- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по геометрии на тему «Сфера и шар», 11 класс
Конспект урока по геометрии на тему «Сфера и шар», 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Громова Д.А. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект нестандартного урока по геометрии для учащихся 11 класса.
Тема урока: «Сфера и шар».
Форма проведения: Урок конференция.
Цели урока:
- .Обучающая: ввести понятие сферы, шара и их элементов; вывести уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат; исследовать взаимное расположение сферы и плоскости.
- . Развивающая: развивать логическое мышление, пространственное воображение; умение сравнивать, проводить аналогию; интерес к предмету; творческие способности учащихся.
- Воспитывающая: воспитывать взаимопомощь у учащихся через работу в группах; уважение к мнению других.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал: карточки с заданиями, заготовки для вывода уравнения сферы, шкалы для оценки урока на этапе рефлексия, маркеры, магниты, чистые листы, номера групп; глобус, разминка для глаз в виде полушарий земной поверхности; мультимедийные обеспечение; отрывок из электронного учебника.
План урока:
-
Организационный момент (2 минуты).
-
Актуализация знаний (10 минуты).
-
Изучение нового материала (28 минут).
-
Подведение итогов урока (3 минуты).
-
Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Организационный момент включает в себя приветствие учеников, проверку отсутствующих, запись учениками числа, классной работы и темы урока.
-
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня урок пройдет в форме конференции.
Учитель: Девиз урока: Дорогу осилит идущий, а геометрию- мыслящий.(Слайд 1, Приложение 1).
Учитель: Мы весь урок будем рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить.
Учитель: Хорошими мыслителями всегда считались древние греки. Они занимались изучением различных предметов. В области геометрии особое внимание уделяли изучению предметов разной формы и всегда хотели найти предметы идеальной формы. Они заметили, что в природе многие плоды и ягоды одинаковой формы. Например, апельсин, арбуз, смородина и другие. Также такую же форму или близкую к ней имеют и планеты солнечной системы. Именно эту форму греки стали называть идеальной.
Как вы думаете, о какой форме идет речь?
Ученики: Сфера и шар.
Учитель: Вы правы, шар и сферу греки считали идеальными формами. Какие еще предметы в форме шара и сферы можно встретить в окружающем нас мире?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Действительно, многие спортивные снаряды в форме шара. А вспомните новогодний елочный шарик - на самом деле это сфера, так как сделан из тонкого стекла и внутри пустой. А еще многие резервуары для хранения нефти и газа тоже сферической формы, т.к. у резервуаров такой формы наименьшая поверхность и таким образом происходит экономия материала, которого изготавливаются резервуары. (слайд 2 , Приложение 1)
Учитель: А в технике, где можно встретиться с шаром и сферой?
Ученики: шарикоподшипники, которые ставят на осях велосипедах, мотоциклах, автомашин и во всех местах, где происходит вращение.
Учитель: Верно! Ну а теперь назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики: «Сфера и шар».
-
Изучение нового материала.
Учитель: Верно. Откройте тетради запишите число, классная работа, тему урока.
(Запись на доске и в тетради.)
21.12.13
Классная работа.
«Сфера и шар».
Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить понятие сферы, шара и дать их характеристики. А помогут нам ваши знания, которых достаточно, чтобы достичь цели урока.
Весь урок вы будете работать в группах. У нас 4 группы: группа№1, №2, №3 и №4. Все свои мысли и выводы оформлять вы будете на отдельных чистых листах, а дома все переработаете в конспект.
(Учащиеся разбиваются на группы.)
Учитель: Обратите внимание, что у вас на столах лежит карточка с заданиями (Приложение 2), которые мы должны выполнить в течении урока. Начнем нашу работу.
Учитель: Скажите, где располагаются сфера и шар?
Ученики: На плоскости или в пространстве.
Учитель: Какие фигуры являются аналогами сферы и шара?
Ученики: Аналогами сферы и шара являются окружность и круг.
Учитель: Верно, окружность аналог сферы, а круг - шара. Прочитайте задание 1.
Задание 1. Сформулируйте определение окружности и ее элементов.
(Предполагаемый ответ.)
Окружность - множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки. Данная точка - центр окружности. Радиус - отрезок, соединяющий центр окружности с ее любой точкой. Диаметр - отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр. (Слайд 3 , Приложение 1)
Задание 2. Сформулируйте определение круга и его элементов.
(Предполагаемый ответ.)
Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью. Центр, радиус и диаметр окружности являются центром, радиусом и диаметром круга.(слайд 4 , Приложение 1)
Учитель: Мы выяснили, что на плоскости рассматриваем окружность и круг, а в пространстве - сферу и шар. (Слайд 5, Приложение 1)
Учитель: Выполним задание 3. 1 и 3 группе необходимо сформулировать определение сферы и ее элементов. 2 и 4 группе необходимо сформулировать определение шара и его элементов. Всё обсудите в группах, выберите самый верный на ваш взгляд ответ.
(Учащиеся выполняют задание.)
Учитель: Закончили обсуждение. Слово предоставляем 1 группе, 3. (вывод через слайд) (Слайд 6, Приложение 1)
Учитель: Выслушаем 2 и 4 группы.
(Слайд 7,Прилож.1)
Учитель: Как вы думаете, в чем сходство и в чем различие между сферой и шаром?
Ученики: Сфера - поверхность, шар - тело - это различие. Сходство - в центре, радиусе и диаметре.
Учитель: Мы сформулировали определение сферы, шара и их элементов, а теперь перейдем к их характеристикам. Следующая наша задача вывести уравнение сферы, которое нам понадобится для решения задач на следующих уроках.
Мы уже говорили, окружность изучаем на плоскости, сферу в пространстве.
Учитель: Окружность на плоскости имеет уравнение, значит, и сфера должна иметь свое уравнение. Как вы считаете, сто должно быть известно, чтобы составить уравнение сферы?
Ученики: Координаты центра сферы и длину радиуса.
Учитель: Назовите, получившееся уравнение сферы?
Учитель: А теперь давайте покажем, что данная формула является уравнением сферы. Это задание вы будете выполнять в группах. Прочитайте задание 4.
Задание 4. Используя, формулу нахождения расстояния между двумя точками в пространстве, выведите уравнение сферы. Вывод уравнения запишите на листе формата А3 и обоснуйте свой вывод.
(Учащиеся работают.)
Учитель: Обсуждение закончили, прошу вывесить свои варианты вывода уравнения сферы.
(Команды показывают свои варианты.)
Учитель: Все поработали хорошо, молодцы, наиболее удачным выводом считаю рассуждения группы, вам мы и предоставляем слово.
Учитель: Данное уравнение является уравнением сферы радиуса R с центром C(x0, y0, z0). (Слайд 8 Приложение 1)
Учитель: Выполним задание: возможно, ли составить уравнение сферы, если да, то составьте. (Слайд 9, Приложение 1)
(Учитель спрашивает каждую группу по одному случаю.)
Учитель: Перейдем к еще одной характеристике сферы. Для этого выполним задание 5. Прочитайте его.
Задание 5: Как по отношению к друг другу могут располагаться сфера и плоскость в пространстве? Обсудите ответ на этот вопрос в группах.
Учащиеся: Пересекаться, не пересекаться, касаться.
Учитель: Верно, а от чего зависит взаимное расположение сферы и плоскости?
Ученики: От длины радиуса сферы и расстояния от центра сферы до плоскости.
Учитель: Каково может быть соотношение между длиной радиуса сферы и расстоянием от центра сферы до плоскости, т.е. величин R и d?
Ученики: Может быть больше, меньше и равно.
Учитель: Мы выяснили, каково взаимное расположение между сферой и плоскостью и от чего оно зависит. Выполним задание 6.
Задание 6. Соотнесите случаи взаимного расположения сферы и плоскости и соотношения между величинами R и d. Обсудите свой ответ в группах.
(Учитель выслушивает ответы группы.)
Учитель: А сколько общих точек имеет сфера и плоскость? (Слайд 11, Приложение 1)
Учитель: Выполните задание. Верно ли высказывание при данных значениях d и R: «Сфера и плоскость имеют общие точки». Если верно, то почему?(слайд 12, Приложение 1)
-
d=3, R=3
-
d=3, R=2
-
d=2, R=4
-
d=5, R=2
Учитель: Обсудите в группах и дайте ответ.
(Учитель спрашивает каждую группу по одному случаю.)
-
Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями. Назовите с какими?
Ученики: Сфера и шар.
Учитель: Какие характеристики мы дали этим понятиям?
Ученики: Центр, радиус, диаметр, вывели уравнение сферы, выяснили взаимное расположение сферы и плоскости.
Учитель: Какое взаимное расположение имеют сфера и плоскость?
Ученики: Сфера и плоскость могут: 1) иметь одну общую точку; 2)не иметь общих точек; 3) могут пересекаться по окружности, т. е. сечение сферы и будет окружностью.
-
Домашнее задание.
Учитель: Доказательство каждого случая вы проведете дома. Откройте дневник и запишите домашнее задание:
(Запись в дневниках.)
П.64, 65, 66,
Учитель: 1 группа проводит доказательство 1 случая взаимного расположения сферы и плоскости; 2 группа - второго; 3 группа - третьего;
а 4 группа выполнит творческое задание - приготовить сообщение на тему «Сфера и шар вокруг нас».
Учитель: Закройте дневник, положите его на край стола.
Учитель: На столах у каждого из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте из него листок, на котором изображена координатная прямая. (Приложение 3) Обведите ту точку на координатной прямой, которая соответствует вашему мнению о сегодняшнем уроке. Кто выполнил задание, сдайте его мне.
Учитель: Благодарю вас за вашу работу на уроке, спасибо, урок окончен, до свидания.
7