Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 9 класса школы 8 вида

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 9 класса школы 8 вида

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс 417-55-60

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 9 класса школы 8 видаОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001



ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН

Педсовет ГБС(К) ОУ №17 Директор ГБС(К)ОУ №17

Протокол № от

___________С.В. Сандеева

Приказ № от ______ 2015 года



Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость)

Предмет: математика

Класс: 9




Учитель: Панасюк Ольга Викторовна











Санкт-Петербург

2015 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели и задачи рабочей программы

Целью изучения математике является:

Личностное развитие ребёнка, дать математические знания как средство развития

мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Изучение математики состоит в достижении следующих задач:


  • овладение системой математических знаний и умений, доступных количественных, пространственных и временных, геометрических представлений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • использование процесса обучения математике для повышения уровня общего развития

учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятель-

ности и личностных качеств;

  • формирование у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности,

настойчивости, трудолюбия, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана РП

В соответствии с уставом образовательного учреждения и учебным планом школы на изучение математики в седьмом классе отводится 134 часа из расчета 4 часа в неделю.

Данная рабочая программа сформирована в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  4. Распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;

  5. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

  6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию СПБ от 02.06.2015 «03-20-2227.15-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».

  7. Уставом ГБОУ школы № 17;

  8. Календарному учебному графику ГБОУ школы № 17 от 09.06.2015.

  9. Учебному плану ГБОУ школы № 17 на 2015-2016 учебный год;

  10. Образовательную программу ГБОУ школы № 17 на 2015-2016 учебный год.


  1. Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная РП

За основу рабочей программы взята программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2001год. (сборник 1). Авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк.


  1. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися образовательной программы данного уровня

Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся с грубой акалькулией из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повторное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей.

Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы.


  1. Информация о внесенных коррективах и их обоснование

В настоящей рабочей программе не изменено соотношение часов на изучение тем. Рабочая программа, рассчитана на 4 часа математики в неделю.


  1. Информация об используемом учебнике

Математика. М.Н.Перова Учебник для 9 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством Образования РФ/ М.«Просвещение» 2004г


  1. Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП

Рабочая программа рассчитана на 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Из них два часа в неделю отводится на изучение программного материала по математике и один час в неделю, на изучение геометрического материала.


  1. Информация об используемых технологиях, формах урока, о внеурочной деятельности по предмету

При проведении урока считаю обоснованным и эффективным использование современных образовательных технологий. В своей работе использую следующие технологии:

  1. Проблемная. Познавательные задачи, решение которых представляет существенный практический интерес, приводит к интенсификации традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития обучающихся и прежде всего творческого мышления, формированию способности к самостоятельной познавательной деятельности. Поиску новых данных и любопытных фактов из реальной жизни.

  2. Проектная. Длится на протяжении нескольких уроков. Включает общее обсуждение, в процессе которого учитель нацеливает обучающихся на правильное направление, через познавательные задания.

  3. Содружество. Общение друг с другом, передача своих знаний, позволяет включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Пробуя себя в роли учителя, участвуя в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность, способствуя личностному развития обучающихся

  4. Парно-групповая, позволяет, общаясь друг с другом, не только передавать свои знания, а проверяя, обмениваясь заданиями, включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке.

  5. Интегрированная. Основывается на межпредметных связях и позволяет математику объединить с другими предметами, увеличивая ее практическую значимость.

  6. Ролевая игра или просто игра, позволяет использовать учебный материал, как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра учит следовать правилам, а соревновательность позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

  7. Информационно-компьютерные технологии в виде презентаций. Использование ИКТ направлено на то, что материал, представленный в презентации с одной стороны, вносит в урок элемент новизны, игры, повышается интерес к уроку и растет мотивация; а с другой стороны идет воздействие на несколько органов чувств, за счет чего достигается более осознанное и глубокое закрепление материала. Презентация несет функцию наглядности, а также несет смысловую нагрузку, в виде различных заданий к уроку.

Для организации учебного процесса, используются следующие формы:

1.Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

  • Урок самостоятельных работ

  • Урок практических работ

3.Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

  • Письменная проверка

  • Контрольная (самостоятельная) работа

  • Смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5.Комбинированные уроки. На них решаются несколько дидактических задач.

Для привлечения интереса к предмету, проводятся конкурсные игры на школьном и районном уровне, среди коррекционных учреждений; выставки лучших тетрадей по предмету и газет в рамках недели политехнического цикла.

Внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, позволяют увеличить эффективность и результативность работы учителя, лучшее усвоение обучающимися программного материала, привлечение интереса к предмету и практическому использованию своих знаний.


  1. Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения

В коррекционной школе VIII вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каждого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Главным критерием оценки эффективности педагогических усилий учителя является положительная динамика развития личности ребенка и умения самостоятельно жить в обществе, ориентироваться в нормах и правилах различных сфер деятельности.

Для того, чтобы зарегистрировать положительную динамику развития и успешность усвоения знаний, предлагаются следующие критерии оценки:

  1. Периодическое тестирование, в виде проверочных и самостоятельных работ.

  2. Контрольные и зачетные срезы на входе и выходе из темы, четверти, учебного года.


  1. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой

Требования к уровню овладения образовательной программой, структурированы по следующим компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. При этом первые два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.


  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Календарно-тематическое планирование

Смотри приложение к программе.


  1. Содержание разделов, требования к знаниям и умениям

Арифметические действия. Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Дроби. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).

Шар, сечения шара, радиус, диаметр.

Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км. Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).

Обучающиеся должны знать:

  1. таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  2. табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  3. названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  4. натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

  5. геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Обучающиеся должны уметь:

  1. выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;

  2. выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  3. складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

  4. находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

  5. решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

  6. вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

  7. различать геометрические фигуры и тела;

  8. строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного пераллелепипеда.


Достаточно:


  1. знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

  2. читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;

  3. уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;

  4. решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;

  5. уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

  6. уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольни­ки с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

  7. различать геометрические фигуры и тела.


  1. Возможность установления межпредметных связей

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она способствует их умственному развитию. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации. Содержание учебного материала имеет практическую направленность и некоторые из тем, могут интегрироваться с предметами из курса школы (социально-бытовая ориентировка, естествознание, география, трудовое обучение, экономический практикум), в форме задач и практических работ.

Ш. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1), Москва, ВЛАДОС, 2001 год

  • Математика. М.Н.Перова Учебник для 9 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством Образования РФ/ М.«Просвещение» 2004г

  • Созданные самостоятельно уроки - презентации.

  • Лицензионные:

    1. Современный учебно-методический комплекс. Математика 5-6

    2. Образовательная коллекция. Математика. Измерение.

    3. Образовательная коллекция. Математика. Хитрые задачки.

  • Дидактические материалы по темам:

  1. Нумерация

  2. Действия 1 ступени

  3. Действия 2 ступени

  4. Внетабличное умножение и деление

  5. Проценты

  6. Объем

  7. Числа, полученные при измерении

  8. Нахождение неизвестных компонентов

  9. Обыкновенные дроби

  10. Десятичные дроби

  11. Многоугольники

  12. Раздаточный материал для контрольных и проверочных работ по математике

  13. Дидактический материал по занимательной математике

  14. Раздаточный материал «Геометрические фигуры»

  15. Раздаточный материал «Геометрические тела»

  16. Раздаточный инструмент: линейка чертежная, треугольник чертежный


© 2010-2022