- Преподавателю
- Математика
- Выступление на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Выступление на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадрякова Т.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ на уроке математики.
Кадрякова Татьяна Анатольевна,
МБОУ «Латышовская СОШ»
Смена исторических эпох определяется
сменой коммуникационных технологий.
Герберт Маршалл Маклюэн
Современные информационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Поставлена задача их использование на уроках, начиная с начальной школы. С целью повышения качества знаний на уроках математики приоритетным считаю в своей педагогической деятельности использование информационно-коммуникационной технологии. В качестве аргумента при выборе данной технологии, мне хотелось бы привести слова Н.Д. Угриновича, что для жизни в информационном обществе, необходимо овладеть знаниями и умениями в области информационных технологий.
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Осенью 2009 года в нашу школу поступил долгожданный комплект мультимедийной техники состоящий из проектора и интерактивной доски. Это стало настоящим событием не только для школы. Не буду рассказывать, как я работала до того... Вместе с инициативной группой из учащихся 10-11 классов комплект был установлен и "запущен" в учебно-воспитательный процесс
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет закончить решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке нужно стараться чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использовать упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
По данным известных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Внедрение и использование информационных технологий - проблема многих учителей-предметников. Как ни странно, большинство о ней даже и не подозревает, будучи не в состоянии оторваться от традиционного взгляда на преподавание.
Новые информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частности способны в немалой степени и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, в конце концов, разнообразить сероватые школьные будни.
Представьте хотя бы, что в вашем распоряжении есть легко адаптируемая к конкретному классу библиотека тестов, которые в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раздать учащимся, а затем в считанные минуты проверить.
Мультимедийная система обеспечивает:
-
наглядность подачи материала, в том числе за счет звука и движения;
-
ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
-
реализацию задач на стыке дисциплин, предметов разных циклов;
-
свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания конкретным учителем;
-
последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания электронных наглядных пособий.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
И все это работает на систематизацию знаний учащихся.
Современный учитель просто обязан овладеть современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребенка - право на качественное образование, что в нынешних условиях дается далеко не просто.
Конечно, по ходу работы, у меня возникало довольно много вопросов. Как подготовить дидактический материал; как органично включить в уже готовые, годами проверенные схемы урока новые компьютерные элементы; как в короткий срок овладеть новой, скажем, не самой простой техникой так, чтобы чувствовать себя хозяином положения.
Мой опыт работы позволяет мне со всей ответственностью заявить, что все эти вопросы можно решить. Но, особенно поначалу, это требует изрядных затрат времени и сил. И не только учителя-предметника, но и других членов школьного коллектива. Видимо, уместно говорить о необходимости создания некоей, инициативной группы при внедрении такой технологии преподавания в школе. Тем не менее никаких затрат не жалко; когда речь идет о существенном улучшении организации учебного процесса. И только когда видишь горящие глаза учеников, с увлечением созидающих компьютерные слайды для завтрашнего урока в своем же классе, начинаешь не просто понимать, но чувствовать, что стоит за этими самыми принципами. Здесь и систематизация знаний самих учащихся, занимающихся разработкой и эксплуатацией таких программ, и совместное творчество учителей и школьников, поскольку без грамотной постановки тут не обойтись, и колоссальное облегчение.
"Наглядность", "эмоциональность", "эстетика" - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.п. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются и вполне можно говорить о принципиально новых открывающихся горизонтах преподавания, расширяющих наши возможности в достижении конечного результата - качестве образования.
Не на каждом уроке можно применить формулу математика + информатика + ИКТ. Трудности с этим я испытала в 7 и 8 классах, а вот в 5 и 6 классах оказалась благодатная почва, тем более в этом возрасте у учащихся, я отмечаю, гиперинтерес ко всему новому, особенно к компьютеру. Вашему вниманию предлагаю урок - презентацию в 6 классе по теме "Рациональные числа"
Учителя, разумеется, поначалу вынуждены тратить довольно много времени на подготовку. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что
-
это делается раз и навсегда;
-
материал усваивается учащимися значительно лучше;
-
на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.
Тут уже начинает играть роль феномен не школьников, а учителей. Те, кому довелось хоть раз в своей учительской жизни увидеть горящие глаза детей, ловящих каждое твое слово, поймут, что ради этого (я повторюсь) не жалко никаких дополнительных временных затрат.
Использованная литература:
-
Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. - Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
-
Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. - Математика. - 2002. - №7. - С 26-29
-
Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. - Информатика. - 2005. - №6. - С 26-29
-
Информатика в школе №6, 2002 г.
-
Информатика в школе №16, 2002 г.
-
Информатика в школе №23, 2002 г.