- Преподавателю
- Математика
- Развитие логического мышления учащихся в среднем звене
Развитие логического мышления учащихся в среднем звене
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалева Т.Г. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие логического мышления учащихся в среднем звене.
«Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей активнос-
ти его собственной мысли.»
А.С. Выгодский.
Современный уровень развития общества требует уже от младших школьников умения мыслить логически, отвлечённо, т.е. выяснять причины и сущность явлений, уметь объяснить их.
Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, можно говорить о формировании в курсе начальной школы лишь отдельных элементов логико-алгоритмической культуры учащихся. Учащиеся младших классов обычно не воспринимают правила, сформулированные в лаконичной форме, как алгоритмы. Необходимо научить учащихся выделять элементарные шаги своих действий. Логические умения как средство познания и осмысления курса информатики в начальных классах должны выступать объектом специального предварительного формирования. Решению этой задачи способствует организация альтернативных курсов, имеющих целью развитие логического мышления младших школьников.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что к семи годам у ребенка уже возникают элементы логического мышления, однако отсутствие достаточно развитого языка логики не позволяет детям свободно выражать свои мысли и наблюдения, а также делать логические выводы. Формирование элементов логического языка должно основываться на опыте конкретных логических действий, которые позднее получат обобщение и логические отношения примут формальный характер в виде математических формул.
Учащиеся 5-6 классов, хотя и относятся по своему психологическому развитию к среднему школьному возрасту (подростковому возрасту), ещё во многом напоминают младших школьников.
Логико-алгоритмическое мышление - это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных операций, которые направлены на решение как теоретических, так и практических задач, и результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
Алгоритмическое мышление наряду с алгебраическим и геометрическим является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте, например, в рамках так называемого бытового сознания. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.
В развитии логического мышления математика играет также большую роль. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. К логическим универсальным действиям
относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез
- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов ;
выбор оснований и критериев для сравнения, синтезации, классификации
объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно - следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
1. Воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения
зависимостей между предметами, числами.
2. Строить простые высказывания о сущности выполненного действия.
3. Находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем.
4. Активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач .
5. Свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач
и способов их решения.
Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически - поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера,
разнообразная подача, которого эмоционально воздействует на детей.
Развитием логического мышления я занимаюсь так же и на внеурочной деятельности по программам «Умники и умницы», «Математическое конструирование».