Выступление на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроке математики.


Кадрякова Татьяна Анатольевна,

МБОУ «Латышовская СОШ»

Смена исторических эпох определяется

сменой коммуникационных технологий.

Герберт Маршалл Маклюэн

Современные информационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Поставлена задача их использование на уроках, начиная с начальной школы. С целью повышения качества знаний на уроках математики приоритетным считаю в своей педагогической деятельности использование информационно-коммуникационной технологии. В качестве аргумента при выборе данной технологии, мне хотелось бы привести слова Н.Д. Угриновича, что для жизни в информационном обществе, необходимо овладеть знаниями и умениями в области информационных технологий.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Осенью 2009 года в нашу школу поступил долгожданный комплект мультимедийной техники состоящий из проектора и интерактивной доски. Это стало настоящим событием не только для школы. Не буду рассказывать, как я работала до того... Вместе с инициативной группой из учащихся 10-11 классов комплект был установлен и "запущен" в учебно-воспитательный процесс

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет закончить решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.

При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке нужно стараться чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использовать упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

По данным известных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Внедрение и использование информационных технологий - проблема многих учителей-предмет­ников. Как ни странно, большинство о ней даже и не подозревает, будучи не в состоянии оторваться от традиционного взгляда на преподавание.

Новые информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частно­сти способны в немалой степени и разгрузить учи­теля, и увеличить заинтересованность школьни­ков в предмете, в конце концов, разнообразить се­роватые школьные будни.

Представьте хотя бы, что в вашем распоряже­нии есть легко адаптируемая к конкретному клас­су библиотека тестов, которые в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раз­дать учащимся, а затем в считанные минуты про­верить.

Мультимедийная система обеспечивает:

  • наглядность подачи материала, в том числе за счет звука и движения;

  • ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

  • реализацию задач на стыке дисциплин, пред­метов разных циклов;

  • свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания конк­ретным учителем;

  • последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания электронных нагляд­ных пособий.

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

И все это работает на систематизацию знаний учащихся.

Современный учи­тель просто обязан овладеть современными сред­ствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребенка - право на качественное образование, что в нынешних ус­ловиях дается далеко не просто.

Конечно, по ходу работы, у меня возникало довольно много вопросов. Как подгото­вить дидактический материал; как органично включить в уже готовые, годами проверенные схе­мы урока новые компьютерные элементы; как в короткий срок овладеть новой, скажем, не самой простой техникой так, чтобы чувствовать себя хо­зяином положения.

Мой опыт работы позволяет мне со всей ответственностью заявить, что все эти воп­росы можно решить. Но, особенно поначалу, это требует изрядных затрат времени и сил. И не толь­ко учителя-предметника, но и других членов школьного коллектива. Видимо, уместно говорить о необходимости создания некоей, инициативной группы при внедрении такой технологии препода­вания в школе. Тем не менее никаких затрат не жалко; когда речь идет о существенном улучшении организа­ции учебного процесса. И только когда видишь горящие глаза учеников, с увлечением созидаю­щих компьютерные слайды для завтрашнего уро­ка в своем же классе, начинаешь не просто пони­мать, но чувствовать, что стоит за этими самыми принципами. Здесь и систематизация знаний самих уча­щихся, занимающихся разработкой и эксплуатацией таких программ, и совместное творчество учите­лей и школьников, поскольку без грамотной поста­новки тут не обойтись, и колоссальное облегчение.

"Наглядность", "эмо­циональность", "эстетика" - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слай­ды, тесты, контрольные работы и т.п. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются и впол­не можно говорить о принципиально новых откры­вающихся горизонтах преподавания, расширяю­щих наши возможности в достижении конечного результата - качестве образования.

Не на каждом уроке можно применить формулу математика + информатика + ИКТ. Трудности с этим я испытала в 7 и 8 классах, а вот в 5 и 6 классах оказалась благодатная почва, тем более в этом возрасте у учащихся, я отмечаю, гиперинтерес ко всему новому, особенно к компьютеру. Вашему вниманию предлагаю урок - презентацию в 6 классе по теме "Рациональные числа"

Учителя, разумеется, поначалу вынуждены тратить довольно много времени на подготовку. Впро­чем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, по­нимая, что

  • это делается раз и навсегда;

  • материал усваивается учащимися значительно лучше;

  • на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.

Тут уже начинает играть роль феномен не школьни­ков, а учителей. Те, кому довелось хоть раз в своей учи­тельской жизни увидеть горящие глаза детей, ловящих каждое твое слово, поймут, что ради этого (я повторюсь) не жалко никаких дополнительных временных затрат.

Использованная литература:

  1. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. - Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

  2. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. - Математика. - 2002. - №7. - С 26-29

  3. Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. - Информатика. - 2005. - №6. - С 26-29

  4. Информатика в школе №6, 2002 г.

  5. Информатика в школе №16, 2002 г.

  6. Информатика в школе №23, 2002 г.

Выступление на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

© 2010-2022