- Преподавателю
- Математика
- Методика применения элементов модульной технологии при обучении математике – одно из направлений в системе выявления и развития талантливых обучающихся
Методика применения элементов модульной технологии при обучении математике – одно из направлений в системе выявления и развития талантливых обучающихся
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зверева Г.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Методика применения элементов модульной технологии при обучении математике - одно из направлений в системе выявления и развития талантливых обучающихся»
Зверева Г.А.учитель математики
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Гимназия №38» г. Дзержинск
Одним из основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является внедрение современных технологий обучения, создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей.
Приоритет интересов личности ребенка, индивидуальный подход в обучении - это базовые принципы, на которых строится общенациональная система выявления и развития молодых талантов.
Одной из таких технологий, реализующих данные принципы на практике, является технология модульного обучения.
В нашем понимании модуль - часть учебного процесса, следовательно, модуль должен включать в себя целевую программу, учебный материал (банк информации), методическое руководство для учащихся вместе с необходимыми средствами обучения, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Таким образом, учебный процесс представляет собой систему завершенных модулей.
Тема «Квадратные корни» не содержит объёмного теоретического материала, а спектр применения его в физике и математике достаточно широк. Желание углубить знания учащихся по данной теме, сформировать как предметные, так и метапредметные умения и навыки, привели к тому, что мы выбрали тему «Квадратные корни» для построения модульной программы.
Подготовку к изучению темы «Квадратные корни» мы начали с создания модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.
Модуль конструировался на основе дидактических принципов модульного обучения, предложенных П.А.Юцявичене.
Затем сформулировали комплексную дидактическую цель на трёх уровнях.
Следующий шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели, интегрирующих дидактических целей - также на трёх уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации и соответствует одному уроку.
Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определённо поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени её реализации и построить вполне определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение за определенное время.
Важная задача - донести цель работы до учащихся, выработать у них умение ставить перед собой цель в соответствии с задачами урока. На основе триединой интегрирующей дидактической цели мы выделили цели учебной деятельности учащихся с учётом особенностей и возможностей классного коллектива, выраженные в действиях учеников. При уровневой дифференциации цели для каждой группы ранжируются. (Приложение 1)
Учащиеся знают, что первый уровень соответствует оценке «3», второй - «4», третий - соответственно «5»
Следующий шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.
Частные цели в нашей работе представлены целями каждого учебного элемента. Например: модуль 1 имеет следующие частные цели: (Приложение 2)
В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели.
Каждый модуль, учебный элемент имеет определённую дидактическую цель, поэтому содержание каждого модуля, учебного элемента структурируется таким образом, чтобы оно соответствовало этим целям. Например: УЭ 4 в модуле 1 имеет цель: уметь извлекать корень из числа, заданного единицей и 2n нулями.
Весь материал и указания направлены на то, чтобы учащийся в результате самостоятельной работы с этим элементом выполнил задачу: (Приложение 3)
Учебный материал, представленный в модуле должен обеспечить учащемуся достижение выбранной им цели, имеется в виду: цели первого уровня, второго уровня или третьего уровня. Для этого модульное пособие строилось с использованием следующей формы учебного элемента (УЭ). (Приложение 4)
В графе «Учебный материал с указанием заданий»:
-
Прописываются цели каждого учебного элемента.
-
Излагаются основные моменты учебного материала, его суть, или, помещается ссылка на параграф или абзац учебника.
-
В ходе изложения учебного материала указываются дополнительные источники для реализации возможности углублённого изучения того или иного вопроса.
-
Вопросы для повторения.
-
Образец выполнения заданий.
В графе: «Руководство по усвоению материала» указывают:
-
способы учебной деятельности;
-
формы контроля.
Методические рекомендации могут быть расположены как в левой, так и в правой части пособия. (Приложение 4)
На первом этапе работы с модулем мы даём подробные методические рекомендации по выполнению заданий и указания для организации самостоятельной деятельности. По мере формирования навыков самостоятельной работы учащихся с модулем, указания по решению заданий и по организации самостоятельной познавательной деятельности сокращаются. Например: можно сравнить, в этом смысле, модуль 3 и модуль 10. (Приложение 5)
Модули обучения снабжаются средствами входного контроля, показывающего уровень подготовленности учащегося к его усвоению. Помимо этого входной контроль обеспечивает преемственность между модулями.
Кроме входного контроля применяется текущий, промежуточный и обобщающий контроль. Промежуточный контроль осуществляется по окончании каждого учебного элемента, обобщающий - выходной контроль, после изучения всего модуля.
Совокупность контролируемых характеристик выделяется на основании дидактических целей.
Задание контроля по своей форме могут быть разнообразными. Текущий и промежуточный контроль могут проводиться в виде самоконтроля. Они позволяют выявлять пробелы в полученных знаниях или в форме навыков и умений, а в случае не усвоения, методические рекомендации показывают учащемуся, какой модуль или элемент модуля ему необходимо повторить.
Методические рекомендации вместе с ответом на каждый вопрос закладываются в эталоне, который мы рекомендуем выдавать после проведения самоконтроля.
Обобщающий выходной контроль показывает уровень усвоения модуля, состоящего из элементов. Он составляется в виде теста или заданий для письменной самостоятельной работы на три уровня. Таким образом, обратная связь осуществляется постоянно, на протяжении всего модуля и даёт достаточную информацию для коррекции процесса обучения в случае необходимости.
Язык модуля должен быть корректным, адресован лично учащемуся.
Построенная в соответствии с данными принципами модульная программа и сами модули ориентированы на ученика, способствуют активному осознанию изучаемого учебного материала, выбору уровня сложности и того темпа обучения, который удобен обучающемуся.
Приложение 1
Пример 1
М1 - Определение арифметического квадратного корня имеет интегрирующую цель: по завершении работы над учебными элементами учащийся:
1 уровень - знает определение арифметического квадратного корня, умеет записать его в виде «, », умеет извлекать корень из числа, а также из числа, записанного единицей и 2n нулями, применяет в упражнениях № 307-311, знает, что нельзя извлечь квадратный корень из отрицательного числа;
2 уровень - умеет находить, при каком значении буквы, имеет смысл выражение, содержащее корень и применяет в упражнении типа № 313.
Дополнительно: умеет извлекать квадратный корень из многозначного числа «вручную».
Пример 2 М10 -Построение графиков функций, содержащих квадратные корни, имеет интегрирующую цель: по завершении работы над учебными элементами учащийся:
I уровень -умеет строить графики функций
II уровень -умеет строить графики функций ,
III уровень - умеет строить графики функций.
1)
2)
Приложение 2
УЭ1- подготовиться к «пониманию» определений «квадратный корень» и
«арифметический квадратный корень из числа».
УЭ2- знать определения:
- квадратного корня;
- арифметического квадратного корня;
- что такое знак арифметического квадратного корня или радикал;
- подкоренное выражение;
- какое действие показывают извлечением квадратного корня;
- понимать запись , .
УЭ3- уметь применять определение арифметического квадратного корня
упражнениях типа № 309 -312.
УЭ4- уметь извлекать корень из числа, заданного единицей и 2n нулями.
УЭ5- уметь находить при каком значении буквы, имеет смысл выражение,
содержащее корень и применять в упражнении типа № 313.
УЭ6- уметь извлекать квадратный корень из многозначного числа «вручную».
Приложение 3
Задание:
Прочитать внимательно и записать в тетради:
Так как (10n)2 = 102n, то. Это означает, что квадратный корень из числа, записанного единицей и 2n нулями, равен числу, записываемому единицей и n- нулями:
Аналогично доказывается, что
Например: , , ,
Тогда ,
Контроль: вычислить
, , ,
Приложение 4
Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению материала
УЭ №
Приложение 5
Модуль 3, Учебный Элемент 5:
УЭ5
Цель: уметь выполнять упр. № 336.
Задание: выполнить № 336 по образцу:
1.
* используем тождество
** т.к. при х ≥ 5 выражение х-5 ≥ 0 и далее по определению модуля;
2.
* по формуле сокращённого умножения
** используем тождество
*** т.к. при k ≥ 0.5 выражение 1+2k ≥ 0 и далее по определению модуля.
Контроль: упростить
1) при x<1;
2) при a ≥ 5.
Проверь решение по эталону
Модуль 10 Учебный элемент 3:
УЭ3
Цель: уметь строить графики функций:
1)
2)
Задание:
-
Построить график функции
-
Построить график функции
Контроль:
Каждое упражнение оценивается в 1 балл.
Отметь в оценочном листе количество набранных баллов.
Проверь решение по эталону
6