- Преподавателю
- Математика
- Использование информационных технологий на уроках математики
Использование информационных технологий на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балабанова В.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности учащихся в условиях сменной школы.
Современное общество, переживающее процесс информатизации, в условиях быстро меняющейся экономики и рынка труда испытывает потребность в предприимчивых молодых людях, максимально использующих свои творческие задатки, имеющих высокий уровень владения современными информационными технологиями в практической деятельности.
Информатизация образования предполагает внедрение в практику новых средств обучения - интерактивных учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов, новых аппаратно-технических средств, что требует разработки соответствующего методического обеспечения.
Проблема преемственности между системами развивающего и традиционного обучения в условиях сменной школы обуславливает усиление практической направленности обучения и адаптацию новых технологий к сложившемуся опыту организации учебного процесса.
Проект «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательной деятельности учащихся на уроках математики» направлен на решение проблемы апробации и адаптации новых методик, предполагающих использование ИКТ, на разных этапах урока в условиях сменной школы. Проект является практико-ориентированным, разработан в результате обобщения педагогического опыта, его структура определена логикой инновационной деятельности.
Педагогический опыт носит инновационный характер, о чем можно судить по проявлению следующих критериев:
-
оптимальность: внедрение разработанного проекта в практику показало существенное повышение качества обучения, мотивации и творческой активности учащихся при небольших затратах на организацию учебной деятельности;
-
результативность: отслеживание результатов на протяжении с 2007 по 2010 г.г. показало устойчивость положительных результатов (повышение качества знаний обучающихся, числа учащихся, применяющих ИКТ в образовательных целях, положительную динамику результатов ЕГЭ и увеличение количества педагогов, применяющих инновационный опыт).
Обобщение результатов инновационной деятельности позволяет сделать вывод о достижении уровня конкретизации теоретических положений и разработанных методик внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Накопленный опыт позволяет осуществить переход на уровень их дополнения.
Методологическая база опирается на следующие психолого-педагогические теории и концепции:
-
деятельностный подход в обучении (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубиншейн, Т.Ф.Талызина);
-
теория информатизации образования (Е.В. Гриншкун, М.И. Машбиц, И.В. Роберт);
-
методика обучения математике ( В.А.Гусев, В.А.Далингер).
Теоретико- методологическая база реализуется на основе следующих принципов:
Принцип «от субъекта обучения к формам работы» означает выбор формы работы исходя из возможностей и образовательных потребностей учащихся.
Принцип минимизации педагогических потерь - использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, должно обеспечивать более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.
Принцип творческой деятельности - применение ИКТ в процессе обучения ориентировано на творческую деятельность обучающихся.
Ключевые понятия: образовательная деятельность учащихся, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, обучение математике с использованием ИКТ.
Цель - повышение качества знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе использования новых информационных технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-
подбор форм и методов обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-
поиск программных средств, адекватных поставленным педагогическим задачам, разработка методики их использования на уроках математики;
-
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Для решения поставленных задач используются следующие методы и средства: организация проектов с использованием ИКТ, разработка презентационного материала, использование образовательных ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов, образовательных электронных изданий (электронных учебников), автоматизированный контроль знаний.
Педагогический опыт построен на достижениях психолого - педагогической науки. Это означает ориентацию на:
повышение интереса и усиление мотивации обучения;
создание положительного эмоционального настроя и ситуации успеха на уроке;
развитие творческих качеств личности и успешную социализацию обучающихся;
дифференцированный и индивидуальный подход в работе с учащимися;
оптимальное использование временных ресурсов, снижение нагрузки на учащихся;
выбор эффективных средств изложения нового материала, организация самостоятельной деятельности учащихся, контроля и оценивания.
Социальная направленность инновационного опыта базируется на возможностях современных средств ИКТ. Для этого используются такие формы работы как:
-
вовлечение учащихся в проектную деятельность, организация учебного взаимодействия в процессе групповой и коллективной работы;
-
организация дискуссии ценностно-мировоззренческого характера (отношение к миру и своему здоровью, информационная культура и информационная безопасность);
- поиск новых форм и методических приемов, обеспечивающих эффективное использование ИКТ, оценка их дидактических возможностей.
Основные идеи педагогического опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности учащихся в условиях сменной школы» были представлены на мероприятиях различного уровня. В настоящее время проект «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательной деятельности учащихся на уроках математики» апробирован в практической работе, обобщен, выработаны рекомендации по его практическому применению.
Реализация проекта требует минимальных экономических вложений.
Результаты могут быть использованы в любых общеобразовательных учреждениях, в том числе сменных школах.
Реализация педагогического опыта предусматривает использование материальных и программно-методических ресурсов (компьютерный класс, интерактивная доска со специализированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, локальная сеть, Интернет, образовательные электронные издания по математике, авторские дидактические материалы). Дополнительных ресурсов не требуется.