Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина - «Математика»

Курс -2

Семестр -3

Практическая работа № 6

Тема: «Исследование функции при помощи производной»

Цель: формирование умений исследовать функции при помощи производной, применять производную при решении задач на максимум и минимум.

Методические указания для практической работы

Теоретические сведения

  1. Возрастание и убывание функции

ФункцияМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной называется возрастающей в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , если для любыхМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойиМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной, принадлежащих этому промежутку и таких, что Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , имеет место неравенство Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Функция Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной называется убывающей в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , если для любыхМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойиМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной, принадлежащих этому промежутку и таких, что Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , имеет место неравенство Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Как возрастающие , так и убывающие функции называются монотонными, а промежутки, в которых функция возрастает или убывает, - промежутками монотонности.

Возрастание и убывание функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной характеризуется знаком ее производной:

если в некотором промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , то функция возрастает в этом промежутке;

если в некотором промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , то функция убывает в этом промежутке.

Пример 1. Найти промежутки монотонности следующих функций:

а)Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной б)Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

а) Находим производную:Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной, имеем Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Последующие рассуждения представим в таблице:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

4

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

-

0

+

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Таким образом, данная функция в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной убывает,

а в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной возрастает.

б)Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Составим таблицу:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

0

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

4

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

+

0

-

0

+

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Итак, в промежутках Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной и Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной функция возрастает, а в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной - убывает.


  1. Исследование функции на экстремум

с помощью первой производной


Точка Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной из области определения функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной называется точкой минимума этой функции, если существует такая Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной - окрестность

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойточки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , что для всех Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной из этой окрестности выполняется неравенство Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Точка Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной из области определения функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной называется точкой максимума этой функции, если существует такая Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной - окрестность

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойточки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , что для всех Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной из этой окрестности выполняется неравенство Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Точки минимума и максимума функции называются точками экстремума данной функции, а значения функции в этих точках - минимумом и максимумом (или экстремумами) функции.

Точками экстремумами могут служить только критические точки, т.е. точки, принадлежащие области определения функции, в которых производная Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной обращается в нуль или терпит разрыв.

Если при переходе через критическую точку Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной производная Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной меняет знак, то функция Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной имеет в точке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной экстремум: минимум в том случае, когда производная меняет знак с минуса на плюс, и максимум - когда с плюса на минус. Если же при переходе через критическую точку Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной производная Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной не меняет знака, то функция Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной в точке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной не имеет экстремума.

  1. Правило нахождения экстремумов функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

с помощью первой производной

  1. Найти производную Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  2. Найти критические точки функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , т.е. точки в которых Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной обращается в нуль или терпит разрыв.

  3. Исследовать знак производной Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . При этом критическая точка Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной есть точка минимума, если она отделяет промежуток, в котором Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , от промежутка, в котором Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , и точка максимума - в противном случае. Если же в соседних промежутках, разделенных критической точкой Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , знак производной не меняется, то в точке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной функция экстремума не имеет.

  4. Вычислить значения функции в точках экстремума.

Пример 2. Исследовать на экстремум следующие функции:

а)Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной б) Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

а) Находим Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , приравняем производную к нулю, имеем Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . Получим единственную критическую точку Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Последующие рассуждения представим в таблице:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

2

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

-

0

+

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Минимум

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

График функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной есть парабола. Точка минимума (2;-4) является вершиной параболы.

б) Находим Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , приравняем производную к нулю, имеемМетодическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . Получим две критические точки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной и Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Последующие рассуждения представим в таблице:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

0

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

2

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

+

0

-

0

+

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Максимум

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Минимум

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

  1. Наименьшее и наибольшее значения функции

Для нахождения наименьшего и наибольшего значений функции, непрерывной в некотором промежутке, необходимо:

  1. Найти критические точки, принадлежащие заданному промежутку, и вычислить значения функции в этих точках;

  2. Найти значения функции на концах промежутка;

  3. Сравнить полученные значения; тогда наименьшее и наибольшее из них являются соответственно наименьшим и наибольшим значениями функции в рассматриваемом промежутке.

Пример 3. Найти наименьшее и наибольшее значение функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Имеем Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной ; 2Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной, т.е. Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной - критическая точка. Находим Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной ; далее, вычисляем значения функции на концах промежутка: Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Итак, наименьшее значение функции равно - 1 и достигается ею во внутренней точке промежутка, а наибольшее значение равно 3 и достигается на левом конце промежутка.


  1. Построение графиков функций

Общая схема построения графиков функций

  1. Найти область определения функции.

  2. Выяснить, не является ли функция четной, нечетной или периодической.

  3. Найти точки пересечения графика с осями координат (если это не вызывает затруднений).

  4. Найти асимптоты графика функции.

  5. Найти промежутки монотонности функции и ее экстремумы.

  6. Найти промежутки выпуклости графика функции и точки перегиба.

  7. Построить график, используя полученные результаты исследования.

Пример 4 . Построить график функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Функция определена на всей числовой прямой, т.е. Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  2. Данная функция не является ни четной, ни нечетной; кроме того, она не является периодической.

  3. Найдем точку пересечения графика с осью Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной : полагая Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , получим Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . Точки пересечения графика с осью Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной в данном случае найти затруднительно.

  4. Очевидно, что график функции не имеет асимптот.

  5. Найдем производную: Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . Далее, имеем Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

Точки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной и Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной делят область определения функции на три промежутка: Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . В промежутках Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной и Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , то есть функция возрастает, а в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , то есть функция убывает. При переходе через точку Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной производная меняет знак с плюса на минус, а при переходе через точку Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной - с минуса на плюс. Значит, Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Найдем вторую производную: Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . Точка Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной делит область определения функции на два промежутка Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной и Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной . В первом из них Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной , а во втором

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной, то есть в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной кривая выпукла вверх, а в промежутке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной выпукла вниз. Таким образом, получим точку перегиба (2;-1).

  1. Используя полученные данные, строим искомый график.

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной


Дисциплина - «Математика»

Курс -2

Семестр -3

Практическая работа № 6

Тема: «Исследование функции при помощи производной»

Цель: формирование умений исследовать функции при помощи производной, применять производную при решении задач на максимум и минимум.

Вариант 1.

  1. Найдите промежутки монотонности функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  2. Найдите наименьшее и наибольшее значение функции:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойна отрезке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Найдите промежутки выпуклости и точки перегиба кривых:

  1. Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной; б) Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Дан закон прямолинейного движения точки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной

(t - в секундах, s - в метрах). Найдите максимальную скорость движения этой точки.

  1. Исследуйте функцию и постройте ее график:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной.

Вариант 2.

  1. Найдите промежутки монотонности функции Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  2. Найдите наименьшее и наибольшее значение функции

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производнойна отрезке Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Найдите промежутки выпуклости и точки перегиба кривых:

  1. Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной; б) Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной .

  1. Дан закон прямолинейного движения точки Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной (t - в секундах, s - в метрах). Найдите максимальную скорость движения этой точки.

  2. Исследуйте функцию и постройте ее график:

Методическая разработка. Тема: Исследование функции при помощи производной.

© 2010-2022