Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Деление с остатком»

  1.Пятеро обучающихся, наиболее подготовленные, выполняют работу по карточкам по пройденному ранее материалу. Трое ребят, получают задание разложить цветные карточки по кармашкам на четыре равные части. Остальные выполняют устно задания, предложенные учителем на доске. 2.       Объяснение нового материала.  Результаты работ ребят с цветными карточками вывешиваются на доску, в это же время один из учеников собирает карточки с выполненным заданием и кладёт на стол учителю.  Объявляется задание по...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе.

Учитель : Калачёва Люсьена Юрьевна

Тема урока: « Деление с остатком»

Цель урока: Расширить знания обучающихся о приёмах и способах деления. Научить выполнять проверку при делении с остатком. Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. Воспитывать культуру речи, усидчивость, уважительное отношение к окружающим.

Ход урока:

  1. Организация класса(проверить готовность к уроку, собраны ли тетради с д/з, раздать тетради, карточки с заданиями, дать задание трём учащимся с цветными карточками).

Пятеро обучающихся, наиболее подготовленные, выполняют работу по карточкам по пройденному ранее материалу.

Карточка № 1 Карточка № 2 Карточка № 3

638 х 306 + 24012 : 69 = 195576 18 х ( 15 - х ) = 216 (х=3) 24 - 462 : х = 2 (х=21)

Карточка №4 Карточка № 5

76032 : 72 - 76032 : 88 = 192 44 + (а + 85 ) = 187 (а=58)

Трое ребят, получают задание разложить цветные карточки по кармашкам на четыре равные части.

Остальные выполняют устно задания, предложенные учителем на доске.

  1. Работа устно.

  1. Вычислить наиболее удобным способом:

а) 169 - ( 69 + 58 ) в) 25х43х4

б) ( 75 + 49 ) - 25 г) 17х652х0

2) При каких значениях буквы верны данные равенства:

а) m : 1 = 5 б) 7ха = 0 в) х : х = 1 г) с : 7 = 0

3) Решить уравнение:

а) у : 7 = 6 б) 90 : х = 5

( Вспомним компоненты при делении, как найти неизвестное делимое, делитель по известным компонентам).

  1. Объяснение нового материала.

1.Результаты работ ребят с цветными карточками вывешиваются на доску, в это же время один из учеников собирает карточки с выполненным заданием и кладёт на стол учителю.

Объявляется задание по цветным карточкам и проверяется результат раскладывания.

Из данного задания можно сделать вывод, что не всегда возможно деление одного натурального числа на другое нат. число нацело. В случаях с количеством карточек 23 и 17 получается деление с остатком, с которым мы сегодня и познакомимся.

Запишем в рабочих тетрадях сегодняшнее число и тему урока. Какая у нас сегодня тема урока? Правильно: « Деление с остатком».

Как мы уже сказали, нам известны следующие компоненты при делении:

Делимое : Делитель = Частное

В том случае, когда при делении натуральных чисел получается остаток, он является четвёртым компонентом, а частное в этом случае называется НЕПОЛНЫМ.

Например: 23 : 4 = 5 ( ост. 3) ( записать на доске деление на уголок)

Делимое Делитель

Остаток Неполное частное

Остаток всегда меньше делителя!

В случае, когда остаток равен нулю: 20 : 4 = 5 (ост. 0) говорят, что делимое делится на делитель без остатка или НАЦЕЛО.

? Подумайте: Какие остатки могут получиться при делении различных чисел на 2? На 7?

Откройте учебники на странице 82 и найдите № 533.В этом номере необходимо выполнить деление и назвать все его компоненты.

Один из учеников на доску выносит решение задания под буквой а), задания б) и в) выполняются за доской двумя другими учащимися одновременно. Остальные работают самостоятельно, а учитель в это время проверяет работу по карточкам, которые раздавались в начале урока. После выполнения открываем доску и проверяем, проговаривая компоненты.

А теперь положили ручки, подняли глазки на меня, слушаем внимательно вопрос:

Придумайте число, при делении которого на 15 получается остаток 3. Возможные ответы: (18, 33, 48, 63 и т.д.).

2.Разделим 17 на 5 : 17 : 5 = 3 (ОСТ. 2)

Вспомним, как мы находили делимое, зная делитель и частное? (делитель х частное)

А как можно получить число 17?

17 = 5 х 3 + 2

Значит: ЧТОБЫ НАЙТИ ДЕЛИМОЕ ПРИ ДЕЛЕНИИИ С ОСТАТКОМ, НУЖНО УМНОЖИТЬ НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ НА ДЕЛИТЕЛЬ И К ПОЛУЧЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ ПРИБАВИТЬ ОСТАТОК.

Запишем правило, повторим хором. Снова глазки на меня. Работаем устно.

Найдите делимое, если делитель - 13, неполное частное - 9 и остаток - 7.

Ученик, верно ответивший на данный вопрос, выносит решение на доску.

13 х 9 + 7 = 124

Выполним № 538 учебника. (у доски)

25 х 0 + 12 = 12

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Итак, ребята, что же нового мы сегодня узнали?

( Познакомились с делением с остатком)

Чему научились?

( Научились находить делимое по неполному частному, делителю и остатку)

Прокомментировать ответы учащихся, оценить.

Дома : п. 13, выучить правило на стр. 81. № 550 (а,б), № 553.



© 2010-2022