Воспитательные возможности урока математики

Обучение и воспитание тесно связаны между собой. Любая форма обучения несет в себе элементы воспитания, и, наоборот, воспитательная работа приносит учащимся определенные знания, умения, навыки. Математика, как и другие дисциплины, способствует развитию таких важных качеств личности, как трудолюбие, честность, аккуратность, чувство красивого, настойчивость, воля, умение контролировать свои действия. Воспитательная работа преподавателя математики очень многогранна, и она сопутствует обучению на вс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учение-это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

В.Сухомлинский



«Воспитательные возможности урока математики».

Обучение и воспитание тесно связаны между собой.

Любая форма обучения несет в себе элементы воспитания, и, наоборот, воспитательная работа приносит учащимся определенные знания, умения, навыки. Математика, как и другие дисциплины, способствует развитию таких важных качеств личности, как трудолюбие, честность, аккуратность, чувство красивого, настойчивость, воля, умение контролировать свои действия.

Воспитательная работа преподавателя математики очень многогранна, и она сопутствует обучению на всем его пути. Обучение включается в воспитание. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил еще в XVIII веке М.В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Главная задача обучения математики - учить рассуждать, учить мыслить. Например, при решении задач в методике существует старое правило, которое не потеряло своего значения и сегодня: лучше одну задачу решить тремя способами, чем три задачи одним способом. Почему же лучше? Потому, что, решая одну задачу различными способами, мы раскрываем возможность различных способов рассуждений, приводящих к одному и тому же результату, возможность сравнения этих способов, выявление наиболее рационального.

«Описанная и вписанная окружности треугольника».

Задача:

K

O

A

C

M

«В равнобедренном треугольнике основание равно - 16 см, боковая сторона - 10 см.

Вычислите радиус вписанной окружности треугольника».


Первый способ

Используя свойство радиуса окружности, проведенного в точку касания, рассмотрим подобие ∆BOK и ∆BAM.

Второй способ

Применим формулу Воспитательные возможности урока математики,

где S - площадь треугольника,

P - полупериметр.

Третий способ

Отрезок AO - биссектриса ∆AMB и поэтому Воспитательные возможности урока математики,

r - радиус вписанной окружности, r = OK.

Сравнивая все три способа решения задачи, ребята выбирают второй, наиболее рациональный.

Одной из задач воспитания является развитие способности воспринимать объекты реального мира при помощи чувств. Учителю математики приходится прежде всего обращать внимание на совершенствование зрительного восприятия, от которого зависят верные представления о формах окружающих нас предметов. На основе этих представлений постепенно вырабатывается понятие о пространстве. Формирование пространственных представлений школьников является важной задачей преподавания геометрии. Одним из приемов, содействующих развитию пространственных представлений, является наглядность. Но при изображении фигур учащиеся часто затрудняются делать наглядные рисунки, особенно при изучении стереометрии. Зная эти трудности, я уже в 5 классе начинаю развивать у ребят пространственное воображение. При изучении параллелепипеда каждый ученик сделал модель этого многогранника, затем я предложила ребятам выполнить практическую работу на вычисление объема и полной поверхности фигуры. В работе были использованы основные измерения параллелепипеда: длина, ширина, высота. Я показала ребятам, как изображается данная фигура на плоскости.

В 7 классе при изучении основных понятий планиметрии «Точка и прямая» я использую каркасные модели многогранников. Моделью прямой линии можно считать карандаш, линейку, показываю возможные случаи расположения прямой линии по отношению к плоскости доски и стола (лежит на плоскости, пересекает плоскость, не пересекает плоскость).

Рассматривая понятие «отрезок», можно предложить учащимся показать отрезки на моделях куба, пирамиды, призмы, отрезки пересекающиеся и не пересекающиеся.

При изучении темы «Четырехугольники» полезно попросить учащихся показать четырехугольники на моделях параллелепипеда, пирамиды.

Такие упражнения «прокладывают мостик» от планиметрии к стереометрии и учат видеть зависимости между элементами пространственной фигуры.

При решении стереометрических задач требования к качеству чертежа, его наглядности возрастают по сравнению с задачами планиметрическими. Ребятам необходимо освоить азбуку построения пространственного чертежа, уметь выбрать положение изображаемого тела, количество видимых и невидимых линий, уметь строить сечения и проекции на плоскости.

Особое внимание на уроках математики следует уделять развитию визуального мышления, т.е. зрительного, наглядного. На своих уроках я использую наглядный материал - формулы и чертежи на доске, схемы, плакаты, таблицы, модели. Ученик смотрит на предъявляемые ему зрительные образы и должен увидеть, что заложено в этих образах. Культура зрительного восприятия требует такого же длительного и серьезного воспитания, как и культура письма и речи. Я пишу на доске алгебраическое выражение и предлагаю классу задание - упростить его.

Воспитательные возможности урока математики

Прежде чем приступить к решению, ученик должен внимательно рассмотреть данное выражение, проанализировать его, найти правило, формулу, с помощью которого можно выполнить задание.

Возможный ход мыслей ученика

  1. Выражение содержит действия вычитания и деления.

  2. При вычитании дробей определяем наименьший общий знаменатель.

  3. Для этого знаменатель третьей дроби раскладываем по формуле разности квадратов Воспитательные возможности урока математики.

  4. Знаменатель второй дроби умножаем на Воспитательные возможности урока математики и перед дробью меняем знак на противоположный.

  5. Называем НО Воспитательные возможности урока математики.

  6. Определяем дополнительные множители к каждой дроби.

  7. Вспоминаем правила деления дробей.

Визуально составив такой план, ученик приступает к решению выражения.

Для того чтобы воспитывать «математическое зрение», нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации. Для этого я на уроках использую цветные мелки, информационные схемы. Таблицы, записываю на доске тему урока, план урока.

Слова, которые часто встречаются при записи текста, разрешаю для себя сокращать. Сокращение должно быть понятным и удобным.

Например: «называют» - «наз.», «точка» - «т.»,

«окружность» - «окр.», «центр» - «ц.» и другие.

В математике мы пользуемся сокращениями при использовании единицы длины, площади, объема, массы.

Приведу пример краткой записи:

Процентом (%) наз. 1/100.

1 к = 1% р

1 см = 1% м

Если говорить о развитии устной речи, то преподаватель математики может способствовать этому не меньше, чем преподаватель русского языка и литературы. Приведу примеры:

В 5 классе, изучая тему «Углы», ввожу понятия острого, тупого, прямого, развернутого угла, показываю их различные виды, знакомлю рябят с инструментом для измерения и построения углов, который называется транспортир, объясняю происхождение этого слова от латинского «переносить, перемещать, переводить». Затем задаю ребятам вопрос: «Ребята, а что же здесь переносят - перевозят?». Обсуждая этот вопрос, каждый ученик старается выразить свою мысль словами, учится правильно говорить.

Или при изучении темы «Проценты», я предлагаю ребятам вспомнить, где они слышали это слово. Ученики приводят массу примеров из жизни. Все это не только развивает речь, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. При решении задач в старших классах от ребят требуется не только математические навыки, но и определенная языковая культура, в частности умение подойти к формулировке задачи как особому типу текста на естественном языке, т.е. надо уметь проанализировать задачу. Помогают здесь межпредметные связи, соотношения математики и русского языка, математики и физики. В тексте задачи возможно присутствие таких слов, как «все, каждый, всякий, любой, какой бы то ни было, некоторые, существует, найдется» и другие. Анализируя задачу, на эти слова надо обращать большое внимание, т.к. огни имеют свой смысл.

Задача.

Завод за 22 рабочих дня в месяц должен выпустить 2376 деталей.

Завод увеличил ежедневный выпуск на 24 детали.

На сколько дней раньше срока завод выполнил месячный план выпуска деталей?

Анализ задачи.

  1. «Ежедневный выпуск» означает количество деталей, выпускаемое каждый день.

  2. Месячный план - это количество деталей, которое заводу необходимо выпустить за месяц.

Месяц составляет 22 рабочих дня, или срок.

Обозначим за х - количество деталей, которое должен был выпускать завод в день.

Выражение «увеличил на 24 детали» означает, что Воспитательные возможности урока математики дет. - ежедневный выпуск и т.д.

Время, затраченное на работу над языком, не пропадает впустую, повышается математическая культура учащихся, их грамотность. На своих уроках я обращаю внимание на грамотное правописание математических терминов, таких как «биссектриса», «медиана», «параллелепипед» и другие.

Большое внимание уделяю культуре речи на уроках геометрии. Геометрия приучает нас быть точными в ответах, не употреблять лишних слов, знать цену каждому сказанному слову.

Геометрия заставляет говорить новым языком. Слова уже не рождаются случайно, а повинуются разуму. Доказывая теорему, решая задачу, требую от учащихся, чтобы чертеж был выполнен тщательно, аккуратно, чтобы задачу доводили до конца.

Всякая математическая работа требует самого сосредоточенного внимания. Отсутствие внимания приводит к ошибкам и затрудняет выполнение даже самых несложных заданий.

В своей работе я использую самые различные способы быстрых вычислений. Они развивают память учащихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.

Навыки устных вычислений являются важным элементом общего математического развития.

На каждом уроке я выделяю 5 минут на устный счет, подбираю упражнения, которые позволяют повторять ранее изученный материал, которые необходимы для закрепления, для подготовки к новому материалу. Чтобы устные упражнения не были однообразны, применяю различные формы организации устного счета.


  1. Восстановите цепочку вычислений, если Воспитательные возможности урока математики.



-0,3

+0,7

-1



-0,9



+2,1



+1,1



-0,6



>1



<1



если







  1. Какое число пропущено?

45

3

?

14

2

7

9

5

4

12

?

7

а) б)


В 5-6 классах устный счет провожу в виде игры, эстафеты, математического диктанта.


  1. Эстафета.

На доске записываю примеры в три столбика, делю класс на три команды, выигрывает та команда, которая без ошибок и быстрее выполнит задания.

а) б) в)

Воспитательные возможности урока математики Воспитательные возможности урока математики Воспитательные возможности урока математики

На своих уроках ребятам показываю способы быстрых вычислений.

  1. Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной суммы надо вычесть столько же единиц.

Пример: Воспитательные возможности урока математики.


  1. Если вычитаемое увеличить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.

Пример: Воспитательные возможности урока математики.


  1. Применение распределительного закона умножения и вычитания к множителям, один из которых представлен в виде суммы или разности.

Пример: Воспитательные возможности урока математики,

Воспитательные возможности урока математики

Математика представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного или парадоксального решения задачи. Это явление математике свойственно больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное воздействие.

В нашей школе большое внимание уделяется внеклассной воспитательной работе. Основная задача внеклассной воспитательной работы заключается в том, чтобы каждый учащийся мог найти приложение своим силам, развить свои творческие способности. Одной из форм проведения этой работы я выбрала К В М (клуб веселых математиков) для учащихся 7-8 классов. При подготовке К В М от каждого класса выбирается команда из 8-10 человек. Остальные учащиеся составляют команды болельщиков. Каждая команда готовит название, эмблему, приветствие для команды соперников.

Из опыта проведения К В М можно с уверенностью сказать, что этот вид работы вызывает у ребят большой интерес. Задачи-шутки, игровые ситуации, веселые соревнования - все это увлекает школьников и не навязчиво прививает им интерес к предмету. Таким образом, преподаватель математики находит богатую почву для воспитания у учащихся тех черт характера и развития тех навыков, которые нужны каждому человеку.

Необходимо применять такие методы преподавания, при которых широкие воспитательные возможности математики были бы использованы со всей полнотой.

8


© 2010-2022