Конспект эссе к конкурсу Учитель математики -2015

В этой работе хотелось поделиться своими мыслями,раздумьями и проблемами;которые требовали выхода накануне подготовки к конкурсу "Учитель математики-2015".Работая в школе много лет, я столкунулась и сталкивалась,и видимо еще буду сталкиваться с решением вопроса "Как,чему и для чего учить свременного школьника?".Современный учитель живет в сложное ,но в очень интересное время.Радуют ученики,новые инновационные технологии,изменения в обществе.Но тревожит гонка за материальным благополучием,беспок...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект эссе к конкурсу Учитель математики -2015 КОНКУРС

«Учитель математики Республики Татарстан-2015»


КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Сиразиева Ф.Г.

МБОУ «Бирюлинскя СОШ»


Из размышлений вслух


« Нам нужно подготовить учащихся к их будущему,

а не к нашему прошлому» Йон Джукс


Неделя перед конкурсом прошла у меня под знаком глобальных ,но привычных размышлений о школе и о себе, об учителях и о детях, о мире. И, вот, как говорится делюсь надуманным и понятым… Или не понятым… Когда речь идёт о школе, не вдруг поймёшь: где закончился ответ и уже начался новый вопрос.

В последнее время размышления о школе как-то у нас стали самой популярной и модной темой. Все знают, понимают и ,главное ,умеют, как учить, как воспитывать. Это и родители, и депутаты, и артисты, и соседи… А на самом деле? Кто? Как? Почему? Для чего? ... Вопрос.

Многим известная мысль типа метафора: современные дети, подростки, молодые люди - они в нашей взрослой жизни пришельцы: такие же непонятные, таинственные и немного пугающие. Поколение детей всегда отличается от поколения взрослых, однако во все века это почему-то нас не радует, а пугает. Словно взрослые уверены: они-то сами наверняка хорошие, а потому, если дети другие, то они получаются хорошие не до конца.

« Взрослые всегда правы» - заметил один из мудрецов Древней Греции. Со времён греков какие только гадости на Земле не творились, причём всегда только взрослыми и никогда - детьми.

Ну да пусть с ними, с этими греками. Но что поразительно никого не удивляет, что мы молодых людей называем пришельцами. Потому что мы их воистину до конца не знаем. И побаиваемся. Поверьте старому педагогу.

На одном бурном классном диспуте я попросила одного юношу шестнадцати лет по имени Юрий оценить, насколько правы взрослые в понимании детей.

Больше всего возмутило молодого человека, что мы говорим о бездуховности подрастающего поколения. « Мы не такие, - спокойно ответил юноша - шестнадцатилетний человек с лицом открытым и , безусловно, умным: - С чего вы взяли, что мы бездуховные? И вообще, мы не ходим, скажем, в театры не потому, что не хотим, а потому что - денег у нас нет».

А с чего, мы взяли, что дети бездуховны? С того, что они , если и читают, то другие книги, нежели мы? С того, что берут информацию в Интернете? Или с того, что не хотят плакать над теми фильмами, над которыми рыдаем мы, а хотят хохотать над теми, над которыми им хохочется ?

Мы взрослые, и учителя в первую голову, «приватизировали» понятие «духовность». Нам всё кажется: то, что мы считаем духовным, только оно духовное и есть. А может, у них духовность какая-то своя - новая духовность ХХI века? Ответа точного не знаю - спрашиваю. Но мне почему-то в тумане размышлений чудится ответ: да.

Как - же всё начиналось… 15 августа 1978 года. Прибыв в установленный срок по распределению в одну из школ нашего района, выпускница физико - математического факультета( это я)сидит напротив директора в майке с портретом Джона Леннона, в джинсах и с распущенными волосами до пояса ,под «хиппи». Директор, ветеран педагогического труда, между прочим , замечает, что ШКОЛА ЕГО «на хорошем счету» и это не только за счёт отличников и хорошистов, но и в первую очередь, из -за правильных учителей, которые во всяких джинсах на работу не ходят.

Джинсы не помешали мне уже через месяц - два наладить контакт с учениками, ходить в походы, ставить постановки и ,что самое главное, начать учить вместе с ними математику. Как одну из самых дорогих реликвий храню выпускную фотографию, на которой написано:« Любимой Фанисе Габдрахмановне! От дружного и спортивного девятого, ну не всем - же быть математиками!».

Много раз прокручивала сцену своего устройства на работу, когда меня чем - то непонятным раздражали молодые учителя, которых я принимала на работу уже как директор. Я могла простить выпускнику незнание математики, но странная кофточка или яркая косметика, приводили меня в нервное состояние. И тут вспоминались свои драные джинсы, волосы под «хиппи»; и приходило понимание того, что мы берём учителя на работу, но не на службу и не в семью. И что эти молодые выпускники представляют другое поколение и имеют право на свою индивидуальность. И, что, это ещё одно поколение потенциальных педагогов- профессионалов заглянувших в школу, и принимать их надобно такими, как есть, без ворчания и брюзжания. Школа - место, где встречаются люди разных поколений и договариваются о том, как они вместе будут двигаться дальше. Нас объединяет учительская стезя. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А.Каменский.

Поиск смыслов началось в той, первой школе. Как - то на одном уроке один из старшеклассников перешел черту, на которую не реагировать было нельзя. Схватив молодца, привела к завучу со словами « Я его учить не буду!» и хотела удалиться. Но меня пригвоздил к полу своей простотой ответ мудрого учителя. « А кто его будет учить? - поинтересовался он.

Ответить на вопрос не позволили мне ни промелькнувшие мысли из трудов Сухомлинского, законспектированные мною в институте, ни практика в школе.

С осмысления ответа началась работа по профессиональному росту.

Следующие годы прошли в методической отработке самой себя. В поисках педагогического камня были совершены паломничества к Махмутову и Шаталову, Ильину и Ефремову , Амонашвили и Хазанкину .

В соревновании с собой осваивались разнообразные способы и методы, в урок проникали технические средства обучения, работа в профильных классах, общение с преподавателями вузов, разрабатывались индивидуальные программы обучения, нарабатывался опыт проблемного обучения . Восхождение было трудным ,как и любое восхождение.

Да , вот однажды. Шел урок по тригонометрии, тема сложнейшая, коллеги знают. Весна, окна открыты, свежая листва заглядывает в окна. Всё это сильно способствовало атмосфере юношеской любви, которая прямо витала в классе, но была перпендикулярна процессу освоения математики.

Я методически и технически оснащена. В ходе третьей попытки засунуть тригонометрические функции в разомлевших старшеклассников в голову неожиданно пришел вопрос, заставивший остановить вяло текущий процесс обучения математики: «А зачем им это нужно?». Урок как - то закончила, но вопрос остался. Ответа точного на него нет у меня и сейчас.

Зачем вообще изучать эту математику? Пытаясь ответить на этот вопрос, аппелируя к великому М.В.Ломоносову, мол, математика ум в порядок приводит, мы часто сталкиваемся с контрпримерами. Многие знаменитые люди , в прошлом не очень успешные ученики, именно в математике. И это примеры того, что можно стать успешным, не зная теорему синусов и даже не умея доказывать теорему Пифагора.

Я говорю детям : «математика пригодится в жизни», но это их не убеждает. Большинство их и моих знакомых считают сдачу, курс валюты в лучшем случае. И так далее. Но думаю ,мало кто оспорит мысль, что образованного и культурного человека нельзя представить без математического образования. И думается , что многие согласятся со мной, что «математики - ужасно умные люди». Что - же побуждает общество к обязательному математическому образованию для всех.

В жизни любого человека есть разные игровые роли: профессионал, семьянин, коллега, партнёр - где он подчиняется некоторым правилам. Почему бы не освоить правила математики, где есть интеллектуальные игры, объекты игры -математические понятия; правила-теоремы и свойства; процедуры-доказательства и опровержения; хитрости-методы и эвристика. У математики есть история, случались события столетия ,научные революции; есть свои герои -великие математики; свой язык и символы. Математика сродни искусству.

Может польза от практической направленности математики: решение бытовых задач; использование статистики - «числа правят миром»; математическое моделирование в разных науках. И действительно, математика идет в ногу со временем и во многом успех в профессиональной сфере связан с математическим аппаратом; математика ищет экономические пути в любой области, переводя на язык вычислительной техники специфические проблемы.

А главное - математика развивает ум. Чтобы быть здоровым и в хорошей форме модно и полезно сегодня вести здоровый образ жизни. И тогда организм будет служить многие годы. А что нужно ,чтобы мозг работал? Надо владеть разными способами мышления - аналитическим, пространственным, критическим ,творческим ,а также обладать устной и письменной речью, быть готовым к решению нестандартных задач, иметь хорошую скорость мыслительных операций.

Как происходит познание мира? Как формируется мировоззрение? Через крупицы опыта, через разнообразие понятий и их термины. В синтезе всего ,с чем мы сталкиваемся, происходит познание мира, т.е. движение к мудрости. И это математика.

Открывая мир через математические понятия, через цепочки логических выводов, приобщаясь к языку формул и обозначений формируется эвристика окружающего мира. Процесс обучения математики воспитывает морально-этические нормы и общекультурные ценности - честность, объективность, трудолюбие.

И наконец! Математика - это прекрасно. В математике своя красота - это красота в поиске .Бывает неделями ходишь с нерешенной задачей. А когда решение есть, испытываешь чувство удовлетворенности и счастья!

Победа мысли и духа - вот,что вдохновляет.

Утро.Год 2015.Январь.Все спешат на работу,спешу и я.Сейчас поздороваюсь с детьми ,… и понеслось…

Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь.


© 2010-2022