Методический материал Полезные подсказки

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки

ПОЛЕЗНЫЕ ПОДСКАЗКИ

Просто о главном. Пособие для учащихся.

Методическая разработка Фазлутдиновой Назифы Фаильевны, учителя математики МКОУ «Ишимская ООШ» Новосибирская область Чистоозерный район



ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ

Признак

делимости на

Число делится «на», если

Делятся

Не делятся

2

оно оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8)

148; 10006; 74; 270

43; 1225; 1007

10

оно оканчивается нулём

20; 69800; 430

255; 6631; 14; 87

5

оно оканчивается 0 или 5

2205; 980; 70; 9875

2201; 987; 74; 552

3

сумма цифр числа делится на 3

411(4+1+1=6); 1002; 81; 111000

751; 33800; 80821

9

сумма цифр числа делится на 9

1260; 6039; 70704

111115; 120; 30305





РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОСТЫЕ МНОЖИТЕЛИ

Разложить число на простые множители - значит представить его в виде произведения простых чисел.

75 = 5∙5∙3

  1. 28 = 2∙2∙7; 2) 363 = 3∙11∙11; 3) 264 = 2∙2∙2∙3∙11

Ход работы в примере 3): 264 2

264 : 2 = 132 132 2

13 2 : 2 = 66 66 2

66 : 2 = 33 33 3

33 : 3 = 11 11 11

11 : 1 1= 1 делители - только простые числа

НОК и НОД (наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель)

НОД (63и98) = 7 НОД(120и45) = 5∙3=15

63 3 98 2 120 5 45 5

21 3 49 7 24 2 9 3

7 7 7 7 12 2 3 3

63=3∙3∙7 98=2∙7∙7 6 2 120=5∙2∙2∙2∙3; 45= 5∙3∙3

3 3

НОК(15и20) = (5∙3)∙2∙2=60 НОК(12и40) = (2∙3∙2)∙5∙2=120

15 5 20 2 нет в разложе- 12 2 40 2 нет в раз-

3 3 10 2 нии 15 6 2 - 5 ложении 12

5 5 3 3 4 2

2 2



СОКРАЩЕНИЕ ДРОБЕЙ

Чтобы сократить дробь, нужно и числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.

Методический материал Полезные подсказки(сократили на 5)

Методический материал Полезные подсказки= Методический материал Полезные подсказки (сократили на 2)

Методический материал Полезные подсказки= Методический материал Полезные подсказки (сокр. на 10) = Методический материал Полезные подсказки(сокр. на 2)

Методический материал Полезные подсказки, Методический материал Полезные подсказки , Методический материал Полезные подсказки ─ несократимые дроби

ПРИВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ

Любые две дроби можно привести к общему (одинаковому) знаменателю. Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю (НОЗ). НОЗ = НОК знаменателей

3

2Привести к общему знаменателю дроби:

  1. Методический материал Полезные подсказкии Методический материал Полезные подсказки ; а) НОК(9и 6)=18; б) 18:9=2, 18:6=3 ( 2 и 3 - дополнительные мно -

жители)

в) умножаем на дополнительные множители и числители и

знаменатели данных дробей.

Ответ: Методический материал Полезные подсказки и Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки и Методический материал Полезные подсказки

4

5

  1. Методический материал Полезные подсказкии Методический материал Полезные подсказки ; а) НОК(12 и 15)=60; б)60:12=5, 60:15=4 (5 и 4 - дополн. множ.)

в) см.пример 1.

Ответ: Методический материал Полезные подсказки и Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки и Методический материал Полезные подсказки

СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

Чтобы сравнить, сложить или вычесть обыкновенные дроби, надо:

  • привести дроби к общему знаменателю;

  • сравнить, сложить или вычесть числители новых дробей, оставляя их знаменатели без изменения.

9

7

  1. Сравнить: Методический материал Полезные подсказки и Методический материал Полезные подсказки ; а) НОЗ (9и7)=63; б) Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки ; Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки; в) Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки

2

3

3

3

2Вычислить: Методический материал Полезные подсказки + Методический материал Полезные подсказки ( НОЗ(10и15) = 30 ← в уме ) = Методический материал Полезные подсказки + Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки

Вычислить: Методический материал Полезные подсказки - Методический материал Полезные подсказки ( НОЗ (12и8) = 24 ← в уме ) = Методический материал Полезные подсказки - Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки

2

3

ЗАПИСЬ: Методический материал Полезные подсказки + Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ

3

2

3Для сложения и вычитания смешанных чисел нужно отдельно сложить целые и дробные части компонентов.

  1. Методический материал Полезные подсказки+ Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки ← в ответе дробь должна быть правильной

3

7

  1. Методический материал Полезные подсказки -1 Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = 4 Методический материал Полезные подсказки = 4 Методический материал Полезные подсказки ← в ответе дробь должна быть несокра-

тимой

2

3БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ

  1. 3 Методический материал Полезные подсказки - Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки ← ? (9 Методический материал Полезные подсказки 11) : занимаем у 2 целых 1 и дробим её на Методический материал Полезные подсказки , которые добавляем к дробной части, имеем: Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки

1 = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = …… = Методический материал Полезные подсказки = …… = Методический материал Полезные подсказки = …… = Методический материал Полезные подсказки = ….

УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

  • Для умножения обыкновенных дробей нужно перемножить их числители и их знаменатели.

  • Если возможно сокращение - его надо выполнить, это облегчит вычисления.

  • При умножении смешанных и целых чисел их заменяют неправильными дробями.



  1. Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки= Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки



  1. 2 Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = 1 Методический материал Полезные подсказки



  1. 7 ∙ Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = 4 Методический материал Полезные подсказки

ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

Деление обыкновенных дробей можно заменить умножением на «перевёрнутую» дробь.

Шаги деления обыкновенных дробей:

  1. преобразовать пример: Методический материал Полезные подсказки : Методический материал Полезные подсказки (все компоненты - дроби)

  2. заменить: Методический материал Полезные подсказки : Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки

  3. выполнить умножение



  1. Методический материал Полезные подсказки: Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = 1 Методический материал Полезные подсказки;



  1. Методический материал Полезные подсказки: 6 Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки : Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки



НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА

всё целое

(знаем)

дробь

(?)



Задача. В книге 140 страниц. Андрей прочитал 0,3 этой книги. Сколько страниц прочитал Андрей?

Решение

0,3 от 140 стр. ; 140 ∙ 0,3 = 42 (стр.)

Ответ: Андрей прочитал 42 страницы.

НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ

дробь

(знаем)

всё целое

(?)



Задача. Девочка прошла на лыжах 300 метров, что составляет Методический материал Полезные подсказки дистанции. Какова длина дистанции?

Решение

300 м сост. Методический материал Полезные подсказки дистанции; 300 : Методический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки = Методический материал Полезные подсказки = 800 (м)

Ответ: длина дистанции 800 метров.

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ



  1. 2 : 48; 36 : 1,8; х : 15 - отношения.

  2. Пропорция - равенство двух отношений.

  3. 12 : 6 = 100 : 50 12 и 50 - крайние члены

6 и 100 - средние члены

Методический материал Полезные подсказки= Методический материал Полезные подсказки

  1. Основное свойство пропорции: если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции: 12 : 6 = 100 : 50; → 12 ∙ 50 = 6 ∙ 100 = 600;

  2. Решение уравнений

Методический материал Полезные подсказки= Методический материал Полезные подсказки 10 : Х = 2,5 : 5

0,4 ∙х = 2∙ 5 2,5Х = 10 ∙ 5

0,4х = 10; х = 10 : 0,4 = 100:4=25 ; Х = 25 2,5Х = 50; Х = 50 : 2,5 = 500 : 25; Х = 20

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ. ПЛОЩАДЬ КРУГА.

C - длина окружности; S - площадь круга;

∏(пи) ≈ 3,1415926536… (3,14); R(r)-радиус;

C = 2∏R S = ∏Методический материал Полезные подсказки

Задача Найти длину окружности и площадь круга с радиусом 5 см.

Решение

  1. Методический материал Полезные подсказкиr = 2 ∙ 3,14 ∙5 = 6,28 ∙ 5 = 31,4(см)

  2. Методический материал Полезные подсказкиМетодический материал Полезные подсказки= 3,14 ∙ Методический материал Полезные подсказки = 3,14 ∙ 25 = 78,5(Методический материал Полезные подсказки)

Окружность - линия, Круг - часть плоскости

КРУГ

КООРДИНАТЫ НА ПРЯМОЙ. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА.

0

1

-5

-1

2

3

5

4

-2

-3

-4

A

C

1.

В(-5); А(2); С(3,4) - координаты точек

2. противоположные числа: 2 и-2; 5 и-5; -135 и 135; -2,3 и 2,3

3. а - модуль числа а

│а│ = а, если а ≥ 0 → │9│ = 9; │138│ = 138; │0│ = 0

│а│ = -а, если а ≤ 0 → │-5│ = 5; │-18│ = 18

Модуль числа не может быть отрицательным!

СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ

0

1

-5

-1





  1. Из двух чисел всегда больше то, которое расположено на числовой прямой правее:

21 › -40; 18 › 11; -2 › -2339.

  1. Любое положительное число всегда больше

отрицательного: 0,12 › -743; 1 › -5

  1. Любое положительное число больше нуля, а любое отрицательное меньше нуля: 25 › 0; 0 ‹ 987; 0 › -45; -2,47 ‹ 0

  2. Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше:

-287 ‹ -5; -18 › -35; -100 ‹ -1

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

1. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и в ответе поставить знак «-«:

(-5) + (-11) = -16; -100 + (2,9) = -102,9

2. Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и в ответе поставить знак слагаемого с большим модулем:

25 + (-8) = 17 |25| › |-8| → в ответе знак «+»

-25 + 8 = -17; |-25| › |8| → в ответе знак «-«

3. Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а) -6 - 10 = -6 + (-10) = -16; б) 2 - (-3) = 2 + 3 = 5; в) -1 - (-5) = -1 + 5 = 4;

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИМОЕ)

МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИТЕЛЬ)

ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ЧАСТНОЕ)

+ / +

+ / +

+ / +

+ / +

- / -

- / -

- / -

+ / +

- / -

- / -

- / -

+ / +





ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ

Подобные слагаемые - это слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть: 25х и 0,4х; 8 m и 100m; 6 Методический материал Полезные подсказкиа и 7,11а

Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть

  • 6х - 2х + 4х = 8х

6 - 2 + 4 = 8



  • 18а + 10а - а = 27а

18 + 10 - 1 = 27



  • 5а - у + 11у - 9а - 2а = -6а + 10у

5 - 9 - 2 = -6; -1 + 11 = 10



РАСКРЫТИЕ СКОБОК

«+»

оставляй знак!Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», нужно убрать скобки, оставив все слагаемые в скобках со своими знаками (если перед первым слагаемым в скобке знака нет, то подразумевается «+»).

  • (-21х + 47 - 5х) = -21х + 47 - 5х = -26х + 47;

  • 11а + (5у + 5х - 5а) = 11а + 5у + 5х - 5а = 6а + 5х + 5у;

«-»

меняй знак!Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», нужно убрать скобки, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные.

  • - (-21х + 47 - 5х) = 21х - 47 + 5х = 26х - 47;

  • 11а - (5у + 5х - 5а) = 11а - 5у - 5х + 5а = 16а -5у - 5х.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Уравнения решаются по следующему алгоритму

Дано уравнение

7х - (12 + 3х) = 4(х - 3) - 2х + 10

Раскрыть скобки

7х - 12 - 3х = 4х - 12 - 2х + 10

Перенести в левую часть уравнения неизвестные слагаемые, а в правую - известные (при переносе поменять знак!)

7х - 3х - 4х + 2х = -12 + 10 + 12

Привести подобные слагаемые

2х = 10

Найти корень уравнения

Х = 10 : 2

Х = 5



КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ

Точка М (3;2):

3 - абсцисса т.М, 2 - ордината т.М

0

1

-5

-1

2

3

5

4

-2

-3

-4

M (3;2)

B (-4;3)

A (5;0)

1

2

3

4

-1

-2

-3

-4

C (0;-3)

x

y

ось абсцисс

ось ординат






  1. Как найти т.М (3;2) - три шага:

    1. (0;0) - отправная точка



    1. Ход по оси X (горизонтальная): для М на 3 единицы вправо



    1. Ход по оси Y (вертикальная): для М на 2 единицы вверх

© 2010-2022