- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класс (автор Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (автор Макарычев)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котов Ю.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования РФ, примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре к УМК для 7-9 классов (составитель Бурмистрова Т. А.- М: «Просвещение», 2013. - с. 50-60).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 99 часjd из расчёта 3 часа в неделю. Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 132 часов из расчёта 4 часа в неделю. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Цели изучения математики:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
-
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел
Количество часов в примерной программе
Количество часов в рабочей программе
1. Свойства функций. Квадратичная функция
23 + 7
30
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
14 + 5
19
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
18 + 6
24
4. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
14 + 3
17
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
15 + 3
18
6. Повторение
16 + 8
24
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются:
-
поисковый,
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный.
На уроках используются элементы следующих технологий:
-
личностно ориентированное обучение,
-
обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Уровень обучения: базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, тесты. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Содержание обучения.
-
Квадратичная функция, Её свойства. Степенная функция.
Функция. Свойства функции. Квадратный трёхчлен и его корни. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Квадратичная функция, её свойства и график. Степенная функция. Корень n-ой степени.
-
Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целое уравнение. Дробно-рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
-
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства второй степени и их системы.
-
Прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-ого члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
-
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
-
Итоговое повторение.
Тождественные преобразования алгебраических выражений. Решение уравнений. Решение систем уравнений. Решение текстовых задач. Решение неравенств и их систем. Прогрессии. Функции и их свойства.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
В ходе преподавания алгебры в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Список литературы для обучающихся.
-
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2012 - 2015гг.
2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Крайнева Л.Б. 17-е изд. - М.: 2012, 96с.
3. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2011 - 2013гг.
Календарно-тематическое планирование
Учебный год: 2015 - 2016.
Предмет: Алгебра, 9 класс
Количество часов за год: 132
Количество часов в неделю: 3+1
Количество контрольных работ: 7 + итоговая;
Базовый учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/ (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворов); под ред. С.А. Теляковского. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
-
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):
-
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Крайнева Л.Б. 17-е изд. - М.: 2012, 96с.
-
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2007 - 2009гг.
-
Жохов В.И. Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2011.
-
Математика: 9 кл.: кн. Для учителя / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. - М.: Просвещение, 2011.
-
Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Тесты по алгебре. 9 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2011. - 144 с.
-
Алгебра. 9 кл.: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др. / авт.-сост. С. П. Ковалева. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 316 с.
-
Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. - М.: Просвещение, 2013.
Планирование составлено в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
№ п/п
Коли-чество часов
Тема урока
Дидактические единицы в образовательном процессе (ученик должен знать и уметь)
Свойства функций. Квадратичная функция (23+7)
1
1
Функция. Ключевые задачи на функцию. Способы задания функции.
Знать определение числовой функции, определяют область определения и область значений функции.
Уметь находить область определения и область значения по графику функции и по аналитической формуле. Умеют привести примеры функций с заданными свойствами.
2
1
Область определения и область значений функции.
3
1
Графики функций. Графики реальных процессов.
4
1
Свойства функции: возрастание, убывание функции, сохранение знака на промежутке, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции.
Знать понятие монотонности, аналитические характеристики простейших возрастающих, убывающих функций.
Уметь исследовать функцию на монотонность, видеть промежутки возрастания, убывания.
5
1
Свойства элементарных функций. Графики функций: корень квадратный, модуль.
6
1
Нахождение свойств функции по формуле и по графику.
7
1
Решение задач по теме «Свойства функции».
8
1
Квадратный трехчлен и его корни
Знать понятие квадратного трехчлена, формулу разложения квадратного трехчлена на множители.
Уметь выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена, раскладывать трехчлен на множители.
9
1
Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена
10
1
Теорема о разложении квадратного трехчлена на множители
11
1
Применение теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители для преобразования выражений.
12
1
Сокращение дробей с помощью разложения квадратного трехчлена на множители
13
1
Решение задач по теме «Квадратный трехчлен».
14
1
Контрольная работа № 1 по теме «Функция и ее свойства».
Умеют исследовать функцию согласно основным свойствам, находят корни квадратного трехчлена, раскладывают трехчлен на множители.
15
1
Анализ контрольной работы. Функция у=ах2, её график и свойства.
Знать и понимать функции y=ax², особенности графика.
Уметь строить y=ax² в зависимости от параметра а.
16
1
Разные задачи на функцию у = ах2
17
1
Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2.
Знать и понимать функции y= ax²+n и у=а(х-m)² их свойства и особенности построения графиков.
Уметь строить графики, выполнять простейшие преобразования (сжатие, параллельный перенос, симметрия)
18
1
Использование шаблонов парабол для построения графика функции у = а (х - m)2 + n
19
1
Построение графика квадратичной функции.
20
1
Свойства функции у = ах2 + bх + с
Знать, что график функции y= ax²+ bx+c может быть получен из графика y=ax² с помощью параллельного переноса вдоль осей координат.
Уметь строить график квадратичной функции, проводить полное исследование функции по плану.
21
1
Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции
22
1
Свойства и график степенной функции
Знать свойства степенной функции с натуральным показателем.
Уметь перечислять свойства степенных функций, схематически строить график.
23
1
Построение графиков степенной функции
24
1
Использование свойств степенной функции при решении различных задач.
25
1
Самостоятельная работа «Квадратичная функция»
26
1
Понятие корня n-й степени и арифметического корня n-й степени
Знать понятие корня n-ой степени.
Уметь вычислять корни n-ой степени.
27
1
Нахождение значений выражений, содержащих корни n-й степени
28
1
Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
29
1
Итоговый урок по теме «Квадратичная функция»
30
1
Контрольная работа № 2 по теме "Квадратичная функция"
Уметь строить графики квадратичной функции, выполнять их преобразования, читать графики. Вычислять корни n-ой степени
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 + 5)
31
1
Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни. Степень уравнения.
Знать понятие целого рационального уравнения и его степени, приемы нахождения приближенных значений корней.
Уметь решать уравнения третьей, четвертой степени с помощью разложения на множители.
32
1
Решение уравнений высших степеней методом замены переменной
Знать понятие целого рационального уравнения и его степени, видеть уравнения приводимые к квадратным и приемы 1решения уравнений.
33
1
Решение уравнений высших степеней методом разложения на множители
34
1
Решение целых уравнений различными методами.
Уметь решать уравнения третьей, четвертой степени с помощью разложения на множители.
35
1
Биквадратные уравнения
36
1
Решение целых уравнений различными методами. Биквадратные уравнения. Самостоятельная работа «Целые уравнения»
37
1
Дробно - рациональные уравнения.
Уметь решать уравнения различными способами в зависимости от их вида.
38
1
Решение дробно-рациональных уравнений по алгоритму
39
1
Использование метода замены переменной при решении дробно-рациональных уравнений
40
1
Использование различных приемов и методов при решении дробно-рациональных уравнений
41
1
Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств.
Знать понятия неравенства второй степени с одной переменной и методы их решения.
Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной, применять графическое представление для решения неравенств, применять метод интервалов для неравенств второй степени, дробно-рациональных неравенств
42
1
Применение алгоритма решения неравенств второй степени с одной переменной
43
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной
44
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной. Самостоятельная работа «Неравенства второй степени с одной переменной»
45
1
Решение целых рациональных неравенств методом интервалов
46
1
Решение целых неравенств методом интервалов
47
1
Решение дробных неравенств методом интервалов
48
1
Решение целых и дробных неравенств методом интервалов
49
1
Решение целых и дробных неравенств методом интервалов. Самостоятельная работа «Метод интервалов».
50
1
Итоговый урок по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
51
1
Контрольная работа № 3 по теме "Уравнения и неравенства с одной переменной"
Знать основные виды уравнений, неравенств, способы их решения.
Уметь решать уравнения, неравенства различных типов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 + 6)
52
1
Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными.
Знать и понимать Уравнение с двумя переменными, строить его график. Уравнение окружности.
53
1
График уравнения с двумя переменными.
54
1
Уравнение окружности
55
1
Графический способ решения систем уравнений.
Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными графическим способом
56
1
Решение систем уравнений графически.
57
1
Способ подстановки для решения систем уравнений
Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными способом подстановки и сложения.
Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными и методы их решения.
Уметь решать текстовые задачи методом составления систем уравнений.
58
1
Решение систем уравнений второй степени способом подстановки
59
1
Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. Тест
60
1
Решение систем уравнений второй степени способом сложения
61
1
Решение систем уравнений второй степени различными способами.
62
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
63
1
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
64
1
Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени. Тест.
65
1
Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени
66
1
Решение различных задач с помощью систем уравнений второй степени.
67
1
Самостоятельная работа «Решение задач с помощью систем уравнений»
68
1
Неравенства с двумя переменными.
Иметь представление о решении системы неравенств с двумя переменными.
Уметь изображать множество решений системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости
69
1
Неравенства с двумя переменными. Решение линейных неравенств с двумя переменными
70
1
Решение неравенств второй степени с двумя переменными
71
1
Дробно-линейные неравенства.
72
1
Решение дробно-линейных неравенств.
73
1
Решение дробно-линейных неравенств. Тест
74
1
Итоговый урок по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
75
1
Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Уметь решать системы уравнений и неравенств с двумя переменными, задачи с помощью систем уравнений.
Прогрессии (14 + 3)
76
1
Анализ контрольной работы. Понятие последовательности, словесный и аналитический способы ее задания
Знать и понимать понятия последовательности, n-го члена последовательности.
Уметь использовать индексные обозначения
77
1
Рекуррентный способ задания последовательности
78
1
Арифметическая прогрессия. Формула (рекуррентная) n-го члена арифметической прогрессии
Знать и понимать арифметическую прогрессию.
Уметь решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с применением изучаемых формул
79
1
Свойство арифметической прогрессии
80
1
Формула n-го члена арифметической прогрессии (аналитическая). Самостоятельная работа «Арифметическая прогрессия»
81
1
Нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии
Знать и понимать формулу суммы n-го членов арифметической прогрессии.
Уметь решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с применением изучаемых формул.
82
1
Разность арифметической прогрессии
83
1
Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии при решении задач.
84
1
Контрольная работа № 5 по теме «Арифметическая прогрессия»
Уметь решать задания на применение свойств арифметической прогрессии.
85
1
Анализ контрольной работы. Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии
Знать и понимать: геометрическая прогрессия -последовательность особого вида, формулу n-ого члена геометрической прогрессии, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Уметь решать упражнения и задачи практического содержания с применением формул
86
1
Свойство геометрической прогрессии
87
1
Нахождение суммы первых n членов геометрической прогрессии
88
1
Самостоятельная работа «Геометрическая прогрессия»
89
1
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при ΙqΙ‹1.
90
1
Применение формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии при решении задач.
91
1
Применение формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии при решении задач. Тест
92
1
Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая прогрессия»
Уметь решать задания на применение свойств арифметической прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (15 + 3)
93
1
Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка
Знать и понимать комбинаторное правило умножения
94
1
Комбинаторное правило умножения
95
1
Перестановка из n элементов конечного множества
Знать и понимать комбинаторное правило перестановки решать задачи и упражнения с применением формулы
96
1
Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов
97
1
Размещение из n элементов по k (k ≤n)
Знать и понимать комбинаторное правило размещения решать практические задачи и упражнения с применением формулы
98
1
Комбинаторные задачи на нахождение числа размещений из n элементов по k (k ≤ n)
99
1
Сочетание из n элементов по k (k ≤ n)
Знать и понимать комбинаторное правило сочетания решать практические задачи и упражнения с применением формулы
100
1
Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов, сочетаний и размещений из n элементов по k (k ≤ n)
101
1
Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов, сочетаний и размещений из n элементов по k (k ≤ n). Тест
102
1
Относительная частота случайного события
Знать и понимать теории вероятностей.
Уметь вычислять вероятности, использовать формулы комбинаторики при решии практических задачи и упражнений.
103
1
Вероятность случайного события
104
1
Классическое определение вероятности
105
1
Геометрическое определение вероятности
106
1
Сложение и умножение вероятностей
107
1
Комбинаторные методы решения вероятностных задач
108
1
Комбинаторные методы решения вероятностных задач. Самостоятельная работа по теме «Начальные сведения о вероятности»
109
1
Обобщающий урок по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
110
1
Контрольная работа № 7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
Уметь решать задачи используя формулы комбинаторики и теории вероятностей
Повторение (16 + 8)
111
1
Нахождение значения числового выражения.
Учащихся демонстрируют умение расширять и обобщать сведения о
преобразовании алгебраических выражений, применяя различные формулы.
Решать уравнения, неравенства, задачи соблюдая правила и алгоритмы.
112
1
Проценты.
113
1
Значение выражения, содержащего степень и арифметический корень.
114
1
Тождественные преобразования рациональных алгебраических выражений
115
1
Тождественные преобразования дробно-рациональных и иррациональных выражений
116
1
Квадратные уравнения.
117
1
Биквадратные уравнения.
118
1
Дробно-рациональные уравнения
119
1
Решение текстовых задач на составление уравнений
120
1
Решение систем уравнений
121
1
Решение текстовых задач на составление систем уравнений
122
1
Линейные неравенства с одной переменной и системы линейных неравенств с одной переменной
123
1
Неравенства и системы неравенств с одной переменной второй степени
124
1
Решение неравенств методом интервалов
125
1
Арифметическая прогрессия
126
1
Геометрическая прогрессия
127
1
Функция, ее свойства и график
128
1
Соотношение алгебраической и геометрической моделей функции
129-130
2
Пробный демо-вариант ОГЭ.
131-132
2
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса