- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной
Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова М.Б. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дисциплина - «Математика»
Курс -2
Семестр -3
Практическая работа № 6
Тема: «Исследование функции при помощи производной»
Цель: формирование умений исследовать функции при помощи производной, применять производную при решении задач на максимум и минимум.
Методические указания для практической работы
Теоретические сведения
-
Возрастание и убывание функции
Функция называется возрастающей в промежутке , если для любыхи, принадлежащих этому промежутку и таких, что , имеет место неравенство .
Функция называется убывающей в промежутке , если для любыхи, принадлежащих этому промежутку и таких, что , имеет место неравенство .
Как возрастающие , так и убывающие функции называются монотонными, а промежутки, в которых функция возрастает или убывает, - промежутками монотонности.
Возрастание и убывание функции характеризуется знаком ее производной:
если в некотором промежутке , то функция возрастает в этом промежутке;
если в некотором промежутке , то функция убывает в этом промежутке.
Пример 1. Найти промежутки монотонности следующих функций:
а) б)
а) Находим производную:, имеем .
Последующие рассуждения представим в таблице:
4
-
0
+
Таким образом, данная функция в промежутке убывает,
а в промежутке возрастает.
б)
Составим таблицу:
0
4
+
0
-
0
+
Итак, в промежутках и функция возрастает, а в промежутке - убывает.
-
Исследование функции на экстремум
с помощью первой производной
Точка из области определения функции называется точкой минимума этой функции, если существует такая - окрестность
точки , что для всех из этой окрестности выполняется неравенство
Точка из области определения функции называется точкой максимума этой функции, если существует такая - окрестность
точки , что для всех из этой окрестности выполняется неравенство
Точки минимума и максимума функции называются точками экстремума данной функции, а значения функции в этих точках - минимумом и максимумом (или экстремумами) функции.
Точками экстремумами могут служить только критические точки, т.е. точки, принадлежащие области определения функции, в которых производная обращается в нуль или терпит разрыв.
Если при переходе через критическую точку производная меняет знак, то функция имеет в точке экстремум: минимум в том случае, когда производная меняет знак с минуса на плюс, и максимум - когда с плюса на минус. Если же при переходе через критическую точку производная не меняет знака, то функция в точке не имеет экстремума.
-
Правило нахождения экстремумов функции
с помощью первой производной
-
Найти производную .
-
Найти критические точки функции , т.е. точки в которых обращается в нуль или терпит разрыв.
-
Исследовать знак производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции . При этом критическая точка есть точка минимума, если она отделяет промежуток, в котором , от промежутка, в котором , и точка максимума - в противном случае. Если же в соседних промежутках, разделенных критической точкой , знак производной не меняется, то в точке функция экстремума не имеет.
-
Вычислить значения функции в точках экстремума.
Пример 2. Исследовать на экстремум следующие функции:
а) б)
а) Находим , приравняем производную к нулю, имеем . Получим единственную критическую точку .
Последующие рассуждения представим в таблице:
2
-
0
+
Минимум
График функции есть парабола. Точка минимума (2;-4) является вершиной параболы.
б) Находим , приравняем производную к нулю, имеем . Получим две критические точки и .
Последующие рассуждения представим в таблице:
0
2
+
0
-
0
+
Максимум
Минимум
-
Наименьшее и наибольшее значения функции
Для нахождения наименьшего и наибольшего значений функции, непрерывной в некотором промежутке, необходимо:
-
Найти критические точки, принадлежащие заданному промежутку, и вычислить значения функции в этих точках;
-
Найти значения функции на концах промежутка;
-
Сравнить полученные значения; тогда наименьшее и наибольшее из них являются соответственно наименьшим и наибольшим значениями функции в рассматриваемом промежутке.
Пример 3. Найти наименьшее и наибольшее значение функции в промежутке .
Имеем ; 2, т.е. - критическая точка. Находим ; далее, вычисляем значения функции на концах промежутка: , .
Итак, наименьшее значение функции равно - 1 и достигается ею во внутренней точке промежутка, а наибольшее значение равно 3 и достигается на левом конце промежутка.
-
Построение графиков функций
Общая схема построения графиков функций
-
Найти область определения функции.
-
Выяснить, не является ли функция четной, нечетной или периодической.
-
Найти точки пересечения графика с осями координат (если это не вызывает затруднений).
-
Найти асимптоты графика функции.
-
Найти промежутки монотонности функции и ее экстремумы.
-
Найти промежутки выпуклости графика функции и точки перегиба.
-
Построить график, используя полученные результаты исследования.
Пример 4 . Построить график функции .
-
Функция определена на всей числовой прямой, т.е. .
-
Данная функция не является ни четной, ни нечетной; кроме того, она не является периодической.
-
Найдем точку пересечения графика с осью : полагая , получим . Точки пересечения графика с осью в данном случае найти затруднительно.
-
Очевидно, что график функции не имеет асимптот.
-
Найдем производную: . Далее, имеем .
Точки и делят область определения функции на три промежутка: , , . В промежутках и , то есть функция возрастает, а в промежутке , то есть функция убывает. При переходе через точку производная меняет знак с плюса на минус, а при переходе через точку - с минуса на плюс. Значит, .
-
Найдем вторую производную: . Точка делит область определения функции на два промежутка и . В первом из них , а во втором
, то есть в промежутке кривая выпукла вверх, а в промежутке выпукла вниз. Таким образом, получим точку перегиба (2;-1).
-
Используя полученные данные, строим искомый график.
Дисциплина - «Математика»
Курс -2
Семестр -3
Практическая работа № 6
Тема: «Исследование функции при помощи производной»
Цель: формирование умений исследовать функции при помощи производной, применять производную при решении задач на максимум и минимум.
Вариант 1.
-
Найдите промежутки монотонности функции .
-
Найдите наименьшее и наибольшее значение функции:
на отрезке .
-
Найдите промежутки выпуклости и точки перегиба кривых:
-
; б) .
-
Дан закон прямолинейного движения точки
(t - в секундах, s - в метрах). Найдите максимальную скорость движения этой точки.
-
Исследуйте функцию и постройте ее график:
.
Вариант 2.
-
Найдите промежутки монотонности функции .
-
Найдите наименьшее и наибольшее значение функции
на отрезке .
-
Найдите промежутки выпуклости и точки перегиба кривых:
-
; б) .
-
Дан закон прямолинейного движения точки (t - в секундах, s - в метрах). Найдите максимальную скорость движения этой точки.
-
Исследуйте функцию и постройте ее график:
.