- Преподавателю
- Математика
- Учебный проект Применение логарифмов
Учебный проект Применение логарифмов
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грянкина А.А. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУСОШ№2
Учебный проект по алгебре и началам анализа
«Применение логарифмов» .
11 класс.
Тема: «Показательная и логарифмическая функции».
Грянкина Алла Альбиновна -
учитель математики
высшей категории
МКОУ СОШ№2
Степновского района
Ставропольского края.
2014 г
Методическое представление:
-
Введение.
-
Методический паспорт учебного проекта.
-
Осуществление проекта.
-
Выводы.
-
Работы учащихся в рамках учебного проекта.
Введение:
«Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С.Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.
Роль учителя в проектной деятельности:
-
Помогает ученикам в поиске источников;
-
Сам является источником информации;
-
Координирует весь процесс;
-
Поддерживает и поощряет учеников;
-
Поддерживает непрерывную связь с детьми;
-
Организует представление результатов работы в различных формах.
Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:
-
ориентировано на личность учащегося;
-
использует множество дидактических приемов;
-
самомотивируемо;
-
позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся личностно и «присваивая» проблему проекта, стремятся к оптимальной форме её разрешения, что повышает качество обучения.
Проект - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся.
Работа над проектом проходит в шесть этапов.
Этапы работы
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
Планирование
1.Определение источников информации;2.Определение способов сбора и анализа информации;3.Определение способа представления результатов;4.Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; Разделение задач (обязанностей между членами команды)
Вырабатывают план действий, формируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Исследование
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, работа с дополнительной литературой.
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и (или) выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Анализируют информацию
Наблюдает, советует
Представление (или отчет)
Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
Отчитываются, обсуждают результаты
Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса в целом
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
Методический паспорт учебного проекта
Адресация: учебный проект адресован учащимся 11-х классов для более глубокого ознакомления с темой «Показательная и логарифмическая функции. Производная показательной и логарифмической функций». Программой на эти темы отводится 28 часов.
-
Возраст учащихся: 11 класс.
-
Время работы над проектом: февраль2014года - апрель 2014года.
-
Режим работы:3часа в неделю, урочно- внеурочный.
-
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература, дополнительная литература, компьютер с доступом в Интернет, сканер.
-
Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь, работники банка, учитель музыки, учитель биологии, учитель физики и астрономии, учитель литературы, психолог.
Тематическое планирование:
-
Показательная функция - 3 часа
-
Решение показательных уравнений и неравенств - 4 часа
-
Логарифмы и их свойства - 4 часа
-
Логарифмическая функция - 4 часа
-
Решение логарифмических уравнений и неравенств - 4 часов
-
Понятие об обратной функции - 1 час
-
Производная показательной функции. Число е - 3 часа
-
Производная логарифмической функции - 3 часа
-
Защита творческих проектов - 2 часа
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
-
Изучить основные свойства логарифмов и показать их применение в ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы. Рассмотреть решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Изучить свойства показательной и логарифмической функций. Сформировать представление о числе е. Научить находить производную и первообразную показательной и логарифмической функций. Показать применение логарифмов;
-
Вовлечь учащихся в различные виды деятельности;
-
Научить самостоятельному приобретению новых знаний;
-
Помочь учащимся в постановке и формулировке темы своего доклада, личностной мотивации выбора;
-
Организовать деятельность учащихся как индивидуальную, так и групповую.
-
Развивать интерес к предмету;
-
Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
-
Развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)
-
Доминирующий вид деятельности: исследовательский.
-
Предметно-содержательная область: межпредметный (экономика, биология, физика, литература, музыка, астрономия, психология).
-
Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).
-
Характер контактов: внутришкольный, внешкольный (работники банка).
-
Количество участников: групповой (2-3 человека).
-
Продолжительность: долгосрочный (февраль2014года - апрель2014года)
Осуществление проекта
1этап: организационный:
Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.
Образовалось 10 групп по 2-3 человека.
Были выбраны следующие темы будущих проектов:
-
«История возникновения логарифмов»
-
«Логарифмы в природе»
-
«Логарифмы в физике»
-
«Логарифмическая линейка»
-
«Логарифмы и психология человека»
-
«Логарифмические диковинки»
-
«Логарифмы в музыке»
-
«Логарифмы в поэзии»
-
«Логарифмы и банковское дело»
-
«Логарифмы в астрономии»
-
Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
2 этап: поисковый и исследовательский:
Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию по своей теме, готовили наглядное представление своих исследований. Роль учителя - наблюдательная, консультирующая, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3 этап: презентация проекта:
Проведение конференции, учащиеся публично, наглядно представляют результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.
Роль учителя - сотрудничество.
Общие выводы. Заключение.
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики 11 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
-
Личностно ориентирована;
-
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
-
Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
-
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
-
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.