Рабочая программа предметно-ориентированного курса по математике 4 класс

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________ Е.В. Крепешева

Приказ № ___276___

от « 01 » октября 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


предметно-ориентированного курса по математике


«Занимательная математика»

для 4 класса начального общего образования

(предмет, класс, уровень образования)


Трохиной Юлии Владимировны, соответствие занимаемой должности

(Ф.И.О. учителя, категория)


2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ И.В. Колесникова

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № 2 от

« 25 » сентября 2015 г.

_______ С.А. Семёнова, руководитель ШМО

п.г.т. Уренгой

2015

Ι. Пояснительная записка


Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Программа «Занимательная математика» расширяет знания учащихся по математике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои познавательные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Цель программы: развивать математический образ мышления.

Задачи программы:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- Развивать творческое, критическое, абстрактно - логическое мышление;

- углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;

- развивать способность детей к самопознанию и самопониманию;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

- формировать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» предназначена для группы учащихся 4-х классов, которые по итогам 3-го года обучения имели хорошие и удовлетворительные результаты усвоения учебного материала по математике.

II. Общая характеристика учебного предмета

Занятия основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Программа курса реализуется в рамках платных образовательных услуг. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Изучение предметно-ориентированного курса по математике - начато в октябре. Количество учебных часов за год - 30 часов.


  1. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета


Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира (выявления количественных и пространственных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей фактов, процессов и явлений), что позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и использовать математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.

Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни). При изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.

Курс обладает большой ценностью и сточки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей не основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.

Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса по математике является формирование следующих умений:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметными результатами изучения курса по математике является формирование следующих умений:

  • умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметными результатами изучения курса по математике являются формирование следующих умений:

- читать и записывать любое изученное число;

- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;

- группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;

- устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

- называть первые три разряда натуральных чисел;

- представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

-дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;

-использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);

- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

- определять массу с помощью весов и гирь;

- определять время суток по часам;

- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.


VI. Содержание учебного предмета

  1. часов

1. Занимательная математика. - 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Математические игры, лабиринты, кроссворды. - 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта. - 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4-5. Решение занимательных задач. - 2 часа

Решение занимательных задач по теме «Умножение»

6-10. Упражнения с многозначными числами. - 5 часов

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

11. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

12. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

13. Решение логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

14. Загадки-смекалки. - 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

15. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

16. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17. Задачи с изменением вопроса. - 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

18. Решение нестандартных задач. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

19. Решение олимпиадных задач. - 1час

Решение задач повышенной сложности.

20. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

21. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). - 1 час

22-23. Решение логических задач. - 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

24. Игра «У кого какая цифра». - 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

25-26. Китайская головоломка "Танграм"- 2 часа

27-28. Задачи с многовариантными решениями. - 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Круглый стол «Подведем итоги». - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.


  1. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

урока

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводное занятие «Занимательная математика»

1

07.10


Определение интересов, склонностей учащихся.

2

Математические игры, лабиринты, кроссворды.

1

14.10

Выполнение заданий

3

Интересные приемы устного счёта.

1

21.10

Устный счёт

4-5

Решение занимательных задач

2

28.10

11.11

Работа в группе: решение задач

6-10

Упражнения с многозначными числами

5

18.11

25.11

02.12

09.12

16.12

Решение примеров в несколько действий.

11

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

23.12

Решение теста - кроссворда

12

Упражнения с многозначными числами

1

13.01

Решение примеров в несколько действий.

13


Решение логических задач.

1

20.01

Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

14

Загадки- смекалки.

1

27.01

Составление загадок, требующих математического решения.

15

Обратные задачи.

1

03.02

Работа в группах «Найди пару»

16

Практикум «Подумай и реши».

1

10.02

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17

Задачи с изменением вопроса.

1

17.02

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

18

Решение нестандартных задач.

1

24.02

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

19

Решение олимпиадных задач.

1

02.03

Решение заданий повышенной трудности

20

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

09.03


Решение заданий повышенной трудности

21

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

1

16.03

Работа в группах. Выполнение заданий.

22-23

Решение логических задач.

2

23.03

30.03

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

24

Игра: «У кого какая цифра»

1

13.04

Творческая работа

25-26

Китайская головоломка «Танграм»

2

20.04

27.04

Выполнение заданий

27-28

Задачи с многовариантными решениями

2

04.05

11.05

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

29

Математический КВН

1

18.05

Работа в группах. Систематизация знаний по изученным разделам.

30

Круглый стол «Подведем итоги»

1

25.05

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование класса

  1. Классная доска.

  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  3. Рабочее место учителя.

  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.

  5. Настенные стенды для размещения информации.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Принтер струйный.

  5. Ноутбук для учителя.

  6. Индивидуальные ноутбуки для учащихся.

  7. Документ - камера.

  8. DVD - плеер.

  9. Документ - камера.

Диагностика учебной мотивации.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: km-school.ru

  3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

  5. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru

  6. Сайт ОМ «Школа России». - Режим доступа: http//school-russia.ru.

IX. Формы контроля


  • Проверочные работы

  • Контрольные работы

  • Самоконтроль

  • Диагностика сформированности вычислительных навыков 2 раза в год (на входе и на выходе)

X. Список литературы.


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004

  11. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004










© 2010-2022