Формирование коммуникативных умений на математических текстах

Опыт работы по формированию коммуникативных умений на математических текстах. Под общими умениями коммуникации мы понимаем следующие: Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения; Умение оформить свои мысли в письменный текст; Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). Тема актуальна, так как этим умением должен обладать каждый ученик. Новый предмет для формирова...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ЧЕРЕЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ



Учитель математики С.А. Шульга

Под общими умениями коммуникации мы понимаем следующие:

- Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения.

- Умение оформить свои мысли в письменный текст

- Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному

- Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)

Владеть умениями коммуникации должен каждый член общества. Следовательно, формирование таких умений - задача общего образования, каждого учителя.

Развитие этой способности, формирование этих умений и навыков должно осуществляться в учебном процессе, и не за счёт введения специальных дисциплин, а в ходе изучения разных предметов, благодаря особой организации учебного процесса и особой деятельности учителей-предметников.

Задача формирования общих умений коммуникации учащихся стоит прежде всего перед начальной школой, т. е. к окончанию четвёртого года обучения у каждого ребёнка умения слушать и читать с пониманием, а также излагать свои мысли устно и письменно должны быть в целом сформированы, и в основной школе речь идёт уже о совершенствовании навыков, о мастерстве.

Работа по формированию общих умений коммуникации должна:

- специально планироваться педагогом и учеником при составлении его индивидуальной образовательной программы, а затем и рефлектироваться;

- быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом в учебном процессе;

- проверяться и учитываться

- контролироваться в ходе промежуточной и итоговой аттестации

- обеспечиваться соответствующими учебными средствами

Целью обучения является, прежде всего, освоение ребёнком предметных знаний, умений и навыков.

При планировании занятий ему необходимо понимать, над какими умениями необходимо работать тому или иному ребёнку, и, соответственно, через какие ситуации коммуникации, виды работ он должен пройти, как в них действовать, чему научиться.

Итак, планируя учебный процесс, учитель исходя из уровня сформированности у ребёнка соответствующих умений, определяет для него в первую очередь соответствующие ситуации, виды работы (они предлагаются в программе формирования общих умений коммуникации), а не предметное содержание, которое должно быть освоено.

Из нашего определения общих умений коммуникации следует, что каждый ребёнок регулярно должен оказываться в специально организованных ситуациях, когда ему приходится самостоятельно (в паре, в малой группе) изучать текст; излагать определённые темы другому устно; получать некоторые темы из рассказа другого; излагать определённые темы письменно. Это кстати, предъявляет определённые требования к организации учебного процесса. Групповая организационная форма уже не может быть ведущей, доминирующей, поскольку она не позволяет каждому члену учебной группы быть максимально включённым в процессы коммуникации. Преобладающими должны быть парная и коллективная организационные формы. Кроме того, должно быть отведено время для индивидуальной работы ребёнка. При использовании же групповой оргформы большую включенность школьников обеспечит работа в малых группах.

Для совершенствований коммуникативных умений предлагаю следующие задания: разбить текст на смысловые части и выделить главную мысль части, озаглавить смысловые части; из текста выбрать информацию: выделить определение понятия, выбрать данные для выполнения задания, составить текстовую задачу. Предлагаю ученикам творческие задания: составит текстовую задачу на заданную тему, по заданному выражению.

Использую индивидуальные задания с четкой инструкцией по выполнению и групповую форму работы. В группы учащиеся организуются на разных условиях - по желанию, с рядом сидящим, по указанию учителя.

Так как учебники по математике не содержат достаточного количества заданий на совершенствование коммуникативных умений учителю самому необходимо разрабатывать соответствующие учебные средства. Приходится переформировывать задания или составлять новые.

.Формирование коммуникативных умений на математических текстах



Для отслеживания уровня сформированности коммуникативных умений для каждого задания составляю кодификатор и провожу диагностический анализ. Полученные результаты учитываются при разработке последующих заданий.

Формирование коммуникативных умений на математических текстахФормирование коммуникативных умений на математических текстах

© 2010-2022