- Преподавателю
- Математика
- Дидактические требования к современному уроку математики
Дидактические требования к современному уроку математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Баранник Е.П. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактические требования к современному уроку математики, их связь с развивающими и воспитательными задачами
Современный урок в школе - это ограниченный во времени период ежедневной жизни каждого педагога и обучающегося, который наполнен и напряженной работой, и творческим поиском, и рутиной, и радостью успехов. Поэтому урок необходимо рассматривать как крепкое звено одной цепи - хорошо продуманной системной работы учителя. Ведь именно на уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока.
Основные дидактические требования к современному уроку математики следующие:
- определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, формирования умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения обучающихся.
Основные типы уроков:
1.Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель: выработка умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Цель: обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия:
1.Организация начала занятия; подготовка учащихся к работе на занятии; полная готовность класса и оборудования; быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания; установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми обучающимися; выявление пробелов и их коррекция; оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия; обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений; готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий; обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; активные действия обучающихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция; усвоение сущности усваиваемых знаний; ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.
6. Закрепление знаний и способов действий; обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний; формирование целостной системы знаний по теме, курсу; выделение главных идей; активная и продуктивная деятельность обучающихся по классификации и систематизации, выявлению межпредметных связей.
8. Контроль и самопроверка знаний; выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции; получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий; анализ и оценка успешности достижения цели; перспектива последующей работы; адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающими информации о реальных результатах.
10. Рефлексия; мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества; открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
-
Организация начала урока
-
Проверка выполнения домашнего задания
-
Всесторонняя проверка знаний
-
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
-
Усвоение новых знаний.
-
Первичная проверка понимания обучающимися нового материала.
-
Закрепление новых знаний.
-
Подведение итогов урока.
-
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
-
Организация начала урока
-
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
-
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.