Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маркевич Галина Карловна, преподаватель математики

ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Российское государство не осталось в стороне от глобальных изменений, происходящих в мировом пространстве современности. Становление современного студента, как высококультурного специалиста, обусловлено усилением самосознания народов, все более усиливающейся ролью отношений между народами, ростом национальных приоритетов. Знания, которые получает современный студент, не должны становиться только узкопрофессиональными, они должны быть связаны с историей мирового сообщества, его становления в экономическом, культурном развитии. В этом случае важно уделять внимание отношению молодого человека к Родине и к месту, где он родился и , особенно, где живет. Чтобы сегодня человек стал личностью, умеющей воспринимать культуру других народов не как что-то неразумное, а как что-то новое, со всей своей уникальностью, национальными обычаями, своим этносом, он должен стать высококультурным специалистом. Представители иной веры не должны сегодня вызывать у современного студента враждебность, так как каждая культура несет в себе массу нового и интересного, поэтому, умение молодого человека ориентироваться во всем многообразии культурных ценностей сейчас трактуется как общекультурные компетенции (ОК1.-ОК7.). Ее нужно понимать, как общечеловеческую и национальную культуру, основы семейственности, духовную нравственность, умение ценить явления и традиции социального общества.

На уроках математики идет формирование профессиональных общекультурных компетенций студентов, которым в ближайшем будущем «выходить в жизнь», а значит, быть готовыми к постоянно изменяющимся условиям труда. Студент должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределенности, обладать коммуникативной компетентностью. Все эти качества входят в состав общекультурных компетенций.

На уроках математики обучающиеся с удовольствием ищут пути решения математических задач с привлечением природных особенностей родного района. Педагогу математики особенно трудно найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и уникальностью своей «малой родины». Чаще всего приходится мириться с тем, что математические задания являются искусственным добавлением к какому либо аспекту нашей жизни.

На уроке органично сочетаются два этих понятия. Обучающимися хорошо воспринимается реальность знакомых с детства мест с применением математических задач.

Это способствует воспитанию общекультурных компетенций у обучающихся. Методическая разработка одного из таких уроков, посвященного уникальности природы Ширинского района «Музей под открытым небом», вызывает интерес обучающихся к урокам математики, что для большинства из них стала познавательной.

Цель написания работы: создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся на уроках математики через задачи с использованием регионального компонента.

В местах, где мы живем, природа родного района разнообразна, земля Ширинская богата. Настоящая жемчужина Хакасии! Это благодатный район живописных гор, бурлящих рек, золотых степей с голубыми глазами пресных и лечебных озер.

А сколько птиц в речных затонах,

А сколько разного зверья,

В лесах немереных, зеленых,

Таят прекрасные края.

История нашего Отечества неразрывно связана с историей наших «малых родин». У каждого она своя, но вместе мы единое целое, поэтому на своем уроке «Музей под открытым небом» мы постараемся сложить хвалебную песню об уникальности природы Ширинского района.

Привольные степи, тайга, реки, пашни,

Глаза голубые целебных озер,

Ширинский район- часть Хакасии нашей.

На этом уроке о нем разговор.

С.Шагалова.

Первое задание:

1. Найти площадь Ширинского района (в тыс. га).

2. Какой процент составляет площадь района (в %) от площади всей Хакасии.

Для того, чтобы ответить на вопросы, нужно выполнить следующие задания и записать ответы в строчку, соблюдая порядок заданий. Прочитайте получившееся число.

Вариант I

а) Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики. б) Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Вариант II

а)Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики. б) Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Ширинский район характеризуется исключительным богатством разнообразных ресурсов, среди которых одно из важных мест занимают таинственные пещеры. Уникальность пещер никого не оставляет равнодушным, побывав хоть однажды в пещере, хочется еще и еще раз спуститься в непроницаемую, кромешную темноту, послушать абсолютную тишину. Ширинские пещеры района представляют как спортивный так и научный интерес. Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Смотрят камни седые глазами веков,

Много тайн есть в пещерах и гротах,

Интересны сказанья из уст стариков-

Здесь ученым хватает работы.

С.Шагалова.

Второе задание:

Узнайте, к началу какого века относятся первые сведения о пещерах района ,решив уравнение:

(самостоятельная работа для всей группы)

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Одна из самых посещаемых пещер - Археологическая, где были обследованы три кострища, вокруг которых были найдены кости животных, керамика, костяной гарпун, два бронзовых наконечника, костяная игла для вязки сетей, фрагменты человеческих черепов и кости скелета. Как использовалась эта пещера? Как жилище или как временное прибежище? Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Третье задание:

Вариант I.Найдите длину Археологической пещеры (в метрах), решив уравнение:

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Вариант II. Найдите глубину Археологической пещеры (в метрах), решив уравнение:

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

В двух - трех километрах от пещеры, над излучиной реки Белый Июс , находится известная на весь археологический мир палеолитическая стоянка, да какая! Площадь стоянки 2000-2500 кв.м. Мощность культурного слоя - 2,2-2,5 метра. Раскопки велись с 1974 по 1979 годы новосибирской археологической экспедицией под руководством Н.Д. Оводова, а в последующем на протяжении ряда лет под руководством В.Е. Ларичева.

Палеолитическая стоянка «Малая Сыя» на берегу реки Белый Июс является наиболее древним поселением «человека разумного» на территории Хакасии. Время этого поселения определено радиоуглеродным анализом. Судя по предметам, найденным на стоянке, древние сибиряки занимались охотой, в том числе на мамонта и шерстистого носорога. Интересны также находки музыкальных инструментов из костей мамонта и разноцветных красок, изготовленных из смеси разного порошка и растопленного жира. Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Четвертое задание:

Узнайте, сколько тысяч лет назад на территории Хакасии определено поселение «человека разумного», выполнив действия:

(самостоятельная работа для всей группы)

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Необычными оказались раскопанные жилища: они носили постоянный, а не временный характер. По предположениям археологов, это были насыпные купола с деревянным каркасом, округлые в плане, перекрывающие площадь до 50 кв.м. По периметру жилища располагалось несколько кострищ - свое на каждую семейную группу. Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Пятое задание:

Узнайте, сколько человек проживало в каждом куполе, решив уравнение:

(самостоятельная работа для всего класса)

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Ниже по течению реки Белый Июс, в пяти метрах над уровнем реки, расположен грот Проскурякова - небольшая пещера, в которой в период палеолита обитали люди. В ноябре 1973 года грот был детально изучен и описан В.Е. Дмитриевым и Н.Д. Оводовым. От них же ранее безымянный грот получил имя первого исследователя июсских пещер.

Место полностью отвечает «классическим требованиям» к стоянке древнего человека. Выход из грота имеет южную экспозицию и хорошо прогревается солнцем. Перед гротом - удобная площадка, защищенная от ветра и достаточно скрытая от глаз. Рядом вода. В гроте Проскурякова была собрана коллекция плейстоценовых животных более двадцати видов. Возраст датирован радиоуглеродным методом. Здесь же, на полу грота были обнаружены пять небольших каменных пластин из темно-серой алевритовой породы.

В гроте Проскурякова на стенах охрой были сделаны рисунки. На сегодняшний день сохранилась лишь часть композиции: на одной стене находятся личины с частью туловищ, на противоположной стороне - лицо угловатой формы. Наскальных рисунков в пещерах Сибири до этого не было известно. Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Шестое задание:

Вариант I. Определите возраст коллекции грота Проскурякова «в тысячах лет», выполнив действия:

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Вариант II. Определите возраст наскальных рисунков в гроте Проскурякова «в тысячах лет», выполнив действия:

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

«Я не знаю нигде уголка на земле, где бы радуги краски так ярко сияли.»

Седьмое задание:

Вариант I Узнать, сколько пещер в районе.

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Вариант II Самая большая пищера по длине в районе и вторая по России - это «Ящик Пандоры». Найти длину пещеры (в метрах).

Статья на тему: Формирование общекультурных компетенций на уроках математики.

Ребята, на вас лежит огромная задача, ваше поколение обязано сохранить красоту и приумножить богатство нашего замечательного района.

Кладовая тайги - это полная чаша!

Берегите ее, всех одарит она.

А курорт - это добрая здравница наша,

Ей гордится район, ее знает страна.

Защити, сбереги чистоту рыбных рек,

Кладовую тайги и хрусталь родника,

Жизнь зверья, пенье птиц, сохрани, человек,

Поколеньям грядущим оставь на века.

С.Шагалова.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все на век объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н.Старшинов

Такие уроки помогают формировать у будущих квалифицированных рабочих общекультурные компетенции, сформулированные в ФГОС.

Литература :

1. Министерство культуры Республики Хакасия Муниципальное образование Ширинский район «Ширинский археологический парк». МУК «Ширинский районный краеведческий музей им. Д.С. Лалетина».

2. Заповедник «Хакасский», научное издание. Под редакцией Г.В.Девяткина.Абакан: «Журналист», 2001г.

3. Авторские стихи С.Н.Шагаловой.

4. «Ширинская летопись от века до камня современности». Абакан 2007г. Литературное оъединение «Июсы», ответственный редактор В.Н.Тугужекова.


© 2010-2022