• Преподавателю
  • Математика
  • Научно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном году

Научно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном году

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном году

Доклад на тему: "Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по математике"

ПНаучно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном годуодготовил(а) методист ГУ «Отдел образования акимата Сарыкольского района»: Харабарь Ирина Владимировна

18.9.2015Научно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном году Научно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса по математике в 2015-2016 учебном году

«Сарыкөл аудандық әкімдігінің білім бөлімі»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Отдел образования акимата Сарыкольского района»

Районный методический кабинет

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

швейцарский математик

Джордж Полиа


Одной из основных причин недостаточной математической подготовки выпускников общеобразовательных школ является слабая сформированность компонентов самостоятельной учебно-познавательной деятельности у некоторого числа старшеклассников. Основанием для такого вывода являются не высокие результаты ЕНТ по математике последних лет. Так, средний балл по математике на ЕНТ в 2014 г- 14,4 б, в 2015 г - 14,04 б.

Анализ посещенных уроков также показывает, что в процессе обучения математике 10-11 классов не в полной мере реализуется дифференцированный, индивидуальный, деятельностный подходы. Как следствие - результаты обучения выпускников школ не всегда достигают уровня, обеспечивающего готовность самостоятельно применять полученные знания для решения проблем конкретных практических задач, особенно нестандартных. Следовательно, результаты обучения некоторых учащихся не достигают необходимого уровня компетентности и соответствующей функциональной грамотности. Система математических заданий по каждой содержательной линии курса математики позволяет определить полноту и уровень овладения учащимися основными компонентами содержания образования, в том числе умениями применять знания в типовой или измененной ситуации, анализировать задание, разрабатывать математическую модель, выбрать или найти новый способ решения, математически грамотно записать решение. Анализ результатов выполнения заданий базового и повышенного уровней сложности по математике показывает, что некоторые выпускники не всегда имеют прочные знания по основам алгебры и геометрии, что отрицательно влияет на результаты итоговой аттестации и их функциональную грамотность.

Среди проблем можно выделить следующие:

-слабая подготовка учащихся по математике за курс основной школы по темам: преобразование многочленов, алгебраических дробей, выражений, содержащих степень с целым и дробным показателями, иррациональных выражений, выражений, содержащих логарифмы;

-решение дробно-рациональных уравнений и неравенств;

-исследование свойств функции по её графику;

-решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств, а также их систем;

-неумение преобразовывать ситуацию, описанную в упражнении или текстовой задаче, к типовой ситуации на основе анализа и осмысления условия задания;

-неумение самостоятельно разрабатывать план решения проблемы;

-затруднения в построении логически грамотной цепочки рассуждений, приводящую к нестандартному решению задачи.

Для учителя важно обеспечить базовый и повышенный уровни усвоения учащимися обязательного минимума содержания математического образования возможно с помощью организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики на основе личностно-ориентированного, деятельностного, дифференцированного и компетентностного подходов.

Конкретизируем деятельность учителя следующими задачами:

- мотивация самостоятельной познавательной деятельности учащихся по подготовке к итоговой аттестации;

- ознакомление учащихся с особенностями выполнения отдельных заданий по математике ЕНТ и заполнением соответствующих документов;

- выявление личных целей и интересов при сдаче итогового экзамена;

- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся по подготовке к ЕНТ на основе лично-деятельностного, компетентностного подходов.

Одной из задач курсов повышения квалификации учителей математики по проблеме подготовки учащихся к ЕНТ является совершенствование методической подготовки учителя по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках итогового повторения. Для этого в содержание курсовой подготовки слушателей целесообразно включать практические занятия по проектированию целей и содержания учебной деятельности учащихся при итоговом повторении школьной программы по математике в контексте компетентностного подхода.

Кроме этого, организация самостоятельной деятельности учащихся предполагает совершенствование таких общеучебных умений, как понимание учебной задачи, контроль результатов собственной деятельности, умение работать с учебниками и другими источниками информации. Такая постановка целей и ожидаемых результатов обучения способствует формированию у учащихся ценностно-смысловой, учебно - познавательной, коммуникативной компетентностей.

Например, организация учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к Единому национальному тестированию возможна по следующему плану:

1. Входная диагностика знаний, умений учащихся с помощью контрольно- измерительных материалов, соответствующих структуре и содержанию заданий ЕНТ по определенной содержательной линии.

2. Формирование групп учащихся, определенных общими целями по результатам диагностики. Обсуждение целей, задач обучения и программы повторения с каждой группой учащихся.

3. Самостоятельная учебная деятельность учащихся по выбранной программе повторения.

4. Зачет или контроль с использованием тестовых заданий.

5. Коррекция знаний и умений.

Отбор содержания процесса подготовки учащихся должен соответствовать школьной программе по математике, школьным учебникам, а также зависит от целей и задач соответствующей группы обучаемых.

При этом необходимо учитывать требования к поступающим в университеты РК или в ближнее и дальнее зарубежья, в которых знания по математике должны быть достаточно глубокими. Учитель должен организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся по новому, в контексте компетентностного подхода, формируя ключевые и предметные компетенции и соответствующую функциональную грамотность, необходимые для дальнейшего обучения в вузе или получения профессиональных навыков.

МО ЕМЦ Сарыкольского района, для достижения выше указанных задач, ежегодно проводят постоянно действующий семинар по подготовке к ЕНТ для учащихся 11 классов. Подобные семинары помогают учащимся эффективнее подготовиться к ЕНТ и являются актуальными и значимыми.

В течение всего учебного года проводятся 12 пробных тестирований в пункте проведения ЕНТ филиал № 68 Сарыкольского района. Где тщательно анализируются результаты по всем предметам, и на Совете районного отдела образования с участием учителей-предметников рассматриваются подходы в подготовке к ЕНТ. И новый подход к результатам и содержанию обучения сопровождается переоценкой и обновлением методов, применяемых в учебной практике учителями Сарыкольского района.

В процессе обучения необходимо развивать когнитивные способности учащихся. Для этого, процесс обучения должен носить активный и формирующий характер. Реализация формирующего потенциала всех методов обучения предполагает более активное участие самого ученика в учебном процессе, развитие его способностей оперировать усвоенными знаниями, применять их на практике, исследовать и находить адекватные решения школьных задач и проблемных ситуаций. Применение методов, ориентированных на ученика, максимальную активизацию когнитивных структур, развитие психофизиологических функций и потенциала школьника предполагает перенос акцента с объекта на субъект обучения, т. е. ученик становится соучастником акта обучения.

В процессе изучения математики необходимо создавать адекватные условия для развития учащихся посредством поиска, исследований. Этому способствует внедрение проблемного и развивающего обучения. Систематическое комбинирование индивидуальной учебной деятельности (работа с различными источниками информации, личные наблюдения, упражнения, эксперимент, дискуссии, мозгового штурма и др.) и коллективной учебной деятельности (работа в группах) предполагает наиболее эффективный путь достижения целей обучения.

Учащиеся одного класса имеют разный уровень подготовки, зависящий и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить ему под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным време­нем, и психологический настрой и концентрация.

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену - это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.

На первых уроках 11-го класса обязательно должны содержаться задания на вычисление: сложение, умножение, деление дробей, преобразование иррациональных и тригонометрических выражений. Неважно, в какой форме это будет проходить - в устной или письменной, но это должно быть.

Очень важно правильно сориентировать 11-классников - на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют). Какие и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень.

Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необходимо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.

Итоговое повторение в 11-м классе целесообразно организовать «по содержательным блокам» (вычисления, буквенные выражения, уравнения, неравенства, элементы математического анализа и т.д.).

Возможностей для организации эффективного обобщающего повторения и продуктивной подготовки к экзаменам в настоящее время довольно много. Главное - не подменять итоговое повторение бессистемным решением (и уж тем более - бездумным заучиванием решений) того или иного числа задач. При грамотной организации итогового обобщающего повторения удастся диагностировать проблемные зоны в знаниях учащихся, закрыть их, овладеть общими навыками решения задач различных типов, эффективно и продуктивно подготовить учеников к экзамену и, в конечном счете, обеспечить их необходимым багажом для продолжения образования.

Учителям математики, начинающим работу в 10-м классе и готовящим выпускников к итоговой аттестации, необходимо в начале учебного года получить достоверную информацию об уровне подготовки десятиклассников по основным разделам курса алгебры основной школы и своевременно организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Этой цели служит организация вводного повторения материала курса алгебры 7-9-х классов. Исходя из результатов, получаемых ежегодно на едином экзамене по математике, можно предложить следующую тематику вводного повторения:

- преобразования одночленов, многочленов, алгебраических дробей и арифметических квадратных корней;

- решение линейных и квадратных уравнений и неравенств;

- линейная и квадратичная функции и их свойства и графики.

Вполне понятно, что решить проблему ликвидации пробелов в знаниях десятиклассников по курсу алгебры основной школы только с помощью организации вводного повторения не удастся. Поэтому целесообразно организовать еще и индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение старшеклассника по пути достижения уровня запланированных требований.

Итак, для успешной подготовки к итоговой аттестации в старших классах необходимо целенаправленное вводное повторение разделов курса алгебры 7-9-х классов (математики 5-6-х классов) и систематический мониторинг продвижения отдельных учеников по ликвидации пробелов за основную школу.

Итоги ЕНТ предыдущих лет позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания и подготовки учащихся средней школы.

1. Необходимо совершенствовать методику формирования базовых умений, составляющих основу математической подготовки выпускников средней школы.

2. Анализ результатов выполнения базовых заданий по курсу алгебры и начал анализа показал наличие положительной динамики в овладении материалом раздела «Тригонометрия»». В настоящее время вызывают тревогу низкие результаты выполнения заданий на решение иррациональных уравнений и логарифмических неравенств. Учителям в процессе обучения следует обратить внимание на обеспечение более прочного усвоения учащимися стандартных алгоритмов решения этих уравнений и неравенств.

3. Геометрическая подготовка выпускников школы продолжает оставаться невысокой, поэтому по-прежнему необходимо усиленное внимание учителей к преподаванию курса геометрии в основной и старшей школе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали теоретическими фактами курса, но и приобретали умения проводить обоснованные рассуждения при решении геометрических задач.

Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Изучение нормативно-правовых, инструктивных, рекомендательных документов, касающихся организации и проведения ЕНТ.

  2. Работа в методических объединениях, творческих группах.

  3. Исследовательская деятельность.

  4. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

  6. Трансляция собственного педагогического опыта.

  7. Использование ИКТ и др.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Необходимо не только анализировать собственный педагогический опыт, но и обмениваться им с другими коллегами: распространять свой, перенимать лучшие стороны у коллег. Таким образом, можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • Самоанализ и осознание необходимости;

  • Планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • Самопроявление, анализ, самокорректировка.

Подготовка учащихся к ЕНТ по математике осуществляется по следующим направлениям:

 информационная работа;

 психологическая подготовка;

 содержательная подготовка.

В кабинете математики должен быть информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕНТ (можно выписать сайты, на которых можно найти любую информацию по самостоятельной подготовке к ЕНТ). Кроме этого в кабинете должна быть сделана подборка литературы: « Литература по подготовке к ЕНТ», в которой можно найти материал по всем вопросам, входящим в экзамен.

Подготовка к единому национальному тестированию требует индивидуального, личностного ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в 11 классе проводятся часы индивидуальных занятий по графику. Идеальный вариант, это когда подготовка учащихся к ЕНТ проводится на протяжении всех лет обучения. Так, анализируя задания ЕНТ можно их предлагать в других классах, начиная с 5 класса. При таком подходе к подготовке к экзаменам к 11 классу учащиеся будут иметь хороший багаж знаний.

В кабинете математики должен быть банк данных для подготовки к экзаменам:

-тематические тесты;

-тесты по каждому виду заданий;

-пробные тесты ЕНТ за прошлые годы;

-различные справочные материалы для подготовки учащихся.

Подготовка к ЕНТ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:

  • Организация подготовки учащихся к ЕНТ на уроках через включение тестовых заданий; проведение контрольных работ в формате ЕНТ;

  • Организация подготовки учащихся к ЕНТ на занятиях курсов по выбору, факультативов;

  • Проведение мероприятий по подготовке к ЕНТ в рамках недели математики в школе; участие учащихся в дистанционных олимпиадах;

  • Организация тестирования учащихся в формате ЕНТ в школе (пробные испытания);

  • Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач и с учащимися, способными успешно освоить все задания;

  • Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕНТ.

Чтобы учитель владел картиной готовности к ЕНТ каждого учащегося и мог выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике. Учителю рекомендовано ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕНТ.

Для подготовки учащихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:

  1. Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.

  2. Особая организация учебной деятельности на уроках.

  3. Домашнее задание по принципу «массив заданий».

  4. Курс интенсивной подготовки.

  5. Поэлементный анализ результатов пробных тестирований и индивидуальный план по коррекции пробелов в знаниях.

Самообразовательная и методическая работа учителя, работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации - основная часть всего периода подготовки к ЕНТ. Но есть и другая не менее важная миссия у учителя выпускного класса. Это работа с родителями, администрацией школы.

Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ЕНТ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации. Кроме того, если нет в школе профессионального психолога, то на учителя - предметника ложится миссия психологической поддержки родителей в период подготовки и проведения итоговой аттестации. Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное в работе с родителями - постараться убедить их принять результаты ЕНТ ребенка какими бы они не были.

Согласованность действий учителя - предметника и администрации образовательного учреждения - это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели - получение желаемых результатов выпускных экзаменов. И в связи с этим администрациям школ были даны следующие рекомендации:

  • Изыскать возможность выделения в учебном плане дополнительных часов на обучение математике в 10-11 классах, на проведение курсов по выбору или консультаций учителям, работающим в старших классах;

  • Обеспечить участие старшеклассников в пробных тестированиях, проводимых как на базе образовательного учреждения, так и районным ресурсным центром;

  • Обеспечить участие учителей в постоянно-действующих семинарах разного уровня, в мастер-классах и других методических мероприятиях по обмену опытом работы по подготовке к итоговой аттестации выпускников;

  • Систематически проводить плановый внутришкольный контроль за результатами ЕНТ в школе: при необходимости корректировать работу учителя-предметника;

  • Предусмотреть мероприятия по безопасной жизнедеятельности выпускников в период подготовки и проведения итоговой аттестации.

Таким образом, только совместными усилиями учителей, учащихся, их родителей можно обеспечить подготовку к итоговой аттестации выпускников на хорошем уровне.

Заключение

Современный старшеклассник относится к ЕНТ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.

Таким образом, результативность сдачи ЕНТ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022