -16; -100 + (2,9) = -102,9
2. Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и в ответе поставить знак слагаемого с большим модулем:
25 + (-8) = 17 |25| › |-8| → в ответе знак «+»
-25 + 8 = -17; |-25| › |8| → в ответе знак «-«
3. Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а) -6 - 10 = -6 + (-10) = -16; б) 2 - (-3) = 2 + 3 = 5; в) -1 - (-5) = -1 + 5 = 4;
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
-
МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИМОЕ)
МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИТЕЛЬ)
ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ЧАСТНОЕ)
+ / +
+ / +
+ / +
+ / +
- / -
- / -
- / -
+ / +
- / -
- / -
- / -
+ / +
ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ
Подобные слагаемые - это слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть: 25х и 0,4х; 8 m и 100m; 6 а и 7,11а
Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть
-
6х - 2х + 4х = 8х
6 - 2 + 4 = 8
-
18а + 10а - а = 27а
18 + 10 - 1 = 27
-
5а - у + 11у - 9а - 2а = -6а + 10у
5 - 9 - 2 = -6; -1 + 11 = 10
РАСКРЫТИЕ СКОБОК
«+»
оставляй знак!Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», нужно убрать скобки, оставив все слагаемые в скобках со своими знаками (если перед первым слагаемым в скобке знака нет, то подразумевается «+»).
-
(-21х + 47 - 5х) = -21х + 47 - 5х = -26х + 47;
-
11а + (5у + 5х - 5а) = 11а + 5у + 5х - 5а = 6а + 5х + 5у;
«-»
меняй знак!Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», нужно убрать скобки, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные.
-
- (-21х + 47 - 5х) = 21х - 47 + 5х = 26х - 47;
-
11а - (5у + 5х - 5а) = 11а - 5у - 5х + 5а = 16а -5у - 5х.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Уравнения решаются по следующему алгоритму
Дано уравнение
7х - (12 + 3х) = 4(х - 3) - 2х + 10
Раскрыть скобки
7х - 12 - 3х = 4х - 12 - 2х + 10
Перенести в левую часть уравнения неизвестные слагаемые, а в правую - известные (при переносе поменять знак!)
7х - 3х - 4х + 2х = -12 + 10 + 12
Привести подобные слагаемые
2х = 10
Найти корень уравнения
Х = 10 : 2
Х = 5
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
Точка М (3;2):
3 - абсцисса т.М, 2 - ордината т.М
0
1
-5
-1
2
3
5
4
-2
-3
-4
M (3;2)
B (-4;3)
A (5;0)
1
2
3
4
-1
-2
-3
-4
C (0;-3)
x
y
ось абсцисс
ось ординат
-
Как найти т.М (3;2) - три шага:
-
(0;0) - отправная точка
-
Ход по оси X (горизонтальная): для М на 3 единицы вправо
-
Ход по оси Y (вертикальная): для М на 2 единицы вверх
-